Логопедический проект "Калейдоскоп осени"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данном материале содержится план коррекционно-образоваиельных  мероприятий на осенний период с детьми среднего возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Логопедический проект для детей среднего возраста с ОНР на тему

Калейдоскоп осени

Составил: учитель-логопед О.Г.Тихоновцева

Логопедический проект «Калейдоскоп осени»

Вид проекта:  Практико-значимый

Продолжительность:  долгосрочный

По составу участников:  учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, семья воспитанииков группы.

Актуальность:

    У дошкольников 4-5 года жизни с ОНР нет четких и системных представлений о временах года (в частности, об осени), имеются лишь отдельные отрывочные сведения, что не позволяет им хорошо ориентироваться во временах года, их цикличности, причинно – следственных связях (например: день становится короче – листья желтеют и опадают, становится холоднее - прячутся насекомые – улетают перелетные птицы и т.д.). Недостаточно сформирован грамматический строй речи, что мешает детям с ОНР составлять правильные предложения, а затем рассказы и пересказы. Все это тормозит развитие психических функций.  

Проблема:

- отсутствие у детей с ОНР четких представлений о временах года. Словарный запас по данной теме на низком уровне развития.

Цель:

- Формировать целостную картину окружающего мира.

- Формировать лексико – грамматические категории и уровень развития связной речи.

Задачи:

- обогащение, активизация и систематизация словаря по теме;

- формирование грамматического строя речи (словоизменение, согласование в числе, роде падеже, употребление простых предлогов);

- развитие связной речи;

- развитие социально – коммуникативных навыков;

- художественно – эстетическое развитие;

- развитие познавательных способностей;

- развитие психических функций;

- активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Основные направления реализации проекта:

- НОД воспитателя и логопеда по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Сад – огород», «Осень. Деревья. Грибы», «Сезонная одежда, обувь, головные уборы», «Дикие животные осенью», «Перелетные птицы и их детеныши», «Осень (итоговое занятие по теме)»;

- НОД логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей по этим темам: составление рассказов – описаний по образцу педагога, рассказы по серии картин и сюжетной картине;

- НОД воспитателя по художественно – эстетическому развитию:

1.Лепка: «Фрукты на блюде», «Корзинка с грибами», «Кленовый листик», «Коллективное составление композиции из пластилина, природного и бросового материала на тему «Осень»»

2.Аппликация: «Корзина с овощами», «Осенний букет» (растительный орнамент), «Листопад в лесу».

3.Рисование: (с натуры) «Арбуз», «Ваза с осенними цветами», «Осенний лист» (монотипия), «Золотая осень» (рисование тампоном), «Дикие животные» (петелькой, штрихом);

4.Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев», «Осенний орнамент»

5.Конструирование и ручной труд: «Изготовление овощей и фруктов из ваты», «Поделки из природного и бросового материала», «Птицы» (изготовление из цветов, семян –метод высыпания)

- Индивидуальная, подгрупповая работа логопеда и воспитателя – дидактические, сюжетно – ролевые игры:

  • «Кто быстрее соберёт овощи (фрукты) в корзину»
  • «Четвертый лишний» (по всем темам)
  • «В саду или огороде»
  • «Определи на вкус»
  • «Отгадай по описанию» (по всем темам)
  • «Чудесный мешочек»
  • «Осенний зонтик» (подбор предметов по цвету)
  • «Посчитай» (от 1до 10) по всем темам
  • «Соберём грибы в корзину»
  • «Съедобный – несъедобный»
  • «Найди похожие по форме предметы»
  • «Чей лист? Ветка? Полено?»
  • «Узнай дерево по листу, плоду»
  • «Много – нет» (Р.п.мн.ч.сущ.) по всем темам
  •  «Кто в лесу живёт?»
  • «У кого кто?» (детеныши животных и птиц)
  • «Что изменилось?»
  • «Кто в домике живет?»
  • «Улетают – не улетают»
  • «Кто как кричит?»
  • «Назови ласково» по всем темам
  • Скажи наоборот» по всем темам т.д.

- Музыкальная образовательная деятельность (музыкальный руководитель):    

  • разучивание песен: «Ах, какая осень» З.Роот, «Осень» М.Еремеевой, «Топ, сапожки, шлёп, сапожки» М.Еремеевой.
  • Инсценировка «Мухоморчик» Караваевой.
  • Танцы: «Танец осенних листочков», «Хороводная»

- Составление логопедом картотеки для родителей по этим темам и знакомство с ней родителей детей для закрепления полученных знаний в домашних условиях.

Предварительная работа:

- Экскурсии:

  • по осеннему городу,
  • в рощу,
  • с родителями в лес,
  • в парк.

- Наблюдения:

  • рассматривание, сопоставление фруктов и овощей
  • рассматривание картины «Натюрморт»
  • рассматривание осенних грибов, цветов.
  • Рассматривание деревьев в парке, на улице, узнавание  
  • Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
  • Наблюдение примет осени, листопада, отлета птиц на юг
  • Рассматривание картин с изображением перелётных птиц, иллюстраций в книгах
  • Рассматривание осенних пейзажей И. Левитана, И. Грабаря, И. Остроухова (учить внимательно, зорко всматриваться, ощущать красоту осеннего пейзажа, замечать отдельные детали)
  • Наблюдение изменениями в природе поздней осенью, поведением птиц и животных

- Чтение художественной литературы:

  • В Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок»
  • Я.Тайц «По ягоды», «По грибы»
  • Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»
  • Ю.Тувим «Овощи»
  • Русские народные сказки «Репка» (с инсценировкой), «Вершки и корешки», «Гуси – лебеди»
  • А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
  • И. Соколов – Микитов «Листопадничек», «Улетают журавли»
  • П.Н. Плещеев «Осень наступила…»
  • Загадки, пословицы, поговорки по вышеуказанным темам

 Обеспечение:

  • Специальная методическая литература;
  • Компьютер, видео-презентации по теме;
  • Выставка творческих работ детей и родителей.
  • Костюмы, атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр, инсценировок, праздника.
  • Картинный тематический словарь
  • Картотека сюжетных картин (больших) по темам, серий сюжетных картин по темам
  • Картинно – графические планы по темам
  • Картотека для родителей по лексическим темам
  • Индивидуальные рабочие тетради:

Бардышева Т.Ю Тетрадь логопедических заданий.

К.Е.Бухарина Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет.

В.С.Володина Альбом по развитию речи.

Предполагаемые результаты:

- сформировать четкое представление об осени, её признаках

- развить стойкий интерес к получению новых знаний и умений

- свободное оперирование словарем по теме, знаниями и умениями по теме

- сформировать умение связно и последовательно рассказывать на заданную тему

Продукт проектной деятельности:

- Выставка рисунков, поделок по теме

- Проведение открытого занятия логопедом для родителей по теме: «Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

Срок реализации: сентябрь – ноябрь

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи путем составления простого распространенного предложения по схеме.

Коррекционно-образовательные цели: Активизация, уточнение и расширение представлений об овощах. Формирование обобщающего понятия «Овощи».  Дифференциация существительных единственного и множественного числа. Учить образованию существительных  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Обучение составлению описательного рассказа путем составления простого распространенного предложения по схеме. Формировать умение отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики.

Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, активности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

-предметно-практическая: предметные картинки овощей в единственном и множественном числе; корзинки: большая и малая; игрушка зайца и грузовика; сюжетная картина «Огород».

Планируемые результаты: Расширятся и уточнятся представления об овощах. Сформируется обобщающее понятие «Овощи». Дети научаться дифференциации существительных единственного и множественного числа и согласованию существительных с местоимениями в роде и числе. Дети обучатся составлению описательного рассказа путем составления простого распространенного предложения по схеме. Научатся отвечать на вопросы и  отгадывать загадки.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1.Загадывание загадки о зайце.

С длинными ушами, прыгает ловко. Любит морковку.

2.Обсуждение отгадки. Что еще любит заяц?

Основной

3.Игра «что привез заяц?» Назови одним словом.

4. Игра «Какой, какая» (огурец зеленый, длинный, вкусный).

5. П/Г: «Мы капусту рубим, рубим…»

6.Игра «Один – много»

- У Зайца один огурец, а на грядке много…

7.Физминутка  «В огороде»

Дети в огород идут, а там овощи растут.

Дети спинки наклоняют, горох они срывают.

Дети в огород идут, а там еще овощи растут,

Дети спинки наклоняют, помидоры собирают.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.     Останавливаются, разводят руки в стороны.

Наклоняются вперед, движения руками.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.     Останавливаются, разводят руки в стороны.

Наклоняются вперед, движения руками.

8. Упражнение «Большой - маленький». С использованием двух корзин (большой и малой).

9. Составление описательного рассказа путем составления простого распространенного предложения по схеме.

На доске выставляются картинки и схема составления рассказа.

Это морковь. Она большая, оранжевая, треугольная, твердая, сладкая.

Рефлексивный

10.Оценка работы детей, похвала

Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет логопедической группы "Осенними лесными тропинками"

Цель: Воспитание чувства гармонии, красоты и любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр. Задачи: 1. Развивать музыкальное восприятие (память, внимание,...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"

Конспект развлечения в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"....

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы "Осеннее настроение"

На музыкальных занятиях, вечерах-развлечениях и индивидуальной работе я использую новые методики и технологии, которые основываются на триедином направлении:слово-движение-музыка. Это сочетание помога...

Осенний досуг для логопедической группы "Осень в лесу".

Логопедические группы малочисленны, но праздник для детей всегда должен быть интересным, веселым и познавательным....

Осенний праздник в логопедической группе «Осенний сундучок»

Осенний праздник в логопедической группе «Осенний сундучок»...