Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Васькова Елена Викторовна

Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении

букв В, в»

Цели:

I. Коррекционно - образовательные:

  1. Закреплять умение детей ориентироваться в собственном теле и в пространстве;
  2. Учить детей узнавать зашумленные изображения изученных ранее букв, находить пропавшую букву;
  3. Активизировать знания детей по изученным ранее буквам;
  4. Совершенствовать навык выкладывания контура букв из ниток, арбузных семечек, пластилина и цветной бумаги;
  5. Закреплять умение дописывать недостающие элементы букв;
  6. Упражнять детей отвечать полными ответами;  

II. Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать пространственное восприятие и представления;
  2. Развивать понимание предложных конструкций и умение их использовать в речи;  
  3. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторики;
  4. Совершенствовать зрительный и буквенный гнозис;

III. Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать внимательно;
  2. Воспитывать познавательный интерес к изучению букв;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: игрушки (кукла, мишка, кубики, ), изображения для узнавания букв, магнитные буквы, листы бархатной бумаги с нитками, арбузные семечки, магнитные доски, простые карандаши, листочки с недописанными буквами В, цветная бумага, клей, пластилин.

      Ход занятия:

   1. Организационный момент:

Л: - Доброе утро дети, как ваше настроение. Готовы играть, заниматься и узнавать что-то новое и интересное? Тогда начнем с разминки:

В: - Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Где левая рука?  Где левое колено? Где правое плечо? А бывает правый живот? А левый? Почему? (потому что он всего один).  

Предлагаю вам сыграть в игру «Кто быстрее»: вам необходимо добраться от одного края ковра до другого, выполняя правильно мои команды. Кто выполнил команду верно, делает шаг вперед. Кто быстрее всех доберется, тот победил. (Детям предлагается выполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.)  Молодцы!

2. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь разомнем наш язычок - сделаем артикуляционную гимнастику: Сказка Н.В.Новоторцевой "О Веселом Язычке".

"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик?

Этот домик - рот. Двери в домик то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "иголочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д", все быстрее и быстрее). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Но вдруг он увидел собаку и выгнул спинку (упр «Горочка»).Язычок отогнал собаку и посмотрел на часы, они тикали : "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок".

3. Объявление темы:

Л: Ну что, ребята, мы продолжаем с вами учить разные звуки и буквы, выучили уже несколько согласных и гласных букв. Какую последнюю букву мы с вами выучили? (букву В). Сегодня мы продолжим с ней работать, но для начала вспомним, какие буквы мы уже знаем (дети называют изученные буквы).

4. Актуализация полученных знаний:

Л: Предлагаю поиграть в игру «Найди пропажу»: я выставлю на доске несколько букв, вы их запомните, а потом закроете глаза, а я спрячу одну букву. Ваша задача - угадать, какая буква пропала.  Отлично!

Л: Ребята, буквы очень любят играть в прятки и снова спрятались от вас. Посмотрите на доску и скажите, какие буквы спрятались на этом рисунке? (зашумленные буквы). А какая буква здесь лишняя? Почему?

5. Беседа по теме:

Л: А что вы можете сказать про букву В? Какая она? (согласная, звонкая). Какие звуки она обозначает? (твердый [В] и мягкий [Вь]). На что похожа буква В? В какую сторону она всегда смотрит? Давайте построим её из пальцев рук. А вспомните, как мы строили из пальцев букву М, постройте её. Букву Ы, А, Э.

А скажите мне, пожалуйста, сколько элементов у буквы В? Предлагаю вам выложить букву В из ниточек или арбузных семечек. Кто хочет выложить из ниточек? Сколько ниточек вам понадобится? Кто хочет выложить из арбузных семечек?

Здорово, а теперь предлагаю немного отдохнуть и размяться.

6. Физ.минутка

В: Выходите на ковёр, поиграем в игру «Синхронное плавание» (объяснить значение слова «синхронно», рассказать про вид спорта - синхронное плавание).

Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

А сейчас вспомним, как можно сказать: где находятся все части тела и предметы, которые расположены рядом с правой рукой (справа). Как можно сказать: где находятся все части тела и предметы, которые расположены рядом с левой рукой (слева).  

Игра «Скажи, где находится»: дети закрывают глаза и около них расставляются игрушки, воспитатель задаёт вопрос: «Где находится зайчик? Где находится кукла?», а дети должны ответить «Зайчик находится слева от Артёма. Кукла находится перед Серёжей и т.д.» (если будем успевать)

7. Игра «Почини букву».

Л: Ребята, пока вы играли с Евгенией Владимировной, буквы В сломались, некоторые из элементов отвалились. Давайте срочно починим буквы В. Но для начала предлагаю потренироваться написать букву В на магнитной досочке (работа с магнитной доской).

А теперь возьмем листочки и «починим»  сломанные буквы - допишите недостающие элементы.

8. Чтение с буквой.

Вспомним правила чтения: читаем всегда слева направо и на одном дыхании (чтение слогов и слов). ЕСЛИ УСПЕЕМ!

9. Изготовление буквы.

Л: А сейчас я предлагаю изготовить вам букву В из пластилина или цветной бумаги. Кто хочет слепить букву из пластилина? А кто из цветной бумаги? (предлагаю детям разделиться, кто лепит из пластилина, кто из бумаги). Предлагаю на выбор 2 цвета пластилина, 2 цвета цветной бумаги.

10. Итог занятия.

Л: С какой буквой мы сегодня снова работали?  

В: Напоследок предлагаю сыграть в игру «Поезд»: Давайте выберем, кто будет головным вагоном поезда или локомотивом. Остальные ребята будут вагонами. Серёжа встаёт на свободное  место. Теперь будем собирать остальной состав. Воспитатель даёт инструкцию: Вова встанет за Аней, Миша – перед Аней, Игорь  - между Аней и Вовой и т. д. Таким образом,  дети строятся в колонну и получается поезд.

Л: Какой звук будут издавать вагоны?(Ч-Ч-Ч-Ч) А головной вагон? (У_УУУ). Ну что ж, попрощайтесь с нашими гостями, и поезд уезжает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Игра на музыкальных инструментах »

Цель:Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детскихмузыкальных инструментах...

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

Профилактика оптической дисграфии в играх и упражнениях

Материал включает в себя теоретическую и практическую часть по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Состоит из разделов .1 . Актуальность темы .2.Файлы с изобра...

Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Конспект открытого занятия по теме «Игра на музыкальных инструментах »

Конспект открытого занятия по теме «Игра на музыкальных инструментах »...

КОНСПЕКТ открытого занятия По теме «ИГРЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ» в средней группе

Конспект для детей с ОВЗ по слуху подготовительной группы....

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ТНР

Распространенность дисграфии у детей за несколько десятилетий резко возросла. Если согласно данным профессора М. Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых ш...