Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ююкина Ирина Вячеславовна

Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_bukvy_r.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 115»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

индивидуального логопедического занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах

 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р»

2023-2024 учебный год

Подготовила: учитель-логопед, ВКК

            Ююкина Ирина Вячеславовна

город Воронеж

Цели: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнение артикуляции и характеристики звука [Р]
  • закрепление правильной артикуляции в слогах, словах и предложениях;
  • упражнять в подборе слов к звуковым схемам;
  • упражнять в образовании родственных слов к слову ТИГР;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • развитие памяти, внимания, мышления;
  • развитие воздушной струи;
  • развитие мелкой  и крупной моторики;
  • повышение познавательной активности и работоспособности ребенка.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любознательность, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Оборудование: ноутбук, презентация, мелодия для артикуляционной гимнастики, дыхательный тренажёр «Торт со свечами», разрезанная буква Р, ракушки с картинками, рабочий лист для обведения «мыльных пузырей», мнемокарточки для подбора родственных слов, игра с фонариком «Что в коробке», игра с липучками «Собери бутерброд».

Структура занятия:

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия

II. Основная часть:

  1. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение
  2. Анализ артикуляции и характеристика звука
  3. Закрепление правильного произношения звука в слогах. Развитие межполушарного взаимодействия.
  4. Закрепление правильного произношения звука в словах. Подбор рифм.
  5.  Закрепление навыка звукового анализа (подбор слов к схемам)
  6. Подбор родственных слов (с опорой на мнемокарточки).
  7. Закрепление правильного произношения звука в предложении. «Исправь предложение»
  8. Закрепление правильного произношения звука в предложении

«Что в коробке» (игра с фонариком)

  1. Закрепление правильного произношения звука в предложении

«Собери бутерброд» (игра на липучках)

III. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня у одной буквы День Рождения. Она узнала. Что ты научился произносить ее звук и поэтому приглашает на свой праздник! Но чтобы узнать какая это буква, тебе нужно ее собрать. (ребенок собирает разрезанную букву).

Ребенок: Это буква Р (слайд 2 – буква Р).

Логопед: Какой звук она обозначает?

Ребенок: Звук Р.

Логопед: Верно! Мы отправимся на День Рождения к букве Р (на экране ноутбука появляется буква Р). Чтобы праздник прошел весело, друзья буквы Р подготовили интересные игры.

II. Основная часть

 1.Артикуляционная  и дыхательная гимнастика.

Логопед: Прежде чем отправиться на праздник, необходимо хорошенько размяться, сделать гимнастику для язычка (под музыку выполняются артикуляционные упражнения: «Окно», «Заборчик», «Трубочка»,  «Блинчики», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Маляр», «Лошадка», «Дятел». Выполнение упражнений происходит без зеркала и сопровождается движением пальцев обеих рук).

Логопед: Мы с тобой подарим букве Р торт, помоги ей задуть свечки на нем.

2. Анализ артикуляции и характеристика звука.

Логопед: Давай вспомним, что происходит с язычком, когда мы произносим звук [Р]

 Ребенок: язычок поднимается за верхние  зубки и дрожит (ребенок громко произносит звук Р). 

Логопед: Какой звук [Р]?

Ребенок: Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом (с опорой на схему).

3. Автоматизация  звука в слогах. Развитие межполушарного взаимодействия.

Логопед: Давай подарим букве Р мыльные пузыри, обводи их двумя руками одновременно и проговаривай слоги, которые в них написаны.

4. Автоматизация звука [Р] в словах. «Рифмы» (слайд 3 – изображение Русалочки). 

  Логопед: Русалочка подготовила игру с ракушками. На ракушках нарисованы картинки, тебе надо подобрать пары картинок, названия которых рифмуются и, прыгая по «морскому дну», «спрятать» их в водорослях (роль морского дна выполняют пазлы-коврики выложенные в виде классиков).

Пары картинок на ракушках: трава–дрова, самовар – комар, помидор –мухомор, нора – гора, ворона – корона, ракушка – ватрушка.

5. Звуковой анализ (подбор слов к схеме).

Логопед: На День Рождения к букве Р спешили еще гости, но злой волшебник захватил их и посадил в клетку. Поможем им? Вначале давай посмотрим кто же спешил к букве Р (слайд 4 – на экране жираф, тигр, крот в клетке). Как назвать одним словом, кто это? (ответ ребенка). Чтобы освободить одного из них надо определить название, какого животного зашифровано на первой схеме.

Ребенок: Это жираф.

Логопед: Верно (слайд 5), посмотри, теперь название, какого животного зашифровано(слайд 6 – звуковая схема слова «крот»).

Ребенок: Это крот.

Логопед: Молодец (слайд 7). Кто же остался в заточении?

Ребенок: Тигр

6. Подбор однокоренных слов.

Логопед: Чтобы его освободить, надо подобрать родственные слова к слову ТИГР, наши карточки-подсказки тебе помогут.

Ребенок с опорой на мнемокарточки подбирает однокоренные слова: тигрица, тигренок, тигреночек, тигрята, тигриный, тигрище.

Логопед: ты молодец (слайд 8 – изображение всех животных без клетки), освободил всех животных и они могут отправляться на праздник к букве Р!

  1. Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях. «Исправь предложение» (слайд 9 – изображение Буратино)

Логопед: Буратино решил подарить букве Р открытки и подписал их, но все перепутал. Найди подходящую картинку и исправь ошибки.

Дорога едет по грузовику.

Градусник держит доктора.

Пассажиры везут трамвай.

Забор красит Рому.

Куры кормят Марусю.

Мурка рычит на Барбоса.

(логопед читает предложение,  ребенок находит подходящую картинку и исправляет предложение).

  1. Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях.

       «Что в подарочной  коробке» (игра с фонариком)(слайд 10 – изображение Чебурашки)

Логопед: Чебурашка сложил подарки всех гостей для буквы Р в коробки. Давай посмотрим, что же в этих коробках (ребенок составляет предложения: «Чебурашка положил в подарочную коробку….») (слово «положил» использовать только при правильном произнесении звука Л)

  1. Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях.

Логопед: Вот все друзья вместе (слайд 11). Давай угостим друзей буквы Р бутербродами.

Ребенок выбирает карточку с изображение бутерброда. Рассказывает, какой бутерброд на ней изображен и из всех компонентов, в произвольном порядке разложенных на столе, выбирает нужные и составляет из них бутерброд, накладывая «ингредиенты» друг на друга, как на настоящем бутерброде.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Ты молодец! Ну вот, наше занятие подошло к концу. Буква Р очень довольна своим праздником! Тебе было интересно? (Ответ ребенка)

Что больше всего тебе понравилось? (Ответ ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .

В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Испо...

КОНСПЕКТ Фронтального подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и фразах для детей с ТНР

Тема занятия: «Морские и озерные обитатели» Цель: автоматизация звука [р] в словах и фразах и развитие лексико-грамматического строя по теме.Задачи:коррекционно-образовательные:- автоматиз...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....