Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза (по клинико-педагогической классификации).

Общеразвивающая и коррекционная работа, представленная в Программе, обеспечивает всестороннее музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ovz.docx56.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принято:

Утверждаю:

Решением педагогического Совета

ГБОУ «Школа № 2101»

Протокол №_______от__________

Приказ №_________от__________

__________________/ Вострикова М.В./

                                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста групп      компенсирующей направленности для детей с ТНР

                                                                                                                          Возраст детей: от 5 до7 лет

                                                                                                                   Срок реализации: 1 год

                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                          музыкальный руководитель

                                                                                                               Щербакова Н.Ю.

                                                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

      

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4.

Особенности психоречевого развития детей 5-7 лет с ТНР (ОНР)

5

1.5.

Особенности музыкального развития воспитанников 5-6 и 6-7 лет с ТНР (ОНР)

7

1.6.

Планируемые результаты освоения программы 

8

1.7.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание образовательной деятельности

11

2.2.

Содержание музыкальной коррекционно-педагогической работы 

с детьми 5-6 лет

12

2.3.

Содержание музыкальной коррекционно-педагогической работы 

с детьми 6-7 лет

13

2.4.

Вариативные формы,  способы, методы и средства реализации Программы

15

2.5.

Методы реализации Программы

16

2.6. 

Технологии реализации Программы

17

2.7.

Взаимодействие с родителями

21

2.7.1.

Планирование работы с родителями

22

2.8.

Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ

24

2.8.1.

Планирование совместных мероприятий музыкального руководителя и специалистов ДОУ

25

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Особенности организации образовательного процесса

27

3.2

Учебно-методическое оснащение Программы

30

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы

32

3.4.

Перечень методических пособий:

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.  Пояснительная записка

 

Рабочая программа (далее – Программа) составлена в соответствии с:

– основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО);

 – адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования (АООП ДО). 

А также с учетом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: Детство-Пресс,2015.  (Автор Нищева Н.В.).

 

Разработка  Программы осуществлена в соответствии с нормативными документами: 

– Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 

– Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13);

– Комментариями Минобрнауки РФ к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08 – 249.

– Письмом Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

 

Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза (по клинико-педагогической классификации).

 

Общеразвивающая и коррекционная работа, представленная в Программе, обеспечивает всестороннее музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями. 

 

1.2. Цель и задачи реализации Программы 

 

Цель: Создание благоприятных условий для выравнивания речевого и психофизического развития детей с ТНР (ОНР) посредством  формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальности и музыкальных способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Для достижения цели по реализации данной Программы ставятся следующие задачи:

Формировать основы музыкальной культурыдетей дошкольного возраста.

Устранять речевые дефекты посредством различных видов музыкальной деятельности.

Расширять и обогащать лексический запас воспитанников с ТНР (ОНР) при помощи освоения музыкально-выразительных средств.

Развивать музыкальные способности: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память, исполнительские и творческие способности.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности и к музыкальному искусству в целом.

Способствовать общему развитию дошкольников с ТНР (ОНР), коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

      

Технологической основой программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является деятельностный подход к музыкальному развитию ребенка и к организации коррекционно-развивающей образовательной среды.

 

Коррекционные принципы:

 

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется при планировании коррекционно-развивающего обучения, построения индивидуального маршрута музыкального развития ребенка с нарушением речи в зависимости от прогнозов и результатов психолого-педагогического обследования.

Принцип дифференцированного подхода предполагает создание специфических условий для полноценного включения ребенка в музыкально-коррекционный процесс в соответствии со степенью и характером речевых нарушений.

Принцип доступности определяет необходимость отбора музыкального и речевого материала в соответствии с возрастом, речевыми возможностями, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями к обучению и воспитанию.

Принцип активности обеспечивает эффективность любого вида музыкальной деятельности и предполагает применение приемов, стимулирующих пробуждение познавательного интереса и обеспечивающих его стойкость.

Принципы научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать развивающий музыкально-коррекционный процесс обучения.

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 

1) уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

4)  поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 

5) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

6) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 

7) поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

 

В соответствии с ФГОС ДО в Программе  учитываются:  

– индивидуальные потребности ребенка с ТНР (ОНР), связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

– индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка при построении музыкально-коррекционной образовательной деятельности; 

– специальные условия для получения образования детьми с ТНР (ОНР), в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных музыкально-коррекционных занятий.  

 

1.4. Особенности психоречевого развития 

детей 5-7 лет с ТНР (ОНР)

 

Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе общего назначения.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.

Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.    

У таких детей отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

При первом уровне речевого развития (по Р. Е. Левиной) наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована (5-6 лет). Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне (по Р.Е. Левиной) появляются, хотя и искаженные, общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

Третий уровень (по Р.Е. Левиной)  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

Четвертый уровень (по Т.Б. Филичевой) характеризуется легкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью при начале школьного обучения.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений (наличие судорожности в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии, нарушения качества голоса при дисфонии), существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это, прежде всего, личностные нарушения – фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведет к нарушению социальной адаптации. 

 

1.5. Особенности музыкального развития

 воспитанников 5-6 и 6-7 лет с ТНР (ОНР)

 

5-6 лет

В музыкальном развитии у дошкольников с ТНР (ОНР)  продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. 

Дети могут различать музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), при помощи взрослого выделяют отдельные средства музыкальной выразительности, различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.

В музыкально-ритмической деятельности достаточно хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений. В танцах, музыкальных играх они способны выразительно передавать музыкальный образ.

В старшем дошкольном возрасте у детей с ТНР (ОНР) могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

Присутствует интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

 

6-7 лет

В музыкальном развитии продолжается приобщение детей с ТНР (ОНР)  к музыкальной культуре. Формируется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, они эмоционально откликаются при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Дети могут различать музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков. Интерес к восприятию (слушанию) музыки становится достаточно устойчивым. Развиваются музыкально-сенсорные способности.

Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. 

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

 

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

 

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка и базируются на положениях ФГОС ДО, а также цели и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе.

 

5–6 лет

Восприятие музыки

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Различает звуки по высоте,  в пределах квинты, звучание музыкальных инструментов.

Пение

Поёт в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, берёт дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, своевременно начинает и заканчивает песню, поёт умеренно, громко и тихо.

Развит навык сольного пения с музыкальным сопровождением.

Проявляет самостоятельность и творческое исполнение песен разного характера. 

Песенное творчество

Умеет импровизировать мелодию на заданный текст.

Сочиняет мелодии различного характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, весёлую плясовую.

Музыкально-ритмические движения

Развито чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

Хорошо ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения, самостоятельно переходит от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами. Выполняет основные танцевальные движения.

Умеет инсценировать песни; изображать сказочных животных и птиц.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Развито танцевальное творчество: придумывает движения к пляскам, танцам, составляет композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Самостоятельно придумывает движения, отражающие содержание песни.

Умеет инсценировать содержание песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

6-7  лет

Восприятие музыки

Различает жанры музыкальных произведений (опера, концерт, симфонический оркестр). Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения.

Различает звуки по высоте в пределах квинты-терции; звучание музыкальных инструментов.

Пение

Поёт в диапазоне от  «до» первой октавы до «ре» второй октавы, берёт дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, старается удерживать дыхание до конца фразы,  своевременно начинает и заканчивает песню, обращает внимание на артикуляцию, эмоционально передаёт характер мелодии, поёт умеренно, громко и тихо.

Развит навык сольного и коллективного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

Проявляет самостоятельность и творческое исполнение песен разного характера. Развит песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

Умеет придумывать мелодии.

Самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения, самостоятельно переходит от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами.

Умеет исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд).

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Развито танцевальное творчество: придумывает движения к пляскам, танцам, составляет композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Самостоятельно придумывает движения, отражающие содержание песни, выразительно действует с воображаемым предметом. Проявляет активность и самостоятельность.

Умеет инсценировать содержание песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Умеет играть на металлофоне, ударных инструментах; трещотках, погремушках, треугольниках.

Исполняет музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.

Развито творчество, самостоятельно активно действует.

 

Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности:

 

– правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;  

– грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;  

– владеет словарным запасом, связанным с содержанием музыкального образования;

–  отражает в речи собственные впечатления, представления о музыкальных произведениях и музыкальном искусстве;

– грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения.

 

1.7. Развивающее оценивание качества 

образовательной деятельности по Программе

     

 Педагогическая диагностика (см. Приложение 1) проводится в ходе наблюдений, а также посредством диагностических заданий, разработанных специально для детей с ТНР (ОНР). 

Цель диагностики – определить уровень музыкальности ребенка. Вместе с тем, при необходимости, она позволяет проанализировать речевые навыки, связную речь, звуковую культуру речи (включая интонационную выразительность, правильное дыхание при разговоре, четкое произношение) и другие структурные компоненты системы языка. (Автор диагностики – Головина Бэла Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент). 

Наблюдение осуществляется в процессе самостоятельной деятельности детей и в специально организованной образовательной деятельности. Одни и те же диагностические задания повторяются несколько раз, но с различными музыкальными произведениями (по выбору музыкального руководителя и по желанию ребенка).

Диагностика проводится 2 раза: в октябре и апреле текущего учебного года в следующих видах музыкальной деятельности:

Восприятие музыки. Цель: выявить умение элементарно анализировать музыкальное произведение, определять жанровую принадлежность.

Пение. Цель: выявить уровень певческой техники.

Музыкально-ритмическая деятельность. Цель: выявить уровень сформированности навыков и умений в музыкально-ритмической исполнительской деятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах. Цель: выявить уровень сформированности навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах

 

Форма проведения: групповая и индивидуальная.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих коррекционно-образовательных задач:

– индивидуализации и дифференциации музыкального образования детей с ТНР (ОНР), построения его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития;

– оптимизации работы с  воспитанниками.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Содержание образовательной деятельности

 

     Особенностью содержания музыкального образования детей с ТНР (ОНР) является то, что оно реализуется: 

– в двигательных образных импровизациях под музыку;

– в упражнениях для развития певческого голосообразования; 

– в упражнениях артикуляционной гимнастики; 

– в интонационно-игровых упражнениях;

– в пении a cappellа и под музыкальное сопровождение;  

– в элементарном музицировании, музыкально-ритмических упражнениях с предметами и без предметов; 

– в музыкальной деятельности в режимные моменты на: утренней гимнастике, в процессе музыкальных физминуток, в динамических паузах; в двигательных образных импровизациях под музыку; при рассказывании потешек, прибауток и сопровождении их игрой на музыкальных инструментах.  

 

Все виды музыкальной деятельности – восприятие, исполнительство и творчество, –  при обучении детей с ТНР и ОНР также имеют свою специфику. 

Так, при восприятии музыки у дошкольников формируется навык слухового сосредоточения, который стимулирует коррекционную работу по развитию фонематического восприятия, происходит не только обогащение музыкальными впечатлениями и образами, но и развивается способность к анализу слуховых эталонов, рефлексии собственных эмоций и состояний.  

Исполнительство и творчество реализуются в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. В процессе исполнительства и творчества у детей развивается способность к элементарному музицированию, формируются умения и навыки владения собственным телом, мотивация к самосовершенствованию, желание принимать участие в публичных выступлениях. 

Для детей с речевыми проблемами особо актуальны упражнения по развитию мелкой моторики: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Эти упражнения целесообразно проводить в процессе логоритмических и музыкально-ритмических заданий. 

Одной из важных задач является формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия музыки и воспроизведения ритмического музыкального рисунка. 

 

2.2. Содержание музыкальной коррекционно-педагогической работы 

с детьми 5-6 лет

 

Виды

музыкальной деятельности

Образовательные задачи

Восприятие музыки

1. Формировать умение воспринимать и различать характер музыки, имеющей два контрастных образа. 

2. Закреплять представления о жанрах в музыке: песня-танец-марш.  

3. Способствовать восприятию и различению средств музыкальной выразительности:

– темп (быстрый, умеренно-медленный, медленный);

– регистр (высокий, средний, низкий);

– динамика (громко, умеренно громко, тихо);

– тембр (нежный, звучный, яркий).

4. Развивать музыкально-сенсорное восприятие.

5. Развивать ритмический слух детей, формировать умение передавать заданный ритмический рисунок.

6. Развивать звуковысотный слух, умение различать звуки высоты.

7. Развивать тембровый слух (умение различать звучание металлофона, треугольника, колокольчика).

8. Развивать динамический слух детей (громко, умеренно громко и тихо).

9. Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. 

10. Развивать способность детей высказываться о характере музыки и средствах музыкальной выразительности:

Пение

1. Формировать  певческие умения:

– правильную осанку;

– напевность и отрывистое звучание;

– артикуляцию, соответствующую индивидуальным особенностям ребенка;

– правильное интонирование мелодии песни.

2. Способствовать слаженному пению в ансамбле, сольно, с сопровождением и без него.

Песенное творчество

1. Побуждать самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы.

2. Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

3. Побуждать к песенной импровизации своего имени и простейших интонаций.

Музыкально-ритмические движения

1. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. 

2. Осваивать основные движения:

– ходьба высоким шагом;

– спокойная ходьба;

– ходьба на носочках;

– бег легкий;

– прыжки на двух ногах;

– подскоки.

3. Осваивать танцевальные движения:

– простой хороводный шаг, присядка, хлопки с разведением рук в стороны;

–  выставление на носочек правой и левой ноги, лѐгкие повороты вправо и влево, хлопки и притопы; 

– повороты корпуса вправо и влево, разнообразные ритмические хлопки и прыжки.

Развитие танцевально-игрового творчества

1. Формировать умение инсценировать песни.

2. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. 

Игра на детских музыкальных инструментах

1. Развивать восприятие музыкальных произведений, исполненных на инструментах (металлофоне, бубне, деревянных ложках, барабане, треугольнике и т. д.).

2. Продолжать осваивать способы игры на различных детских музыкальных инструментах.

3. Формировать умение играть в детском оркестре слаженно и ритмично.

Инструментальное

творчество

1. Побуждать детей к творческой импровизации на различных детских музыкальных инструментах.

 

2.3. Содержание музыкальной коррекционно-педагогической работы

с детьми 6-7 лет

 

Виды

музыкальной

деятельности

Образовательные задачи

Восприятие  музыки

1. Продолжать формировать умение различать характер музыки, имеющей два контрастных образа. 

2. Закреплять представления о первичных жанрах в музыке и их видах (народная песня – колыбельная, плясовая, хороводная; танец – народная, пляска, вальс; марш – игрушечный, солдатский).

3. Воспринимать и различать характер музыки и средства музыкальной выразительности.

4. Развивать музыкально-сенсорное восприятие.

5. Продолжать развивать ритмический слух, передавать заданный ритмический рисунок.

6. Продолжать развивать звуковысотный слух, умение различать звуки высоты (в пределах квинты-септимы).

7. Продолжать развивать тембровый слух (умение различать звучание металлофона, треугольника, колокольчика).

8. Продолжать развивать динамический слух детей (громко, умеренно громко и тихо).

9. Побуждать передавать характер музыки в движении, рисунке.

10. Формировать у детей отношение к музыке в суждениях. 

Пение

1. Развивать восприятие песен народного, классического и современного репертуара, разнообразного по характеру и содержанию. 2. Формировать умение выразительно исполнять детский репертуар различной тематики и содержания.

3. Совершенствовать певческие умения и навыки.

4. Закреплять умение петь слаженно, в ансамбле, сольно, с сопровождением и без него.

Песенное

творчество

1. Способствовать активизации самостоятельного сочинения мелодий.

2. Развивать способность импровизировать мелодии на заданный текст.

3. Развивать способность импровизировать мелодии своего имени и несложных  интонаций.

Музыкально-

ритмические

движения

1. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

 2. Совершенствовать танцевальные движения, выполнение  перестроений.

3. Продолжать осваивать основные движения:

– ходьба высоким шагом;

– спокойная ходьба;

– ходьба на носочках;

– бег легкий;

– прямой галоп;

– прыжки на двух ногах;

– подскоки;

– пружинка.

4. Продолжать осваивать танцевальные движения:

– русский народный танец (простой хороводный шаг, дробный шаг, ковырялочка, присядка, хлопки с разведением рук в стороны);

– детский бальный танец (лѐгкий бег на носочках, выставление на носочек правой и левой ноги, лѐгкие повороты вправо и влево, хлопки и притопы); 

– современный детский танец (повороты корпуса вправо и влево, разнообразные ритмические хлопки и прыжки).

Развитие

танцевально-игрового

творчества

1. Способствовать эмоционально-образному исполнению музыкально-игровых упражнений и сценок. 

2. Формировать умение самостоятельно инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на детских

музыкальных

инструментах

1. Продолжать формировать умение играть на различных инструментах: металлофоне, бубне, деревянных ложках, барабане, треугольнике и др.

2. Продолжать учить мягкому движению кисти руки, лѐгкому удару молоточком. 

3. Активизировать желание играть в детском оркестре слаженно, ритмично.

Инструментальное

творчество

1. Продолжать развивать способность импровизировать на различных музыкальных инструментах. 

 

2.4. Вариативные формы,  

способы, методы и средства реализации Программы

 

Программа реализует вариативную модель образовательной деятельности, в которой представлен современный подход к организации музыкального образования в соответствии с общепринятыми и коррекционными методами , средствами образования и адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности. 

 

Структура Модели

 

Модуль

Содержание

1.

Модуль мониторинга

 (комплексное обследование детей, в том числе диагностика музыкального развития).

Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической, логопедической и психологической диагностики. Диагностический модуль используется в медико-психолого-педагогических консилиумах и комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем образовательном маршруте ребенка с ТНР (ОНР).

Цель диагностики музыкального развития – определить уровень музыкальности ребенка.

Диагностика проводится в следующих видах музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки. Цель: выявить умение элементарно анализировать музыкальное произведение, определять жанровую принадлежность и форму музыкального произведения.

2. Пение. Цель: выявить уровень певческой техники.

3.Музыкально-ритмическая деятельность. Цель: выявить уровень сформированности навыков и умений в музыкально-ритмической исполнительской деятельности.

4. Игра на детских музыкальных инструментах. Цель: выявить уровень сформированности навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах

На основании комплексного обследования  воспитатели группы, музыкальный руководитель и другие специалисты проектируют образовательный процесс и индивидуальный маршрут каждого ребенка.

2.

Профилактический модуль

Работа с детьми: музыкально-оздоровительные упражнения, физминутки, применение здоровьесберегающих технологий, различные мероприятия по формированию основ здорового образа жизни.

Работа с родителями: знакомство родителей с проблемами в музыкальном развитии своих детей. Объединение родителей при помощи таких форм взаимодействия как: подготовка к праздникам и развлечениям, участие  в разработке и организации музыкально-оздоровительных проектов и др.

3.

Коррекционно-развивающий образовательный модуль

Предполагает педагогическую деятельность, направленную на выполнение рекомендаций по результатам медицинского, психолого-педагогического обследования и мониторинга, составление индивидуальных образовательных маршрутов; проведение музыкально-коррекционных игровых сеансов.

 

2.5. Методы реализации Программы

 Для реализации задач Программы применяются общедидактические методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, художественно-практический, музыкально-игровой.

Особое внимание уделяется таким методам, которые стимулируют у воспитанников компенсаторные процессы:

Музыкально-игровым упражнениям. Это ритмо-интонационные упражнения и ритмодекламация под отстукивание ритма, специальные упражнения для формирования чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха. Данные упражнения способствуют развитию музыкальных способностей: ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слуховых представлений.

Заданиям в форме музыкально-дидактической игры. Музыкально-дидактические игры непосредственно влияют на развитие музыкальности и музыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что ребенок в доступной игровой форме не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий.

Творческим заданиям. Это задания на звукоподражание, вопросно-ответные импровизации, сочинение контрастных мелодий, задания на сочинение мелодий с опорой на заданные интонацию, мотив или текст.  Творческие задания побуждают дошкольников к познавательно-исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной форме. Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества ребенка как инициативность, любознательность, самостоятельность.

Двигательные образные импровизации под музыку. Метод направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений.   Эффективный прием – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.

 

2.6. Технологии реализации Программы

 ФГОС дошкольного образования указывает на изменение подходов к развитию, обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, в частности детей с различными нарушениями речи. Эти изменения направлены на позитивную социализацию ребенка, формирование  положительного самоощущения к окружающему миру, к самому себе и своему здоровью.

Эффективным способом социализации дошкольника с речевыми проблемами могут стать современные педагогические технологии.

 В Программе применяется комплекс технологий:

 

Здоровьесберегающие технологии.

Личностно-ориентированная технология.

Технология деятельности.

Игровые технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Логопедическая ритмика

Технология элементарного музицирования.

Перечисленные технологии обеспечивают выполнение Программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

 Здоровьесберегающие технологии

 Основное направление –  формирование у детей привычки заботиться о своем здоровье. Технологии по оздоровлению опираются на принцип активности воспитанников, который характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.

Используются следующие технологии:

– технология, направленная на развитие органов дыхания: дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания;

– технология, направленная на развитие моторики рук: пальчиковые игры влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти;

– технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления: игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие;

– технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата: упражнения корригирующей гимнастики способствуют гармоничному развитию мускулатуры ребенка и выносливости мышц, формированию правильной осанки;

– технология, направленная на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей: ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики.  Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.

 

Личностно-ориентированная технология

Применение личностно-ориентированной технологии обеспечивает для детей  комфортные, бесконфликтные и безопасные условия их развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде и отвечает всем требованиям и положениям ФГОС ДО. 

Педагогическая ценность данной технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Взаимодействие с детьми носит личностностный характер, в процессе которого:

– применяются музыкально-коррекционные методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников с ТНР (ОНР);

– формируется положительная самооценка, уверенность детей в собственных силах и возможностях; 

– поддерживаются доброжелательные отношения воспитанников друг к другу в различных видах музыкальной деятельности.

Технология стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников. Тем самым актуализируется ситуация успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создается атмосфера доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.

 

Технология деятельности. 

Организуется такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой воспитанники самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в  процессе познания. 

Таким образом, через деятельность у них формируются знания и умения, развиваются личностные качества.

Основные идеи деятельностного подхода, которые применяются в дошкольном образовании:

Психика ребенка развивается в деятельности.

На основе внешней деятельности с предметами и объектами формируется внутренняя (интеллектуальная) деятельность.

Каждый этап психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности.

Индивидуальные особенности ребенка влияют на отношение его к деятельности и качество освоения деятельности.

 

Игровые технологии

Самым эффективным средством для музыкального развития детей являются игровые технологии. Музыкальный руководитель организует взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, а также участвует в различных играх и драматизациях детей на правах игрового партнера.

Используемые игровые технологии:

–  социоигровые технологии; 

– логоритмические игры, динамические игры в сочетании с речевым материалом;

 – дидактические игры, словесные игры, игры на формирование ЗКР;

– пальчиковые игры, коммуникативные игры.

Данные технологии позволяют: 

– в игровой форме скорректировать различные нарушения устной речи, эмоциональной сферы;

– формировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

– развивать способности объединяться на основе интереса к деятельности; 

– поддерживать самостоятельные музыкально-речевые игры детей.

 

Информационно-коммуникационные технологии. 

Применение этих технологий способствует формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников. 

В Программе ИКТ используются для:

– подбора иллюстративного и дидактического материала;

– разработки информационных материалов по всем направлениям деятельности: презентаций, видеосюжетов, видеороликов; 

–  для методического сопровождения образовательного процесса по Программе;

– для  оформления документации, отчетов.

Введение ИКТ в работу с детьми с ТНР (ОНР) подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых речевых отклонений в развитии, что способствует дальнейшей социализации ребенка. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия музыкального руководителя и ребенка в рамках коррекционно-образовательного процесса.

 

Логопедическая ритмика

В рамках Программы основной формой коррекционного обучения является логопедическая ритмика, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого, физического обучения и воспитания детей. Это одно из звеньев коррекционной педагогики, которое  связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические игры и упражнения:

– способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств: 

– развивают неречевые процессы – координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; 

– содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, общему физическому, сенсомоторной координации. 

     

Цель логоритмического воздействия – преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Формирование правильного звукопроизношения.

Нормализация темпа и ритма речи.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания.

Развитие моторики, мимики, пантомимики.

 

Логоритмика включает следующие виды музыкальной деятельности:

Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом.  Цель: развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия.

Пение. Цель: активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации.

Игру на музыкальных инструментах. Цель: развитие мелкой моторики, чувства темпа и ритма, координации движений.

Музыкально-игровую деятельность. Цель: коррекция нарушенного дыхания, двигательных функций. 

Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы. Цель: развитие творческой активности детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях. 

Пальчиковую гимнастику с пением. Цель – координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления.

Логоритмику музыкальный руководитель может использовать как самостоятельное направление в своей работе или как часть музыкально-коррекционного игрового сеанса. 

 

Технология элементарного музицирования

В основе технологии – концепция элементарного музицирования по системе Т.Э. Тютюнниковой. Данная технология является необходимым компонентом для реализации музыкальных и коррекционных задач. Это способ музыкального самовыражения с помощью звуков и движений, который комплексно воздействует на ребёнка, развивает у него зрительную, слуховую и двигательную активность, творческую инициативу и самостоятельность, воображение, способствует активному творческому преобразованию действительности, тем самым обогащая музыкально-сенсорный опыт дошкольника. 

Благодаря музицированию у детей развиваются сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма. В процессе обучения совершенствуется мелкая моторика, координация движений,  развиваются компоненты устной речи.  

Задачи:

Сформировать музыкально-сенсорный опыт воспитанников посредством применения инновационных игровых приемов в обучении.

Развивать музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкально-слуховые представления.

Развивать способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Развивать интерес к творческой музыкально-художественной деятельности.

 

Технология предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении, а именно игру на музыкальных инструментах, танцы под свой аккомпанемент, озвучивание стихов, прибауток. Одним из основных приемов в музыкально-коррекционной деятельности будет прием «звучащих жестов».  Это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях, подразумевающая: – хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); 

– шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

– притопы (всей стопой, пяткой, носком);

– щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Таким образом, традиционные в музыкальном образовании методы обучения, благодаря элементарному музицированию, наполняются новым смыслом,  отражающим особенность музыки как вида искусства.

 

2.7. Взаимодействие с родителями

 

В основу совместной деятельности музыкального руководителя и родителей заложены следующие принципы:

– единый подход к коррекционно-развивающему процессу воспитания и обучения  ребёнка;

– открытость дошкольной организации для родителей;

– взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

– уважение и доброжелательность друг к другу;

– дифференцированный подход к каждой семье;

– равно ответственность родителей и музыкального руководителя.

Задачи:

Установление доверительных и партнерских отношений с каждой семьей.

Создание условий для участия родителей в музыкальной жизни ребенка в семье и в дошкольном учреждении.

Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в музыкальном образовании и развитии ребенка и повышении компетентности в вопросах речевой коррекции посредством музыкального искусства. 

 

Система  взаимодействия  музыкального руководителя с родителями  включает:

– ознакомление родителей с содержанием музыкально-коррекционной деятельности;

– участие родителей в организации и реализации образовательного процесса;

– обучение родителей коррекционным и общеразвивающим приемам и методам музыкального воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, открытых показах и др. формах. 

 

2.7.1. Планирование работы с родителями

 

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Выступление на родительском собрании «О взаимодействии музыкального руководителя и родителей в коррекции речевых нарушений ребенка».

2. Анкетирование «Какая практическая помощь по вопросам музыкального развития ребенка Вам необходима».

3. Оформление «Музыкального центра».

4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития  детей и коррекции речевых нарушений посредством музыки.

Октябрь

1. Консультация «Как самостоятельно изготовить шумовые  инструменты».

2. Рекомендации «Музыкальные игрушки».

3. Беседа «Культура поведения родителей и детей на празднике».

4. Выставка семейных работ к осеннему празднику.

5. Индивидуальные консультации по вопросам коррекционно-развивающей работы в процессе музыкальной деятельности. 

6. Оказание помощи родителям по созданию домашней фонотеки классических произведений, адаптированных для детей.

Ноябрь

1.Отзывы родителей на сайте о прошедшем осеннем празднике.

2. Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем».

3. Консультация  «Взаимодействие родителей, учителя-логопеда и музыкального руководителя в речевом развитии ребенка с ТНР (ОНР)», «День рождения ребенка  в семье».

4. Индивидуальные консультации по вопросам коррекционно-развивающей работы в процессе музыкальной деятельности. 

6. Ознакомление родителей с культурно-досуговыми мероприятиями, проводимыми в ДОУ на страницах сайта детского сада.

Декабрь

1. Индивидуальные консультации по вопросам коррекционно-развивающей работы в процессе музыкальной деятельности. 

 2. Оказание помощи родителям по созданию фонотеки новогодних песен для детей.

3. Консультация «Как  провести в семье праздник новогодней елки».

4.Творческая мастерская: изготовление костюмов, атрибутов к новогодним праздникам.

5. Выставка совместных работ на тему Нового года. 

6. Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт детского сада.

Январь

1. Индивидуальные консультации по вопросам коррекционно-развивающей работы в процессе музыкальной деятельности.

2.Организация фотовыставки «Поем и пляшем на празднике нашем».

3.Оказание помощи  родителям по созданию картотеки логопедических игр.

4. Ознакомление родителей с культурно-досуговыми мероприятиями, проводимыми в детском саду.

5. Консультация «Пальчиковые игры – это развитие мелкой моторики рук».

6. Мастер-класс «Логопедические игры с дошкольниками».

Февраль

1. Анкетирование по теме «Как вы приобщаете детей к русской культуре».

2. Оказание помощи родителям по созданию фонотеки народного  музыкального фольклора.

3. Консультация « Роль музыки в эмоциональной коррекции детей с ТНР (ОНР)».

4. Индивидуальные консультации по вопросам  музыкального развития детей.

Март

1.Ознакомление родителей с музыкальным материалом  для проведения праздников.

2. Фотоколлаж «Мама и я – счастливые моменты».

3. Музыкальный практикум «Коррекция речевых нарушений в процессе пения».

4. Индивидуальные консультации по вопросам коррекционно-развивающей работы в процессе музыкальной деятельности.  

5. Рекомендации по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки.

Апрель

1. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» (посещение родителями музыкально-коррекционных игровых сеансов). 

2. Мастер-класс «Коррекция речи посредством театрализованных этюдов».

3. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей.

4. Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт детского сада.

6. Консультация «Особенности проявления музыкальной одаренности».

Май

Анкетирование родителей по результатам музыкального развития и образования детей.

Индивидуальные консультации по вопросам поступления детей в музыкальную школу.

Индивидуальные консультации о музыкальных достижениях детей по результатам мониторинга.

 

2.8. Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ

 Особенностями организации работы музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ являются:

– планирование (совместно с другими специалистами) и проведение образовательной деятельности индивидуально с каждым воспитанником; 

– планирование (совместно с другими специалистами) и организация образовательной  деятельности со всеми воспитанниками группы;

– соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ТНР (ОНР) с учетом рекомендаций специалистов;

– консультирование родителей (законных представителей) детей с ТНР (ОНР) в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

– ведение необходимой совместной документации.

 

Музыкально-коррекционные игровые сеансы проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. На первой ступени обучения в них активно участвует учитель-логопед. Элементы музыкально-ритмических движений учитель-логопед и воспитатели группы включают в образовательную деятельность по коррекции недостатков в речевом развитии детей, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность с детьми на групповых коррекционных занятиях.

 Содержание логопедической и музыкальной образовательной деятельности на первой ступени обучения детей с ТНР (ОНР) взаимосвязано. Эта взаимосвязь проявляется в коррекционно-развивающей работе с неречевыми звуками, в формировании у детей сосредоточения на звуке, в упражнениях на определение местонахождения источника звука, в обучении сравнению контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.  

Взаимодействие всех специалистов очень важно для развития слухового восприятия детей, а именно:

– для восприятия звуков различной громкости (громкий – тихий);

– для определения высоты звуков (высокий – низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний;

– для совершенствования общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных).  

Выстраивая свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

– структуру речевого дефекта; 

Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

Оздоровительные: 

– укрепление костно-мышечного аппарата; 

– развитие дыхания; 

– развитие координации движений и моторных функций; 

– развитие ловкости, силы, выносливости,

– воспитание правильной осанки, походки. 

– формирование двигательных умений и навыков; 

– развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; 

– освоение знаний о метроритмике. 

Воспитательные:

– воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться; 

– проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма;

– умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей. 

Коррекционные:

– развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; 

– формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; 

– воспитание просодических компонентов речи. 

 

2.8.1. Планирование совместных мероприятий 

музыкального руководителя и специалистов ДОУ

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Особенности организации образовательного процесса

 

Образовательная деятельность с детьми проводится в виде музыкально-коррекционных игровых сеансов (далее – игровых сеансов). 

Игровые  сеансы – это комплекс ритмических, коммуникативных, подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, оздоровление и музыкальное развитие  детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР). 

Продолжительность игровых сеансов регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Допускается уменьшение продолжительности сеансов в связи с индивидуальными особенностями ребенка.  

 Цель игровых сеансов: коррекция речевых нарушений, оздоровление и музыкальное развитие  детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР). 

Основные задачи:

Создание благоприятных условий для оздоровления и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

Коррекция (компенсация) недостатков речевого развития посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формирование музыкальной культуры дошкольников. 

Развитие музыкальных способностей.

 

Основными  принципами построения  таких сеансов являются:

– принцип системности  (в  течение учебного года работа проводится систематически, в соответствии с планом музыкального руководителя);

– принцип интеграции (объединение разных видов деятельности: игровой, двигательной, познавательной, коммуникативной);

– принцип комфортности (создание атмосферы доброжелательности, непринуждённой обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процесс);

– принцип личностно ориентированного взаимодействия  (создание условий для раскрепощения каждого ребенка, стимулирующих  творческую самостоятельность и инициативу);

– принцип вариативности (создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов включения в творческий процесс и степени активности).

Особенностью данных игровых сеансов является возможность их проведения не только в процессе специально организованной образовательной деятельности (в процессе занятий), но и во время режимных моментов. Они предназначены для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

 Игровые сеансы желательно объединять какой-то одной темой или сюжетом: природный мир, семья, магазин, времена года и т.д. Рекомендуется взять за ориентир тематическое планирование основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Примеры музыкально-коррекционных игровых сеансов смотрите в Приложении № 2.

Структура игровых сеансов включает в себя три части (вводная, основная, заключительная). В каждой части представлены разнообразные игровые формы музыкально-коррекционной деятельности. Не нужно брать все игры сразу, музыкальный руководитель их комбинирует и выбирает самостоятельно в зависимости:

– темы, задач и специфики проведения сеанса;

– индивидуальных способностей, самочувствия и настроения детей;

– предпочтений музыкального руководителя и методического оснащения.

 

Структура

Содержание

1 часть. Вводная

– игры-приветствия;

– мотивационные игры;

– динамические упражнения;

– релаксирующие упражнения

2 часть. Основная (развивающая)

– двигательные образные импровизации под музыку;

– дыхательные упражнения;

– упражнения для развития певческого голосообразования; 

– упражнения артикуляционной гимнастики; 

– распевки;

– ритмические и интонационные игры; 

– пение песен a cappellа и под музыкальное сопровождение;

3 часть. Заключительная

– элементарное музицирование;

– музыкально-ритмические упражнения с предметами и без предметов;

– игры, включающие общеразвивающие физические упражнения;

– психогимнастические этюды, упражнения на расслабление.

  

 

Особенности организации образовательного процесса для детей с ТНР (ОНР)  по музыкальному развитию заключаются:

 – в обеспечении вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по музыкальному развитию;

– в осуществлении образовательной деятельности на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении;

– в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Музыкальное развитие») в игровой форме; 

– в приоритете игры как ведущего вида деятельности дошкольника;

– возрастной адекватности дошкольного музыкального образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и индивидуальным особенностям развития детей), обучение воспитанников в специфически детских видах музыкальной деятельности;

– в повышении роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включении родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержке образовательных инициатив семьи по музыкальному развитию детей;

– в организации коррекционной художественно-эстетической развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО

 Организация музыкальной деятельности детей по реализации и освоению содержания Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

– совместной деятельности взрослого и детей; 

– самостоятельной деятельности детей. 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей  группе (5-6 лет) – не более 25 мин., в подготовительной группе – не более 30 мин.

 

3.2. Учебно-методическое оснащение Программы

 Наглядно иллюстративный материал:

 Иллюстрации (пейзажи, сюжетные картинки, портреты композиторов).

Игрушки (куклы, мягкие игрушки: мишка, зайчик, мышка, ёжик, кошка и т.д.).

Детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны, свистульки, погремушки, флейта, дудочка.

Костюмы и маски к пляскам, инсценировкам.

Нотный материал.

Оборудование к музыкально-дидактическим играм: карточки с изображением животных, птиц, детей, музыкальных инструментов и т.д.; музыкальная лесенка, матрешки, музыкальный калейдоскоп, детские музыкальные инструменты.

Оборудование к музыкальным упражнениям, играм, инсценировкам, пляскам, танцам: цветы, цветные флажки, султанчики (цветные и новогодние из мишуры), цветные ленты, фонарики, колокольчики, маски животных и птиц, цветная карусель из лент, лошадки и т.д.

3.3.Материально-техническое обеспечение Программы

Музыкальный центр (микрофоны).

Ноутбук

DVD проигрыватель.

Мультимедийная установка.

CD диски с записями детских песен, фонограмм, шедевров классической мировой музыкальной культуры.

3.4. Перечень методических пособий:

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина; под ред.проф. Л.В.Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Лопатиной, 2014. 

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: Детство-Пресс,1999.

Буренина А.И, Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 2-е издание, испр. и доп – СПб.: ЛОИРО, 2011.

Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб., 1993.

Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2011.

Зацепина М.Б Музыкальное воспитание в детском саду. – Москва,

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

Кацер О.В. Коррекция развития детей с нарушением речи на музыкальных занятиях // Музыкальная палитра. 2001. № 3.

Кацер О.В. Упражнения в ритмодекламации на коррекционных занятиях // Музыкальная палитра. 2001. № 4.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном, 2012. 

Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основной образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: Детство-Пресс,2015.  

Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – СПб.: 2010.

Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М.: 2008.

Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. – СПб.: КАРО, 2006. 

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.).

 Соловьева С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ / Методические рекомендации. – 2 издание, дополн. и перераб. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2011. 

Судакова Е.А.  Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2013.

Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» – М.: АСТ, 1999 г.

 

 Материально-технические условия реализации Программы в учреждении соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Обеспечение данных требований направлено на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности в учреждении по художественно-эстетическому развитию.

                                                      Москва 2022- 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Мы будущие олимпийцы»

Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...