Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лазарева Ирина Николаевна

Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лазарева И.Н. ,       д/с № 6. г. Зеленогорск.  

Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».

В  своем сообщении хочу поделиться опытом работы  по развитию чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи  (далее ТНР), так как у  детей с ТНР не формируются  связи, лежащие в основе ритма. У таких детей отмечаются слабая координация и ориентация в пространстве, но сохранен слух и интеллект.

Ежегодно по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии даются рекомендации по развитию у детей с тяжелыми нарушениями речи именно чувства ритма.

Активизация деятельности детей для успешного развития чувства ритма через игру, игровые упражнения, музыкально-дидактические игры позволяет добиваться наиболее высоких результатов.

Представляю вам музыкально-ритмические игры, которые я использую в исполнительской музыкальной деятельности для формирования ритмического чувства, которое осуществляю по принципу «от простого – к сложному». В видеоролике показана работа  по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы. Используются формы работы:  с группой, подгруппой, индивидуальная работа.

ССЫЛКА на видео https://youtu.be/N5_UcK_D_0c 

Описание  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР:

  1. «Бегемотики»    для детей младшей, средней группы.

Игра направлена  на развитие чувства метроритма, межполушарных связей, мелкой моторики.  Ритм воспринимается детьми на слух, помогаю показом. Дети не все включаются в работу сразу, но веселая музыка увлекает их  в игру, подпевают в припеве.

 

  1. «Веселые  кружочки».  Индивидуальная работа с ребенком младшей  группы.

Дети с нарушением речи – визуалы, им необходима зрительная поддержка.

В этой игре, пропевая любимую песенку со словами, ребенок визуально следит за ритмом, хлопая его. Сначала необходима помощь, показ, затем ребенок самостоятельно пользуется ритмическими кружочками, дальше в старших группах дети выкладывают ритмические рисунки песенок самостоятельно.

Чувство ритма развивается  при сочетании  пения и движения.

  1. «Кубики в тарелочках».  Индивидуальная работа с ребенком старшей  группы.

В этой игре  ритм также визуален. 4 тарелочки – по количеству долей в такте. Звучит  песенка, ритмический рисунок  визуально меняется, ребенок выполняет ритмические  движения, подкрепленный моим показом. У ребенка  развивается   умение сопоставить движения с ритмом, координация движений, ритмический слух, внимательность, скорость реакции.

  1. «Ходьба с хлопками».  Подготовительная группа.

Эту игру  возможно разучивать с детьми   поэтапно, постепенно усложняя:

1) Сначала дать детям послушать «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского,

чтобы они  вслушались  в ритм музыки;

2) Под музыку «Марш деревянных солдатиков»  предложить детям походить по кругу с хлопками, выполняя на один   шаг один хлопок. У  детей развивается координация движений рук и ног в сочетании с ритмичным движением под музыку, происходит  активное  слушание.  

3) Усложнив задание, подключаем  к   движению - речь.  Под марш дети шагают с хлопками, проговаривая счет вслух - 1,2,3,4.  

4) Предложить детям выполнять хлопки через паузы. При этом выполняем шаги на месте, проговаривая  счет 1,2,3,4.  При 4-дольном размере хлопки звучат на счет 1 и 3,  на паузы отводим кисти  рук от себя.  Чтобы все дети успевали   отследить метроритм в этой ритмической игре, темп музыки брать более сдержанный.

После разучивания ритма, дети воспроизводят его самостоятельно. Эту игру использую  вначале занятия на ритмической разминке.

  1.  «Передай  молоточек».  Подготовительная  группа. Игра на шумовом  инструменте.

Дети сидят  по кругу,  у каждого ребенка в правой руке – музыкальный молоточек. Разучивая с детьми игру, в которой  под музыку «Летка-енька»  отстукиваем   ритм и передаем молоточек  соседу справа  по кругу. Форму  композиции «Летка-енька»  сделала  3-х частной. Во второй части ритм меняется.

В первой части музыки на 1 – ю долю удар   по ладони, на 2-ю долю –по колену, на 3 – ю передаем молоточек на колено соседу справа, на 4-ю берем молоточек, который сосед слева положил на ваше колено.

Во второй части музыки   при смене музыки отстукиваем  ритмический рисунок, чередуя удар молоточком по ладони,  по колену.

В 3-й части – повтор 1-й.

В игре «Передай молоточек» у детей развиваются ритмический слух (счет долей – про себя), внимательность, ощущение 3-х частной формы, координация движений, умение дружно исполнять музыку в ансамбле, эмоциональная отзывчивость.

  1. «Банан-мандарин». Ритмическое двухголосие.

Подобная игра есть у Тютюнниковой Т.Н.  Возможно добавить свои вариации. Например, разделить детей на две подгруппы. Первая отхлопывает ровными долями ритм слов «Ба-нан,  ли-мон», вторая – ритмический рисунок слов «Ман-да-рин, а-пель-син».

Игру с детьми лучше разучивать в 2 этапа: разучивание каждой партий  и затем соединение партий.

При разучивании  партий дети под хлопки произносят слова вслух, затем про себя.   Соединяя партии также - вслух, затем про себя.

Дети в ритмическом двухголосии услышали не только свой ритм, но и ритмический рисунок другой группы. Этот  слуховой тренаж помогает развить у детей  ритмический слух, сосредоточенное внимание, ощущение слоговой  структуры  слова, умение слышать 2-хголосие, а также ответственность за всю группу.

Подобные ритмические  игры  развивают у детей   межполушарные связи, речевые центры, что способствует формированию внятной речи.

Играя с детьми в музыкально-ритмические игры,  отметила у детей положительную динамику в развитии  чувства ритма, ритмического слуха, координации движения и речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...