Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в логопедической группе ДОУ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Акимкина Александра Михайловна

 ознакомить  с особенностями проектирования индивидуального образовательного маршрута в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в  логопедической группе ДОУ.


Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребёнка с ОВЗ понимаются особенности мотивационной, познавательной , эмоционально-волевой сферы ребенка, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который позволяет описать специальные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, представляющий общие сведения о ребенке и его психолого-педагогическую характеристику, образовательные и коррекционно-развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы; методы воспитания и обучения, коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.).
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Индивидуальная образовательная программа – это документ, представляющий общие сведения о ребенке и его психолого-педагогическую характеристику, образовательные и коррекционно-развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы; методы воспитания и обучения, коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.).

ИОМ и ИОП в нашем дошкольном учреждении у группе компенсирующей направленности для детей , испытывающих трудности в обучении и (или) имеющих сложную структуру дефекта разрабатывается по следующему алгоритму.
1 Этап.
Проведение диагностики ребёнка на момент поступления в логопедическую группу. (на основании распоряжения МИН Просвещения РФ от 09.09.2019 №Р-93) Наблюдение за ребёнком в организованной специалистом деятельности и в свободной игровой деятельности. Сбор данных анамнеза. Беседа с родителями. Определение «проблемных» и «успешных» зон развития. Консультирование родителей по итогам диагностики.
2 Комплексная оценка специалистами ДОУ необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута на заседании ППК ДОУ. Учитель-логопед - предоставляют результаты комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ Озвучивает специалистов медицинского профиля, необходимых для участия в реабилитации ребёнка с ОВЗ, даёт родителям рекомендации посетить данных специалистов. Так ребёнок с нарушением слуха, находится под наблюдением сурдолога, ЛОР врача. Получает консультационно-методическую помощь сурдопедагога. На руки родителю выдаётся психолого-педагогическая характеристика по итогам обследования и наблюдениям за ребёнком. Ребёнок с дизартрией наблюдается  неврологом. На базе поликлиники проходит курсы (2 раза в год) физиотерапии и массажа.
3.Учитель-логопед разрабатывают АООП для ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзии.
Разработка ИОМ и ИОП требует проведения предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии и интеграции: с ребенком и его родителями.
Структура ИОП для обучающегося с ОВЗ состоит:
- Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями.
- Пояснительная записка, в которой представлен запрос на разработку ИОМ и ИОП (заключение ПМПК), излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики и комплексирования программ воспитания и обучения формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток.
- ИОМ – это по сути составная часть ИОП, её организационная часть. Он состоит из: - индивидуальная программа абилитации (ИПРА); -форма индивидуального психолого-педагогического сопровождения;- лист контроля динамики ИОМ.

- Карта ИОМ включает следующие направления: задачи на месяц, стратегия в группе (заполняют воспитатели), стратегия дома (по рекомендациям специалистов)
-Этапы и задачи на весь период реализации ИОП, включают образовательный, коррекционный и воспитательный компоненты.
- Адаптированный индивидуальный учебный план .
- План логопедической работы на год.
- Программа сотрудничества с родителями, рекомендации для родителей. Консультация родителей об уровне развития ребенка и необходимости проведения коррекционных занятий
- Мониторинг индивидуального развития ребёнка.
ИОМ и ИОП  согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием родителю следует поставить подпись.
ИОП обучающегося, воспитанника обязательно утверждается руководителем образовательного учреждения.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: « Одежда. Обувь. Головные уборы» при реализации индивидуального образовательного маршрута.

Итоговое занятие по теме:  "Одежда. Обувь. Головные уборы". Занятие включает в себя несколько интрегационных образовательных областей : познавательная, художественно – эстетическая....

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»...

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...

Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...