Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
консультация по коррекционной педагогике

Сафронова Татьяна Петровна

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях сурдопедагога по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. В общеразвивающем детском саду это могут быть и коррекционные занятия логопеда.

Дается описание особенностей и этапов овладение речью, условий создания слухоречевой среды, игр для работы по развитию речи с глухими/слабослышащими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pri_nsluha.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач в дошкольный период.

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих:

  • развитие коммуникативных навыков — способности использовать любые доступные средства общения (смысловые жесты, мимика, интонация, контактные взгляды, имитационные способности);
  • развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи, формирование слуховых образов этих сигналов в памяти;
  • развитие понимания речи окружающих через овладение значением конкретных слов и простых фраз;
  • развитие произносительной стороны устной речи ребенка;
  • развитие когнитивных навыков.

Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во время режимных моментов, в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании), а также на специальных занятиях сурдопедагога по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. В общеразвивающем детском саду это могут быть и коррекционные занятия логопеда.

Важным в формировании речи является закрепление и активизация полученных ребенком навыков в семье, в процессе общения и специальных занятий с родителями под руководством сурдопедагога.

Таким образом, педагоги общеразвивающего дошкольного учреждения могут заниматься с глухим/слабослышащим ребенком развитием речи по следующим направлениям:

  • организовывать и активизировать речевое общение ребенка с нарушенным слухом и слышащих сверстников;
  • способствовать пониманию речи окружающих на слухозрительной основе; пополнять лексический запас ребенка во время режимных моментов и на занятиях;
  • отрабатывать грамматические и коммуникативные конструкции;
  • развивать связную речь;
  • контролировать произносительные навыки детей;
  • привлекать внимание дошкольника с нарушенным слухом к различным неречевым и речевым звукам.

Чтобы правильно организовать работу по развитию речи с ребенком, имеющим нарушение слуха, необходимо учитывать его особенности и этапы овладения речью:

  1. Ребенок не знает слово на слух и при восприятии слухозрительно не узнает предмет при назывании.
  2. Ребенок не всегда правильно узнает слово, но может его приблизительно повторить за взрослым. Повторив слово, он может при этом показать другой предмет.
  3. Ребенок правильно узнает слово на слух/слухозрительно, пытается сам назвать предмет, но не может вспомнить артикуляцию.
  4. Ребенок узнает слово на слух/слухозрительно (правильно показывает предмет) и может назвать его по просьбе взрослого («Что это?») с нарушениями звукослоговой структуры.
  5. Ребенок самостоятельно использует слово при общении (просит сок— «Сок», «Дай сок»). Произносит слово с искажениями.
  6. Ребенок самостоятельно использует слово в речи и правильно его произносит.

Развитие лексической стороны речи — одна из важнейших составляющих в работе над  речью в детском саду.

Словарь — основа для освоения грамматического строя языка, развития связной монологической речи, формирования звуковой культуры речи и овладения коммуникативными умениями. Накопление словарного запаса глухого/слабослышащего ребенка происходит постепенно в процессе ознакомления с окружающим миром: дети соотносят предметы/объекты с названиями (что это? Кто это?), видят характерные признаки и качества и называют их (какой (ая), (ое), (ие)?), обозначают словом действия (что делает?).

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды.

Условия создания слухоречевой среды:

  • формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности;
  • поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень, и побуждение к активному применению речи;
  • использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • контроль речи детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухоречевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Речь взрослого должна быть достаточно естественной, эмоциональной, литературной, с соблюдением всех правил орфоэпии и грамматики. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе. На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее:

  • занятия по развитию речи носят комплексный характер;
  • тематический принцип — основа занятий;
  • методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т.д.;
  • речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Содержание занятий по развитию речи может включать:

  1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного  возраста с нарушениями слуха.
  2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения.
  3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности.
  4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звукобуквенным составом слова, грамматической формой слов в составе целых предложений.
  5. Формирование связной речи.

Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированы.

Рекомендуется использование следующих игр для работы по развитию речи с глухими/слабослышащими детьми:

  • овладение номинативной функцией языка: «Что это?», «Кто это?», «Скажи, какой?», «Кто что умеет делать?», «Что делает?», «Что с ним можно делать?» и т.п.;
  • перечисление свойств, внутренних качеств предмета, его характеристик: «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?», «Подбери слово» — определения и действия к предметам (снег... дерево... собака... коза... и т.д.), предметы к действиям и определениям (поливать... строить... лепить... синий... узкая... и т.д.);
  • овладение обобщающими понятиями:
  • «классификации предметов» (невербальные/безречевые с учетом их общих признаков: назначения, места хранения, использования; вербальные/речевые с введением обобщающих слов, обозначающих родовые понятия: машина, мяч, кукла — это игрушки и т.д.);
  • формирование понимания целого и его части (дерево – ствол, ветка, листья; платье – рукав, воротник, карман);
  • овладение значением и отношением слов разных частей речи: идет мальчик, собака, дождь и т.д.; бабочка летит – корабль плывет – машина едет; суп варит и т.д.; мяч сделан из резины (резиновый мяч) и т.д.; - овладение словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы и антонимы): дети/ребята — мальчики и девочки; день пасмурный (хмурый, серый); старый – новый, веселый – грустный и т.д., игры «Кто (что) может быть легким (добрым, новым и т.д.)?»; «Как сказать по-другому?»; «Продолжи цепочку слов» и т.п.; - овладение многозначностью слова: ручка у сумки – ручка чашки – ручка для письма – ручка (уменьшительное  название от слова рука); иголка для шитья – иголка у ежа – иголка у елки. – овладение составлением словосочетаний, предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа с использованием аналитического чтения, слухозрительного восприятия и устного произнесения.

Литература:

  1. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (сборник методических рекомендаций). Департамент образования города Москвы. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем инклюзивного образования. Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Серия «Инклюзивное образование»,  Москва , 2014 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".

Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....