Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Соловьёва Ольга Васильевна

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

                                                  Подготовила:

учитель-логопед ВКК        

Соловьёва О.В.

Барабинск, 2023 г

Речевое развитие в рамках ФГОС дошкольного образования

  Цель по ФГОС ДО:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития:

- овладение речью, как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитие связной речи;

- грамматически правильной диалогической и монологической речи

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевая грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.

Индикаторы речевой (функциональной) грамотности:

 ▪ владение навыками речевой активности;

 ▪ построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

▪ адекватное восприятие устной и письменной речи;

 ▪ точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

▪ соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи

    Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер.                         

Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей.

    Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие–это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.

Принципы развития речи:

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;

- Принцип развития языкового чутья;

- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- Принцип обеспечения активной языковой практики.

     Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по развитию речи, нужно создать необходимые педагогические условия:

-речевая  среда,   создать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий;  мини-театр, мини-библиотеку, уголок для свободной изодеятельности; пополнять и обновлять игровые зоны необходимым игровым материалом;

- создавать доброжелательную атмосферу в группе взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве та Ивановна Тихеева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.

Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности является главной задачей.

    Центр деятельности речевого развития должен быть оснащен  пособиями для проведения артикуляционных упражнения, игры для развития мелкой моторики, дидактические игры, упражнения для развития всех компонентов речи.

   Пути решения могут быть различны, главное –достижение цели. Но всё же строится на все на основных методах.

Традиционные методы и приёмы  развития речевой грамотности

Выделяют три группы методов

 - наглядные

- словесные

- практические

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Приемы: Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Мы живём  в информационную эпоху, когда технологии меняются достаточно быстро, нашей задачей является адаптация к переменчивому миру.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок речевой грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии

Инновационные технологии развития речевой грамотности

  1. Интегрированный метод обучения 

Основателем интегрированного обучения считается американский ученый и педагог Д.Дьюи, который разработал эту программу в начале XX в. В 20-х г.г. идеи интегрированного обучения внедряются в практику российских школ.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественного - эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно - прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:

- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

- Частичная интеграция (худ. литература и изо деятельность)

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

2. Мнемотехника

Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:

Метод наглядного моделирования (пиктограмма) - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

 Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

 3. Информационно – коммуникационные технологии

В настоящее время формируется множество простых и сложных компьютерных программ для различных сфер познания. В зависимости от возраста ребенка и используемых программ компьютер может служить оппонентом по игре, репетитором, рассказчиком. 

Выделяют разнообразные компьютерные средства, которые направлены на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом использовать при обучении детей дошкольного возраста.  

Так, во-первых, внедрение интерактивных технологий в образование существенным образом делает передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества более простой не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. 

Во-вторых, современные интерактивные технологии дают возможность повысить качество обучения, что в дальнейшем позволяет человеку быстрее привыкнуть к окружающей его обстановке, ориентироваться в происходящих социальных преобразованиях. 

Интерактивное оборудование

Интерактивные доски

Мобильный планетарий

Интерактивная песочница

Конструкторы LEGO

Робототехника

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

4. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Приемы, методы и средства:

  1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)
  2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечинающих пассажиров.)

Примеры:

Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

5. Технология ТРИЗ

Основателем теории ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель ТРИЗа - не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.  Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Методы:

 Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

 Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».

 Морфологический анализ Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

Обучения детей составлению сравнений, загадок.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Обучения детей составлению метафор

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

 Обучение детей составлению творческих рассказов по картине

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

- «текст реалистического характера»

- «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом.

6. Технология Синквейна

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами.

В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

7. Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

- развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

- выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

- снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

- обучение преодолению страхов и трудностей.

- развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

8. Кейс-технология в переводе с латинского – запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.

Кейс - иллюстрации и фото-кейс;

 используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Технология  содержит:

- иллюстрацию, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

- текст

 (правильно поставленный вопрос мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Первый этап: Знакомство детей с ситуацией (иллюстрацией). На этом этапе педагог сообщает важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т. д. Детям задаются вопросы, направленные на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает персонаж?»«Что случилось с ним?»

Второй этап: выявление причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?»«Почему так произошло?». Важно поощрять версии, выдвигаемые детьми, педагог ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

Третий этап: этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в этой ситуации.

Четвертый этап: этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Воспитатель предлагает детям сформулировать правила, которыми бы могли воспользоваться все. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

9. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.                                       

Приёмы ТРКМ

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Приём «Кубик Блума»

Приём Опорные сигналы (ОС)

Прием «Прогнозирование»

 Прием «Пирамида предсказаний»

Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

   Педагог выбирает какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Читая произведение, во время каждой остановки спросить у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсудить с детьми сходства и различия их версий с оригинальной. Такой прием учит детей мыслить логически. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные доводы не принимаются. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Детям заранее приготовить утверждения. Утверждения могут быть верными и неверными. В начале занятия после объявления темы, предлагается детям поиграть в игру «Верите ли вы, что...». Педагог читает утверждения, а дети, если утверждение верное ставят плюс, если не верное - минус.

Тема – электричество

1. Электрический ток течет только по проводам.

2.Электрический ток вырабатывается на электростанции.

3.Электрический ток иногда безопасен.

4.Поезд движется с помощью электричества

Затем таблица откладывается, и в ходе занятия выясняются правильные ответы на вопросы. В конце занятия возвращаемся к таблице, снова читаются вопросы, а дети карандашом другого цвета ставят соответствующий знак. Если в конце занятия дети поставили знаки правильно, то материал - усвоен.

Во время этого приема идет активизация внимания, памяти, потому что нужно вспомнить, как было сделано ранее.

Приём «Кубик Блума»

Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях,  когда  у  детей  уже  есть  представление  о  сути  темы.  Этот

упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Каждая сторона кубика несёт вопрос («Назови», «Почему», «Объясни», «Придумай», «Поделись», «Предложи»)

Например, кубик на лексическую тему «Осень»

Приём Опорные сигналы (ОС)

  Это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью знаков: ключевых слов, фраз; забавных рисунков; символов; схем.  

«Заучивание по рисункам (схемам)»

На каждую строчку стихотворения рисуется схема, которая помогает не только на слух, но и зрительно выстраивать цепочку строк, и стихотворение легче запоминается. Если схемы вывесить на доске в ряд, ребёнок, глядя на них, быстрее самостоятельно воспроизводит стихотворение вслух.

Прием «Прогнозирование»

Активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина  «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина  «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

Прием «Пирамида предсказаний»

Цель: научить детей формулировке и построению гипотез.

Руководство: взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия каких-либо невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

1. Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?

2. Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?

3. Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?

4. Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?

5. Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?

6. Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету?

7. Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?

8. Что было бы, если бы… солнце стало синим?

9. Что было бы, если бы… у мальчишек не было карманов?

 В процессе доказательства гипотезы, мы развиваем память, мышление, воображение. А это и есть начальная ступень в развитии критического мышления.

«Да или нет»

(Интерактивная технология «Работа в парах»).

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения–игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры.

Педагог раскладывает предметы на столе и предлагает детям посоветоваться друг с другом и загадать какой-нибудь предмет, но ему не говорить. Педагог, чтобы угадать какой предмет загадали дети, задаёт им вопросы. Дети могут отвечать только «да» или «нет». Воспитанникам дается время для обдумывания.

Вопросы:

Этот предмет нужен в хозяйстве?

Его едят?

Его надевают на тело?

Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с …?

Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определённой логики: от назначения предмета – к его расположению – к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку. Затем педагог предлагает детям поменяться ролями: он загадает предмет, а дети будут задавать вопросы и отгадывать.

«Вот так»

(Интерактивная технология «Большой круг»)

ЦельЗакрепление у дошкольников умений отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

 Как живёшь? −

 Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем) −

 А глядишь? −

 Вот так (смотрят в бинокль) −

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно.

Вопросы могут быть самыми разными:

 Как плывёшь? А бежишь?−

 Ждешь обед? Машешь вслед?−

 Утром спишь? Как шалишь?−

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

«Будь внимателен»

(Интерактивная технология «Большой круг»).

Цель. Обучение детей корректному реагированию на различные сообщения.

Ход игры.

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невесёлое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль». Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

Я еду в гости.

Я победила в конкурсе воспитателей.

У меня сегодня очень сильно болит голова.

Я купила себе красивое платье.

Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Игры-тренажеры для развития речи детей

Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, можно предложить выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме - эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Круги Луллия (Волшебные диски)

Круги Луллия можно изготовить своими руками. Волшебные диски - это одно из средств, для развития связной речи и обучения грамоте. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.

 Дидактические игры «Составь предложение», «Составь слово», «Произнеси правильно звук»

Лэпбук «Говорушки» Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописиИгровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы.

Игры с цветными квадратами

Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей.

Моделирование сюжета

Волшебные стрелочки или липкие веревочки показывают направление сюжета, совместно с детьми можно составить план, быстро и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы. Составить рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей - самостоятельно моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка.

Ребенок раскладывает на полянках в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.

Вывод:

Технологический подход, дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

  Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Список литературы:

Алеушина В.К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности / Книжки, нотки и игрушки. – 2011. – 3-6 с.

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000

 Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / В сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – 4-16 с.

 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. – М., 2004. – 138 с.

Азарова, А. Метод ролевой игры. Спб.: речь, 2011 – 352 с.

Анисенко, А. А., БурлаковА, Ю. В. Современные технологии обучения // Педагог 3:0. Подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской конференции, г. Нижний Новгород, 2016. 

Бойко, Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание, 2017 – 3-5 с 

Виноградова, Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. М.:УЦ «Перспектива», 2011 – 208 с.

Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя / ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С.Н. Цейтлина // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. – 2009 – 23-36 с.

Коротаева, Е. Дидактические основы интерактивного обучения / Е. Коротаева // журнал «Дошкольное воспитание». – 2013 – 128 с. 

 Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М., Академия, 2008 – 201-202 с.

Косикова, Л. П. Инновационный потенциал педагогов ДОУ. Пути развития / Л. П. Косикова // Практика управления ДОУ. -2012 – 80 с. 

Кямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2008 – 49-52 с.

 Литвинова, О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения //Молодой ученый. 2015 – 1390-1392 с.

Развитие коммуникативно-речевой компетентности детей дошкольного возраста средствами интерактивных форм, методов и приемов: методическое пособие. / Авт.-сост. Котова Л.Н., Прокопчук Ю.А., Егорова Л.А., Компаниец О.В., Новак Р.В., Нетребская О.Г., Пуресина Н.А., Яковлева В. В., Пастерская В.А., Иванова Е.В., Твердохлеб М.В., Ерёменко Ю. А.; Донецк: Истоки, 2017.

Халимова, Г. Г. Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование / Г.Г. Халимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). Уфа: Лето, 2014 – 73-76 с.

16 Сайт Педпроект.рф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста Подготовила: у читель-логопед : Соловьёва О.В.

Слайд 2

Речевое развитие в рамках ФГОС дошкольного образования Цель по ФГОС ДО: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития: - овладение речью, как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - развитие связной речи; - грамматически правильной диалогической и монологической речи - развитие речевого творчества; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Речевая грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность детей старшего дошкольного возраста рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.

Слайд 4

Индикаторы речевой (функциональной) грамотности: ▪ владение навыками речевой активности; ▪ построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; ▪ адекватное восприятие устной и письменной речи; ▪ точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме; ▪ соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи

Слайд 5

Принципы развития речи: - Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; - Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи; - Принцип развития языкового чутья; - Принцип формирования элементарного осознания явлений языка; - Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; - Принцип обогащения мотивации речевой деятельности; Принцип обеспечения активной языковой практики. П едагогические условия: -речевая среда, создать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий; мини-театр, мини-библиотеку, уголок для свободной изодеятельности ; пополнять и обновлять игровые зоны необходимым игровым материалом; создавать доброжелательную атмосферу в группе взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Слайд 6

Традиционные методы и приёмы развития речевой грамотности Выделяют три группы методов - наглядные - словесные - практические

Слайд 7

Инновационные технологии развития речевой грамотности

Слайд 8

Мнемотехника Метод наглядного моделирования (пиктограмма) Мнемотаблица Мнемоквадраты М немодорожки Замещение Интегрированный метод обучения

Слайд 9

Информационно – коммуникационные технологии Интерактивное оборудование Интерактивные доски Мобильный планетарий Интерактивная песочница Конструкторы LEGO Робототехника

Слайд 10

Технология проблемного обучения Приемы, методы и средства: Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?) Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?) Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.) Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.) Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечинающих пассажиров.) Примеры: Сказка «Репка» . У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь? Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Слайд 11

Технология ТРИЗ Методы: Мозговой штурм Метод фокальных объектов Морфологический анализ Прием «Эмпатия» Поэтажное конструирование Обучения детей составлению сравнений, загадок Обучения детей составлению метафор Обучение детей составлению творческих рассказов по картине Технология Синквейна Сказкотерапия Кейс-технология

Слайд 12

Технология развития критического мышления (ТРКМ) Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» Прием «Верные и неверные утверждения» Прием «Кубик Блума » Прием « Заучивание по рисункам (схемам)» Прием «Прогнозирование» Прием «Пирамида предсказаний» Прием «Да или нет » Прием « Вот так» Прием «Будь внимателен»

Слайд 13

Игры-тренажеры для развития речи детей Игра « Круги Луллия (Волшебные диски) Скажи так же, как нарисовано на схеме» , Лэпбук «Говорушки» Игры с цветными квадратами Моделирование сюжета

Слайд 14

Вывод: Технологический подход, дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать , выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...