Профилактика оптической дисграфии в играх и упражнениях
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Дедкова Светлана Ивановна

Материал включает в себя теоретическую и практическую часть по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Состоит из разделов .

1 . Актуальность темы .

2.Файлы с изображением упражнений ,направленных на профилактику оптической дисграфии.

         -Игры на развитие зрительног восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

        -Игры по развитиюоптико-пространственных представлений.

       игры на формированиеграфических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность работы с детьми с ТНР и ОВЗ по профилактике оптической дисграфии.

Нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия) у детей с тяжёлыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья могут быть обусловлены задержкой в определённых функциональных системах организма ,важных для освоения письменной речи , вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка. Данные нарушения являются самыми распространенными видами речевой патологии у младших школьников. С учетом несформированных или нарушенных операций чтения или письма исследователями выделяются  различные  виды дислексии и дисграфии.

Оптическая дисграфия проявляется в замене графически сходных рукописных букв ,состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве

  • включающих одинаковые элементы, но отличающимися дополнительными элементами
  • в зеркальном написании букв
  • в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент
  • в написании лишних элементов

неправильно расположенных элементов букв.

Данные оптические нарушения связаны с неумением детей с ОВЗ зрительно расчленять и воспринимать форму ,неумением  различать сходные формы ,недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в различении левой и правой части тела - поздняя латерализация (функциональная асимметрия в деятельности в парных сенсорно-моторных органов)или её варианты(левшество, смешанная доминанта)

При углублённом логопедическом обследовании младших школьников нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса(узнавания).Предметный гнозис , т.е. узнавание предметов и их изображений, в обычных условиях не нарушен.Однако в условиях ,усложняющих их  восприятие и узнавание ,например задание на узнавание контурных изображений , наложенных друг на друга ,дети выполняют с трудом из-за неузнавания предметов и неумения выделить отдельные изображения из фона и др.В одних случаях они не узнают оба изображения ,в других случаях узнают только одно изображение, второе же либо совсем не узнают, либо воспринимают неправильно.

Таким образом ,усложнение задания на узнавание изображений ,введение оптических трудностей ,необходимость оптического анализа ,выделения из фона вызывают у детей большие трудности и выявляются при исследовании буквенного гнозиса. Узнавание букв по образцу и букв в неправильном положении, перечеркнутыми дополнительными линиями ,обычно не вызывают затруднений ,однако узнавание букв ,написанных  одна на другой ,осуществляется с определёнными трудностями .Многие дети не могут отличить правильно и зеркально расположенные буквы. При этом одни дети не могут отличить правильную букву от неправильной  зеркальной ,другие уверенно называют правильной зеркально написанную букву, третьи называют как правильную то одну ,то другую букву.

У данной категории детей наблюдаются также недочеты в оптическом восприятии предметов и объектов. Некоторые из них плохо различают знакомые лица и сходные предметы , допускают ошибки при срисовывании, конструировании  реконструкции фигур (упрощают фигуры , уменьшают количество элементов; неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцами).

Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии и дислексии является развитие зрительного восприятия ,узнавание цвета ,формы и величины (зрительного гнозиса).С целью развития предметного гнозиса профессор Р.И.Лалаева рекомендует использовать следующие задания :

  • Назвать реально изображенные предметы на картинках;
  • Назвать контурные изображения предметов;
  • Назвать недорисованные изображения предметов;
  • Назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;
  • Выделить предметные изображения , наложенные друг на друга;
  • Определить ,что неправильно нарисовал художник.

Также используется прием узнавания различных предметов в условиях "шума".Аналогичные задания проводятся и на буквенном материале. В ходе логопедической работы одновременно уточняются представления детей о величине ,форме и цвете предметов .

Формирование функционального базиса навыков чтения и письма является одной из важнейших задач , стоящих перед педагогами и родителями ,обучающими ребёнка -дошкольника (как с нормальным речевым развитием ,так и с ТНР и ОВЗ ).Достаточный уровень сформированности зрительного и зрительно-пространственного восприятия ,зрительного и зрительно-пространственного восприятия ,зрительного предметного и цветового гнозиса ,концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению ребёнком чтением и письмом.



Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии в играх и упражнениях .

 Логопед   Дедкова С.И.

ГБДОУ  Д/С №111 Выборгского р-на

 г.Санкт-Петербурга

Содержание

  1. Актуальность профилактики оптической дисграфии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья.

  1. Игры и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии.

  • Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания(зрительного гнозиса)
  • Игры на развитие оптико-пространственных представлений.
  • Игры с буквами .
  • Игры на формирование графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

Сборник упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у дошкольников

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии,  которая неизбежно проявится у детей с нача...

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотно...

Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ТНР

Распространенность дисграфии у детей за несколько десятилетий резко возросла. Если согласно данным профессора М. Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся с дисграфией в массовых ш...

Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»

Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии....