Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»
консультация

Смирнова Людмила Евгеньевна

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР).

 Цель: разработать алгоритм индивидуального сопровождения воспитанников с ТНР в условиях групп компенсирующей направленности.

 Задачи:

  1. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам индивидуализации образовательного процесса.
  2. Выстраивание единой системы взаимодействия между участниками образовательных отношений ДОУ на группах компенсирующей направленности.
  3. Трансляция методического и практического материала по построению индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ТНР. (Распространение технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar-praktikum_iom.docx301.82 КБ
Файл testirovanie_iom.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №193»

г. Ярославль

СЛАЙД         

  Семинар-практикум:

       «Разработка и реализация ИОМ для детей с ТНР в условиях ДОУ»

Автор работы учитель-логопед высшей категории –

 Смирнова Людмила Евгеньевна

ХОД РАБОТЫ:

СЛАЙД      

        Цель: разработать алгоритм индивидуального сопровождения воспитанников с ТНР в условиях групп компенсирующей направленности.

Задачи:

  1. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам индивидуализации образовательного процесса.
  2. Выстраивание единой системы взаимодействия между участниками образовательных отношений ДОУ на группах компенсирующей направленности.
  3. Трансляция методического и практического материала по построению индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников с ТНР. (Распространение технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения)

      Вступительное слово: Моя задача поделиться опытом в ведении документации по индивидуальному сопровождению детей с ТНР, т.к. приведение документации специалистов к единым стандартам –мечта каждого практика (разработка пакета документации по динамике развития ребенка с ОВЗ в рамках ИОП в образовательном учреждении, осуществляющем инклюзивное обучение);

      Я, наработав и систематизировав материал, опиралась на опыт коллег. Тему «Разработка и реализация индивидуальных маршрутов воспитанников» я взяла для себя, как тему по самообразованию, и изучала, начиная с 2014г.

СЛАЙД                                        Изучила опыт коллег:

- МДОУ (с 2015г.-детский сад №140, мастер-класс №179, курсы ГЦРО -72 ч.на базе центра «Развитие» -д\з)

- ряд вебинаров:

1. Вебинар (Ютуб) «От педагогического наблюдения к построению индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

  2. Вебинар Микляевой Наталья Викторовна- кандидат пед. наук, профессор зав. кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии Московский государственный педагогический университет (МГПУ), Кафедра дошкольной дефектологии. Главный редактор журнала «Воспитатель», "Современный детский сад", «Управление в ДОУ»,

- Микляева Н.В., Гринева М.С., Лагуненок В.Л. «Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада. ФГОС.», 2017г. издательство АРКТИ.

«Конструктор образовательной программы» разработан с учетом ФГОС дошкольного образования и проектов ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе ООП "Первоцветы" и может быть использован по аналогии для формирования программы на основе других ООП. Он демонстрирует особенности сочетания общеразвивающих и коррекционных задач и содержания ФГОС дошкольного образования в условиях инклюзивного и интегрированного обучения и воспитания, комбинированных и компенсирующих групп - на уровне разработки учебных планов и моделей комплексного сопровождения и психолого-педагогической поддержки, индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Ромусик М.Н. «Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации», Издательство: АРКТИ, 2018 г.

В пособии обобщаются современные подходы к индивидуализации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп общеразвивающей направленности, приводятся примеры разработки индивидуальных образовательных маршрутов и программ, учебных планов. Предлагаются методические рекомендации для воспитателей и специалистов по организации индивиду­альных и совместных игр-занятий с нормально развивающимися сверстниками.

Пособие рекомендовано для педагогов общеразвивающих групп

- Староверова Марина Семеновна, Ковалев Е. В., Захарова А. В. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие», Издательство «Владос», 2011г.

В методическом пособии представлены психолого-педагогические "портреты" детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и даны рекомендации по преодолению школьной неуспешности у данной категории детей в условиях интегративного обучения (инклюзии).

СЛАЙД                                             План мероприятия:

1. Теоретическая часть:

- тестирование «Разработка и реализация ИОМ для детей с ТНР в условиях ДОУ»

- «Организация индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ТНР в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблемы и перспективы»

2. Практическая часть:

- Работа в творческих группах «Проектирование ИОМ: структура, оформление»

- презентация проекта ИОМ каждой творческой группой

3. Представление опыта работы учителя-логопеда Смирновой Л.Е.

4. Рефлексия. Экспертная оценка специалиста ГЦРО.

Актуальность темы

    Предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность педагогов ДОУ, в т.ч. учителей-логопедов.

  СЛАЙД    Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ»

Пункт 2 ст. 64 указывает на организацию образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Пункт 1.4. ФГОС ДО определяет ряд основных принципов дошкольного образования, а именно:                                                                                                 1 ответ теста

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

- Сотрудничество Организации с семьей.

       Содержательная направленность этих нормативных документов связана с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне логично вызвало необходимость разработки алгоритма индивидуального сопровождения воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Поэтому в педагогическом сообществе появились такие сходные термины как:

  • индивидуальная траектория развития
  • индивидуальная образовательная стратегия
  • индивидуальный образовательный маршрут

- СЛАЙД   Мы постараемся ответить на главные вопросы:

 - Что такое ИОМ? - На кого составлять? - Как оформить?

Я хочу объяснить своё понимание данного документа, а если я буду в чём –то ошибаться, то меня поправят.

   СЛАЙД     Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

     Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации и адаптации дошкольников, их личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

СЛАЙД   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

П. 1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

     Под «индивидуальными образовательными потребностями» ребёнка с ОВЗ понимаются особенности мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

СЛАЙД    Организация специальных образовательных условий  -  2 ответ теста

           ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

СЛАЙД

Исходя из вышесказанного, мы выходим на известную модель взаимодействия, которая основывается на комплексном подходе в коррекционно-образовательном процессе для детей с ТНР, требующий согласованной работы всех участников образовательных отношений.

СЛАЙД           Индивидуальный образовательный маршрут (д\с 140)

определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий всех участников образовательных отношений направленных на развитие индивидуальных способностей ребенка, реализацию личностного потенциала воспитанника в образовании:

- интеллектуального

- эмоционально-волевого

- деятельностного

- нравственно-духовного.

По –прежнему, остаётся не ясно, что такое Маршрут (это учебный план или программа – давайте разбираться дальше.

Структура индивидуальной программы(маршрут) для конкретного ребёнка включает в себя: 

Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

• цели, задачи и условия  реализации Программы;

• принципы и подходы к формированию Программы;

• значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

2. Организационный раздел.

• распорядок и/или режим дня;

• особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

3. Содержательный раздел. 

•        комплексную диагностику;

•        Формы, методы;

•        характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

СЛАЙД     Обратимся к нормам. Оказывается, есть рекомендуемые почасовые нормативы для разработки маршрутов и индивидуальных образовательных программ: соответственно, по 3,5 часа (диагностика), 8 часов разработка + 4 часа –анализ и корректировка, реализация – 18 часов (2 инд в неделю по 15 мин) = 33,5 часа в год на одного ребенка с ОВЗ, +72 часа- 4 фронтальных (из 720 часов нормированного рабочего времени в год у одного специалиста коррекционного профиля).

ПИСЬМО МО и науки РФ от 24 сентября 2009 года N 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».

СЛАЙД

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается (5 ответ теста):

  • для детей с высоким интеллектуальным развитием.

(Малая Академия Наук «Интеллект будущего» Федоровская Елена Олеговна психолог-практик об индивидуализации образования к саморазвитию личности. Одарённые дети (программы «СИРИУС» Ричард Бах – исследователь, новатор выделил инд.подход в образовании) Заказ на ИОМ меняется от ситуации в ДО от школы)

  • для детей, испытывающих трудности при освоении образовательной программы (дети «группы риска»):
  • Малая активность на занятии;
  • Отвлекаемость, утомляемость, малая инициативность, отсутствие познавательной активности;
  • Не проявляют интереса к совместной деятельности;
  • Имеют низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти;
  • Поведенческие проблемы
  • Неблагоприятный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость
  • Неразвитость навыков коммуникации
  • Педагогическая запущенность
  • Пропуски ДОУ, в т.ч. ЧБД
  • Трудности адаптации
  • для детей с сочетанными дефектами

 Состояние здоровья:

-   сопутствующие медицинские диагнозы - плосковальгусная установка стоп, амблиопия, заболевания сердечно – сосудистой системы, заболевания ЛОР – органов и др.)

-  ММД, неврологическая симптоматика (энурезы, стереотипные двигательные расстройства,тики и др.)

  • для детей с ОВЗ (ТНР комбинированные группы) и детей-инвалидов;

СЛАЙД                                 Сравнительный анализ ИОМ

Направленность маршрутов

Цель

Куратор

Длительность

Вектор направления работы

Адаптационный

Успешная адаптация к ДОУ

Воспитатель

От 2 недель до 2 месяцев

Ребенок

Группы «Риска»

Получение ребенком навыков конструктивного проявления и управления своим поведением

Педагог- психолог

До устранения проблемы

Ребенок и его окружение

Высокомотивированные дети

Развитие способностей ребенка

Узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, преподаватель ИЗО)

До школы

Ребенок

Дети с ОВЗ

Коррекция недостатков развития

Специалисты (дефектолог, логопед и др.)

До школы

Ребенок с ОВЗ и его окружение

(Микляева предлагает объединить эти два документа)

СЛАЙД    Возможности пребывания детей с ОВЗ в условиях инклюзии или интеграции на основе разработки ООП, АООП и ИОП.  

Составитель-Микляева Н.В.

Сопровождающие

документы

ребёнка с ОВЗ

Группы

компенсирующей

направленности

Группы

комбинированной

направленности

Разработка коррекционного раздела ООП

на дошкольную группу

-

+

Разработка АООП

на дошкольную группу

+

-

Может быть АОП на подгруппу детей с ОВЗ

Разработка

индивидуальной карты развития

Заменяется речевыми картами и другими картами, связанными с обследованием ребёнка специалистами

Дополняется информационно-диагностической индивидуальной картой для воспитателя

Разработка ИОМ

-

Для детей с ОВЗ «непрофильных» для компенсирующей группы: разрабатывается, как документ, совмещённый с ИОП

Разрабатывается, как документ, совмещённый с ИОП

Разработка индивидуального образовательного (учебного) плана

Разрабатывается для детей со сложной структурой дефекта или множественными нарушениями развития, как документ, совмещённый с ИОМ.

Если есть АОП на подгруппу, то не разрабатывается.

Если дети идут по ООП, то разрабатывается

Разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП)

Разрабатывается, как документ, совмещённый с ИОМ

 СЛАЙД              ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ –

определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.)                                                                                          4 ответ на тест

 Вебинар Межрегиональной педагогической научно-практической конференции в Москве «Инклюзивная среда. Построение индивидуального образовательного маршрута. Проблемы и пути их решения»

СЛАЙД     Организационно-педагогические условия эффективного проектирования и реализации ИОМ:

•    осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ, как важного компонента социализации личности ребёнка с ТНР, цель которого является формирование основных жизненных компетенций, организация коррекционно-развивающего обучения для удовлетворения основных жизненных потребностей;

•     взаимодействие специалистов образовательной организации (в рамках ПМПк);

•    ПМПк сопровождение, в процессе реализации ИОМ, включающий непрерывный мониторинг);

•     методическое обеспечение педагогического процесса;

•    согласие родителей на обучение по ИОМ и активное их включение в деятельность по его созданию и реализации;

  • повышение квалификации специалистов, работающих с детьми имеющих сложную структуру нарушения;
  • проведение регулярных семинаров с целью обмена опытом по составлению и реализации ИОМ.

(все пункты верны, свой вариант) - 8 ответ на тест,

Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ должны пройти: 3 ответ на тест

  • Обучение не менее 520 часов по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
  • Курсы повышения квалификации- от 72 часов
  • Семинары

СЛАЙД   Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Единство диагностики и коррекции, неразрывность речевого и психологического развития ребенка;
  • Осуществление обучения и воспитания детей с позиции индивидуально – дифференцированного подхода;
  • Принцип деятельностного подхода к развитию личности ребенка (с учетом структуры деятельности);
  • Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала;
  • Принцип комплексности, в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции).

      Т.О. Коррекционная работа включается во все направления деятельности группы компенсирующей направленности.

  СЛАЙД    Порядок разработки и корректировки ИОМ следует закрепить локальным нормативным актом. Федерального документа нет, есть методические рекомендации разных уровней (Положение об индивидуальной образовательной программе (маршруте). Документ, который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы или маршрута, порядка их разработки, реализации и корректировки.

Положение об ИОМ разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации") (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);

– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (п. 19.3);

– СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26(зарегистрировано Министерством юстиции РФ 29. 05.2013г., регистрационный № 28564);

- Письмом Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»,

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082.

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

– Уставом ДОУ.

– Основной образовательной программой ДОУ и АООП.

СЛАЙД   Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:                                                                             6 ответ на вопрос

  • целевой – постановка целей, определение задач образовательной работы;
  • диагностический – определение системы диагностического сопровождения;
  • организационно-коррекционно-педагогический -условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей;
  • содержательный – отбор содержания программного материала на ООП и АООП ДОУ;
  • технологический – определение используемых педагогических технологий, методов, средств и систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • результативный – формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

Составитель-Микляева Н.В.

СЛАЙД    Цель ИОМ для детей с ТНР: создание условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, социализации, и воспитания в ДОУ.

(Микляева – цель ИОМ ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результат освоения общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка).

СЛАЙД      Алгоритм индивидуального сопровождения ребёнка с ТНР по разработке и реализации ИОМ:                  

  1. Комплексная диагностика
  2. Разработка индивидуального образовательного маршрута
  3. Коррекционно – развивающая и образовательная работа по реализации ИОМ
  4. Ожидаемый результат
  5. Итоговая диагностика

СЛАЙД    ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ

Внутренние индивидуальные образовательные маршруты составляются психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения ДОУ. Они отражают комплексный подход к оказанию медицинской и коррекционно-педагогической поддержке ребенка (все специалисты образовательной организации осуществляют коррекционную работу).

 СЛАЙД                                 Направления ИОМ:

- Коррекционная работа

- Лечебно-оздоровительная

- Психолого-педагогическое сопровождение

- Музыкальное воспитание

- Физическое воспитание

СЛАЙД   Алгоритм индивидуального сопровождения ребёнка с ТНР- См. Раздатка

СЛАЙД    Родители должны знать (Родители должны быть ознакомлены с ИОМ, согласны с его реализацией под подпись).

 - пределы норм нагрузки;

 - наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

 - содержание сути психолого- педагогической коррекции;

 - возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

СЛАЙД   Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение конструкции образовательного процесса:

1. Базовое образование

 - достижение социально-нормативных целевых характеристик.

2. Обеспечение равных стартовых возможностей

- коррекция и компенсация речевого недоразвития на основе комплексного подхода

 (индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником и т.д).

СЛАЙД      Форма и содержание ИОМ ?

СЛАЙД                                     Практическая часть:

- Работа в творческих группах «Проектирование ИОМ: структура, форма»

- Презентация проекта

СЛАЙД   Презентация опыта работы моя

Рекомендуемая литература:

  1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008.
  2. Микляева Н.В., Гринева М.С., Лагуненок В.Л. «Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада. ФГОС.», 2017г. издательство АРКТИ.
  3.  Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Ромусик М.Н. «Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации», Издательство: АРКТИ, 2018 г.
  4. Староверова Марина Семеновна, Ковалев Е. В., Захарова А. В. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие», Издательство «Владос», 2011г.
  5. Агапова И. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида в условиях интеграции / Агапова И. А., Дедюхина Г. В. // Логопедия. – 2008. – №2. – С. 37-45.

C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07047.JPG        C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07053.JPG

C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07059.JPG         C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07065.JPG

   C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07068.JPGC:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07086.JPG

C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07094.JPG   C:\Users\ac\Desktop\МО ИОМ\ФОТО МО ИОМ\DSC07098.JPG

МДОУ №140

критерии картинка.png

 1. Работа в творческих группах «Проектирование ИОМ: Структура, форма»

 2. Презентация проекта

КАРТА ВОСПИТАННИКА С ОВЗ (для ДОУ)

I. Общие сведения о ребенке

1. ФИО ребенка--------------------------------------------------------------------------

2. Дата рождения_______ Группа-----------

3. Статус инвалида:_____________________________________________

да/нет, если «да», то указать группу-------------------------------------------------

4. Имеется ли в личном деле заключение ПМПК: да/нет, если «дао, то

указать дату-------------------------------------------------------------------------------

5. Тип отклоняющегося развития (подчеркнуть необходимое):

- нарушение интеллекта; - нарушение речи; -З П Р ;

- нарушение опорно- двигательного аппарата; - РДА;

- нарушение слуха; - сложная структура дефекта; - нарушение зрения;

II. Характеристика образовательного процесса

6. Тип группы, которую посещает ребенок:

- группа, состоящая только из детей с ОВЗ (указать направление):

- инклюзивная/интегративная.

7. Наполняемость группы:______________ из них детей с ОВЗ (указать тип отклоняющегося развития): --------------------------------------------------------

8. Режим посещения (подчеркнуть необходимое):

- полный день;

- кратковременное пребывание;

9. Сопровождение ребенка обеспечивается (подчеркнуть необходимое):

- тьютером; - социальным педагогом;

- родителем; - не нуждается в сопровождении.

III. Создание специальных условий

10. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ обеспечивается следующими специалистами (подчеркнуть необходимое):

- психолог; - тифлопедагог;

- дефектолог; - логопед;

- сурдопедагог; - специалист ЛФК.

11. Обеспечение особой материальной среды в образовательном учреждении (подчеркнуть необходимое):

- пандусы, лифты, особые туалеты;

- приспособления и оборудование для слепых и слабовидящих;

- приспособления и оборудование для глухих и слабослышащих;

- другое------------------------------------------------------------------------------- —

12. Оказывается ли ребенку психолого-педагогическая помощь на базе Ресурсного центра: да / нет, если «да», то каким специалистом.

Староверова Марина Семеновна, Ковалев Е. В., Захарова А. В. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие», Издательство «Владос», 2011г.

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №193»

Тест: «Разработка и реализации ИОМ для детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

  1. В каком нормативном документе прописано о принципе ДО- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка…»:
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция РФ
  • ФГОС ДО
  • ФЗ «Об образовании РФ»
  • Все пункты верны
  1. К специальным условиям получения образования относят:
  • Использование АО программ и специальных приёмов и методов обучения и воспитания
  • Создание «безбарьерной» среды
  • Предоставление услуг помощника (ассистента)или тьютора
  • Проведение коррекционных занятий
  • Все пункты верны
  1. Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ должны пройти:
  • Обучение не менее 520 часов по проблемам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
  • Курсы повышения квалификации- от 72 часов
  • Семинары
  1. Что такое «Индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника (дайте определение)
  • Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения.
  • Индивидуальный образовательный маршрут - определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
  • Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий всех участников образовательных отношений направленных на развитие индивидуальных способностей ребенка, реализацию личностного потенциала воспитанника в образовании.
  • Под ИОМ понимается учебный план, обеспечивающий освоение основной образовательной программы ДО (далее – ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  1. Категория детей, требующая разработки и реализации ИОМ?
  • для детей с высоким интеллектуальным развитием («одарённых»)
  • дети «группы риска»:
  • для детей с сочетанными дефектами
  • для детей с ОВЗ
  • Все пункты верны
  1. Структура ИОМ:
  • ИОМ должен быть представлен диагностической частью
  • ИОМ должен быть представлен коррекционной частью
  • ИОМ должен быть представлен диагностической и коррекционной частью
  • Свой вариант_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Реализуется ИОМ в процессе:
  • Совместной деятельности взрослого и ребёнка
  • Самостоятельной деятельности детей, в процессе самообслуживания, режимных моментах и т.д.
  • Организованной образовательной деятельности
  • Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения.

  1. Организационно-педагогические условия эффективного проектирования и реализации ИОМ:
  •    осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ, как важного компонента социализации личности ребёнка с ТНР.
  •    взаимодействие специалистов образовательной организации (в рамках ПМПк);
  •    ПМПк сопровождение, в процессе реализации ИОМ, включающий непрерывный мониторинг);
  •    методическое обеспечение педагогического процесса;
  •    согласие родителей на обучение по ИОМ и активное их включение в деятельность по его созданию и реализации.
  •    Все пункты верны
  •    Свой вариант_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в
ДОО, реализующем инклюзивную практику

Этап медико-психолого-педагогического
сопровождения ребёнка с ОВЗ

Содержание работы

I этап -
Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение
проблемы, определение путей и способов ее решения.
Изучение запроса родителей (законных
представителей);
данных о развитии ребенка, кратких
сведений из анамнеза; сведений об условиях развития
и воспитания ребенка
; анализ ситуации социального
окружения ребенка; специфика проявления
особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап –
Комплексной

диагностики

Выявление особенностей физического, психического
развития, личностной и познавательной сферы
ребенка:

-диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей;

- диагностика речевого развития;

-педагогическая диагностика, выявление трудностей в
обучении;

-определение уровня актуального развития;

-фиксирование характера отклонений в развитии;

 - выявление личностного ресурса, определение зоны
ближайшего развития.

III этап –

Разработка
индивидуального
образовательного
маршрута

По данным заключений в результате углубленной
диагностики “команды” специалистов на заседании
психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап –
Коррекционно-
Индивидуальные и групповые занятия с
психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем.

Развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап –
Промежуточная
диагностика.

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов
изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в
индивидуальную коррекционно-развивающую программу АОП (ИОМ).

VI этап –
Коррекционно-
развивающая и
образовательная
работа по реализации
индивидуального
образовательного
маршрута

Учитывается динамика в развитии ребёнка.
Закрепление приобретённых знаний, умений инавыков.

VII этап –

Итоговая

диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Структура ИОМ:

  • целевой – постановка целей, определение задач образовательной работы;
  • диагностический– определение системы диагностического сопровождения;
  • организационно-коррекционно-педагогический -условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей;
  • содержательный – отбор содержания программного материала на основе ООП и АООП ДОУ;
  • технологический – определение используемых педагогических технологий, методов, средств и систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • результативный – формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

Направления ИОМ:

- Коррекционная работа

- Лечебно-оздоровительная

- Психолого-педагогическое сопровождение

- Музыкальное воспитание

- Физическое воспитание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: « Одежда. Обувь. Головные уборы» при реализации индивидуального образовательного маршрута.

Итоговое занятие по теме:  "Одежда. Обувь. Головные уборы". Занятие включает в себя несколько интрегационных образовательных областей : познавательная, художественно – эстетическая....

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»...

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в логопедической группе ДОУ.

ознакомить  с особенностями проектирования индивидуального образовательного маршрута в детском саду....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...