Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Елена Сергеевна Карпенко

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальное логопедическое занятие.

        Тема: Приключения Лунтика.        

(Автоматизация звука [Л] в слогах, словах).

Автор: учитель-логопед Карпенко Е.С.

Цели: Закреплять навыки правильного произношения звука [Л] в слогах, словах.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные.

             - Совершенствовать уровень произносительных навыков звука [Л]

                 изолированно, в слогах, в словах;

              - Продолжать работу по формированию навыков звуко-слогового анализа и  

                 синтеза;

              - Совершенствовать грамматический строй речи  (согласование им.  

                существительных с им. числительными).                             

               2. Коррекционно-развивающие.

            - Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

            - Формировать длительный речевой выдох;

            - Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание,      

              воображение;

            - Развивать чувство ритма и самоконтроля.              

               3. Коррекционно-воспитательные.

             - Формировать навыки  самостоятельности, сотрудничества, взаимодействия

                в играх;

            - Формировать навык самоконтроля за собственной речью;

            - Вызвать яркие позитивные эмоции, направленные на осознание достигнутых  

              успехов и формирование интереса к занятиям. 

 

Оборудование: игрушки-кидр, аудиозаписи голосового сообщения (Лунтик), фонограмма песни «От улыбки» (муз. В.Я. Шаинский), настольное зеркало, корзинка, дидактические пособия («Сухой бассейн», «Полянки», «Маки», «Артикуляционная гимнастика», «Волшебные облака», таблица-классики «Поиграем-посчитаем»), поднос с манной крупой/мелким песком.                          

Ход занятия

I. Орг. момент.

  Уч.-логопед: - Здравствуй! Сегодня с нами хотят поиграть любимые герои детских мультфильмов.  Тебе интересно, кто это? Давай узнаем.

   

II. Сообщение цели занятия. Развитие мелкой моторики.

 Сухой бассейн. Ребёнок находит игрушки-киндер из мультфильма «Лунтик и его друзья».  

Уч.-логопед: - Ты узнал, кто это? (Вариант ответа ребенка). 

Звучит аудиозапись голосового сообщения на компьютере.  

 Уч.-логопед: - Ты знаешь, Лунтик рассказал мне один секрет? Лунтик очень любит звук [Л]. Как ты думаешь, почему?

Ребёнок: - Потому что с этого звука начинается его имя.

Уч.-логопед: И поэтому он очень любит игры с этим звуком. А я знаю, что ты  теперь тоже можешь красиво говорить звук [Л]. Предлагаю, поиграть с Лунтиком в его любимые игры и повторить произношение звука [Л]. Согласен?

Ребёнок: - Да!!!

Уч-логопед: - Ну, что ж отправляемся в путешествие!

 

 III. Артикуляционная гимнастика. Упр. на формирование произношение фразы на одном речевом выдохе (за столом перед зеркалами).

Уч.-логопед: - Посмотри, на какую красивую полянку приглашает тебя Лунтик. Лунтик просит нас помочь собрать ему красивые листочки и цветочки в подарок бабе Капе. Давай вместе с ним погуляем по полянке и соберем в корзинку листочки и цветочки.

- На обороте нарисованы картинки из артикуляционной гимнастики?

- Чтобы наш язычок не устал, давай выполним артикуляционную гимнастику. И соберем подарки для бабы Капы.

Артикуляционная гимнастика:

Упр. «Заборчик»  Зубки все мы показали.

                                Зубки ровные у нас.

                                И «заборчик» просто класс.

 Упр. «Окошко» - Рот откроем широки,

                               Получается окно.

Упр. «Качели» -  На качели дружно сели

                              Вверх и вниз мы полетели.

                               Вверх-вниз, вверх-вниз

                               Ты качай не торопись.

Упр. «Индюк» - Вот балбочет друг-индюк.

                           Издаёт такой вот звук «БЛ-БЛ-БЛ». 

Упр. «Чистим верх. зубки» - Чистим зубки, чистим зубки

                                                  Не снаружи, а внутри.

                                                  Не болели, чтоб они.

Упр. «Парус»                      Язык вверх мы поднимаем.

                                             Парус ровный получаем.

Упр. «Гудит пароход» Поплывем на пароходе.

                                       Звонко будем мы гудеть.

                                      Ы-Ы-Ы…

Уч.-логопед: - Ну, вот мы с тобой потренировали язычок и помогли Лунтику.

Уч.-логопед: - А ты заметил, какие красивые цветы растут на этой полянке. Ты знаешь, как они называются? (Маки).

Уч.-логопед: - Давай понюхаем цветы и скажем предложение. Но попробуй сказать его на одном выдохе: - АХ -------- Ах, как вкусно------------- Ах, как вкусно пахнут маки.

Упр. на произношение фразы на одном речевом выдохе.

 IV. Уточнение артикуляционного уклада.

Уточнение артикуляции перед зеркалом.

Уч.-логопед: - А теперь, давай, вспомним и покажем Лунтику, куда нужно поставить язычок, чтобы получился красивый звук [Л]. Что делают наши губки, зубки, язычок?

V. Автоматизация звука «Л» изолированно.

Уч.-логопед: - Лунтик приглашает нас покататься на пароходике. Ты помнишь, как гудит пароход?  

Упр. «Звуковая дорожка». Ребёнок двигает кораблик по дорожке-речке и длительно произносит звук [Л]. По возможности воздух не добирать.     

VI. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Уч.-логопед: -  И мы с тобой приплыли на другую полянку. Здесь резвятся…. (бабочки).

Они перелетают с цветка на цветок и поют песенки.

 Уч.-логопед: -  Лунтик тоже хочет петь. Ты поможешь ему?

 Предлагаю спеть вместе с Лунтиком и бабочками песенки.

Фонограммы песни «От улыбки». Ребёнок поёт песню, только с помощью слогов: ЛА,ЛЫ, ЛО, ЛУ, ЛЭ.

- Ну, а теперь. Попрыгаем вместе с бабочками с цветка на цветок. А когда будем прыгать, то будем петь.

  Ребенок повторяет слоговые ряды и «перепрыгивает» Лунтиком/ бабочкой с цветка на цветок .

 ЛА-ЛЫ-ЛА, ЛО-ЛА-ЛО, ЛЫ-ЛЫ-ЛА, ЛЭ-ЛА-ЛЭ и т.п.  

VII. Физминутка.

- Ну, а теперь Лунтик предлагает нам потанцевать.

Фонограмма физминутки. 

VIII. Игра «Закончи слог до слова».

Уч.-логопед: - А еще Лунтик с друзьями очень любит играть в мяч и подбирать слова. Давай, поиграем вместе с ними. Я буду называть тебе первый слог, и кидать мячик, а ты подберёшь слово, которое начинается на этот слог, и вернёшь мне мяч, произнеся слово.  

 Ла… (лампа, лапа, ладонь, лавка…), ло … (лодка, лось, лом, ложка, лоб…), лу… (луна, лужа, лук, лупа, Лунтик…),  

IX. Автоматизация звука [Л] в словах. Развитие зрительного восприятия, воображения.

Уч.-логопед: -  Пока мы Лунтиком играли. Мила и Пчелёнок придумали новую игру. И зовут нас к себе поиграть.

Они рассматривают облака, и угадывают, что за ними спряталось. Посмотри, на облако и назови, какой предмет спрятался за ним. Не забывай красиво произносить звук [Л].

 Слова: лампа, лак, лапа, лавка, ладонь, лодка, лось, лом, лук, лупа, лыжи, яблоко, улыбка.  

X. Автоматизация звука [Л] в словах. Согласование им. числительных с им. сущ.

 Уч.-логопед: - Лунтик со своими друзьями очень любит играть в классики. Ты знаешь, такую игру?

Выберите себе одну из этих картинок. Поиграем в игру «Классики. Поиграем- посчитаем». Ищем цифры одного цвета. Вместе с Лунтиком или с одним из его друзей перепрыгиваем с цифры на цифру и правильно произносим вместе слово и число. Слова должны «подружиться». И, конечно же, не забываем произносить красиво звук [Л].

XI. Развитие мелкой моторики, воображения.

Уч.-логопед: - И еще одна из любимых игр Лунтика и его друзей – рисование на песке. Давай с тобой на память Лунтику о нашем сегодняшнем путешествии нарисуем предметы, в названии которых есть любимый Лунтиком звук [Л].

Ребёнок по манке или мелкому песку пальчиком рисует картинки. ПР.: лодка, лампа, лужа, пчела,

XII.Итог.

Звучит аудио запись голосового сообщения на компьютере.

Уч.-логопед: - Тебе понравилось играть вместе с Лунтиком? Какая игра тебе понравилась больше всего?

 

    

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Испо...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».

Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях....