Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Васильева Наталия Сергеевна

Цель:

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Совершенствование фонематического восприятия.

3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.

4. Совершенствование анализа и синтеза предложений, составление схем предложений.

5. Формирование плавного чтения слов.

6. Совершенствование зрительного, слухового восприятия.

7. Развитие мышления и памяти.

8. Формирование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование существительных в родительном падеже).

9. Развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyucheniya_kolobka-2._dikie_zhivotnye.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выпускного логопедического занятия

в подготовительной группе у детей с общим недоразвитие речи.

Тема: «Новые приключения Колобка».

                                   

Провела учитель – логопед ГДОУ д/с № 17  Калининского района г. Санкт – Петербурга

Васильева Наталия Сергеевна.

Образовательные задачи:

  1. Формирование грамматического строя речи:
  1. образование притяжательных прилагательных;
  2. употребление существительных с суффиксами – онок – ,  – енок – ;
  3. согласование существительных в родительном падеже;
  4. совершенствование слоговой структуры слов;
  5. согласование существительных в роде, числе и падеже.
  1. Составление сложноподчиненных предложений.
  2. Развитие связной речи.

Коррекционные задачи:

  1. Развитие общих речевых навыков.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Совершенствование фонематического восприятия.
  4. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа, синтеза, представлений.
  5. Совершенствование навыка  анализа и синтеза предложений, составление схем предложений.
  6. Совершенствование навыка буквенного анализа и синтеза.
  7. Формирование навыка плавного чтения буквосочетаний.
  8. Совершенствование зрительного, слухового восприятия.
  9. Развитие мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

  1. Активизация внимания.
  2. Совершенствование навыков коллективной  и индивидуальной работы.
  3. Воспитание личностных качеств ребенка: активности, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование:

Картинка Колобка, кукла би-ба-бо, предметные картинке по теме, картинка чудо зверя, звуковые символы, буквы, схемы, слова, мяч.

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

  1. Орг.момент.           Развитие общих речевых навыков.

Раз, два повернись и в сказке окажись. (Выносится картинка с изображением Колобка). В какой сказке мы оказались?

(Дети: Мы оказались в сказке Колобок).    

         Сегодня мы будем сочинять другую сказку про Колобка. Но для начала расскажите стихи, которые мы выучили.

  1. Бабку с дедом он оставил, волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу, волка, зайца и лису.

      Много тропок исходил, Ото всех он уходил,

      От лисы уйти не смог. Это сказка Колобок.

  1. Основная часть. 

  1. Звуковой анализ и синтез.  

 Д/И «Поймай звук».

       Начнем сочинять сказку.  Испекла бабушка Колобка, поставила его на окошко, а Колобок скатился с окошка и оказался во дворе. Видит Колобок идет ему навстречу  «ловите звуки»  

К + У+ Рь+ И +Ц + А (КУРИЦА). (Выставляется картинка).

  1. Какое слово получилось?
  2. Постройте звуковой домик для этого слова. Дети выполняют задание: характеризуют каждый звук слова и ставят к звуку звуковой символ. (Логопед называет разных детей.)
  3. Сколько звуков в слове КУРИЦА? (В слове КУРИЦА шесть звуков.)
  4. Сколько гласных звуков в этом слове? (В слове КУРИЦА три гласных звука, значит три слога.)
  5. Назовите слоги. (1-ый слог… 2-ой слог… 3-ий слог…)
  6. На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.)
  7. На какой звук падает ударение? (Ударение падает на звук [У].)
  8. На каком месте стоит звук [Рь]? (Звук [Рь] стоит на третьем месте.)
  9. Перед каким звуком стоит звук [И]? (Звук [И] стоит перед звуком [Ц].
  10. После какого звука стоит звук [У]? (Звук [У] стоит после звука [К].)

  1. Формирование навыка плавного чтения буквосочетаний .  Языковой анализ и синтез.

Д/И «Слоги перепутались».

Испугался Колобок и покатился дальше, вдруг перед ним (выставляется написанное слово) ЗАБОР (кто-то из детей читает слово). А в заборе  «та – во – ро». Ой, что я перепутала? Произнесите слово правильно.  ВОРОТА (кто- то из детей  говорит слово). Скажите полным предложением. (Перед Колобком оказались ворота).  

- Что Колобок сделал? (Колобок открыл ворота). А за воротами был заколдованный лес.

  1. Грам. строй речи. Образование притяжательных  прилагательных.  

Видит Колобок идет по тропинке зверь и плачет.  (Выставляется картинка зверя).

Дети: У этого зверя голова волчья, передние ноги – медвежьи, задние ноги – оленьи….

  1. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза.

       

Колобок: «Почему ты плачешь?»

Чудо – Юдо: « Злой колдун заколдовал зверей. Помоги их расколдовать».

Колобок: «Что я должен сделать?»  Ребята, поможете мне спасти зверей?  (Дети выполняют задание вместе с Колобком.)

  1. Надо узнать название животного. Первый звук В, последний звук. – К. Кто это?

( Это ВОЛК).  

  1. Собрать слово из рассыпанных звуков: И   А   Ль   С  (Лиса).
  2. Отгадай названия животных в словах с перепутанными слогами. Игра с мячом.

СА – ЛИ  (ЛИСА).  СУК – БАР (БАРСУК). КА – БЕЛ (БЕЛКА).  ЯЦ – ЗА (ЗАЯЦ).  ЖИК – Ё (ЁЖИК).  ВЕДЬ – МЕД (МЕДВЕДЬ).   ЛЕНЬ – О (ОЛЕНЬ).  

  1. Совершенствование навыка анализа предложений. Образование сущ. в р.п.

 

  1. «Составь предложение».

Нужно составить предложения, а потом составить схему предложения. Слова: лес, дупло.  

(Сколько слов в предложении? С какой буквы начинается предложение? Из чего состоит предложение?  Как пишутся слова в предложении? Что ставится в конце предложения? Какое 3-е слово в предложении? (меленькое слово.)

  1. Кого мы расколдовали? ( Мы расколдовали ежа, белку, волка, зайца, медведя, кабана, лося. (Картинки животных помещаются на ковролин.)

  1. Составь предложение из перепутанных слов».     Формирование навыка плавного чтения слов. Падежное управление.

Зверей расколдовали, но колдун спрятал детёнышей. Вы догадаетесь, где спрятаны детёныши, если правильно составите предложение. Выставляются слова. Дети составляют предложение.

КОЛДУН, СПРЯТАТЬ,  ДЕТЁНЫШИ, РЕКА, ЗА..   (Колдун спрятал детёнышей за рекой.)

  1. Координация речи с движением.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

По камешкам, по камешкам шагают наши ножки.

На носочках мы пойдем через речку перейдем..

Шагают по кругу.

«Пружинка» на двух ногах с продвижением вперёд.

 На носочках переходят через речку.    

  1. Образ. сущ. с суффиксами –онок-, -енок-. Словообразование.

Образ. сущ. ж.р. , образов. сущ-ных в род. п.

Д/И «Найди детенышей».                                             

 Что сделали звери? (Звери перешли через реку. Они очень обрадовались, когда увидели своих детенышей).

Помогите зверям найти  детенышей. Дети показывают картинку с изображением зверя.

Барсучиха нашла барсучонка.   Белка нашла бельчонка.   Бобриха нашла бобренка.    Волчица нашла волчонка. Ежиха нашла ежонка. Зайчиха нашла зайчонка. Медведица нашла медвежонка.

  1. Совершенствование навыка буквенного анализа и синтеза.

Ой, смотрите, к нам идет Чудо – зверь.

Ч-Ю.: «Ребята, спасибо вам и Колобку, что вы освободили наш лес от колдуна, но я нашел на полянке рассыпанные буквы. Вот они! Составьте из них слово. (Дети составляют слово.)

Какое слово получилось? (Получилось слово  ДРУЖБА)

  1. Развитие общих речевых навыков.

Дружба крепкая у нас ей гордится каждый!                      

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда.

Нет причины огорчаться.

Мы поможем всем всегда!

1.В лес пришел волшебник злой.  Он ужасный и большой.          

      Он руками замахал и зверей заколдовал.

2.Но пришли друзья-детишки, озорные шалунишки,                      

Стали думать и гадать, как зверей расколдовать?

3.Наконец они решили и зверей освободили,                                  

А теперь, друзья, - плясать, нам не надо унывать.

                   Бобер в лесу затеял бал. Бобер на бал гостей созвал:          

Белочки во флейты дуют, польку бабочку танцуют,

Даже тихий барсучок туфельками чок да чок!    

                                                              (А.Пудваль)  

   

Дети, детки, детвора! В детский сад идти пора.                    

В детстве любят все играть, бегать, прыгать и скакать.

И друзьям всем помогать!                                                        

                                                               (Л.Г.Парамонова)    

Раз, два повернись в детском садике окажись!              

     

  1. Итог занятия. 

  1. Где мы с вами побывали? (Мы побывали в сказке).
  2. Про кого мы сочиняли сказку? (Мы сочиняли сказку про Колобка).
  3. С кем еще встретиться Колобок? (С волком,  с лисой, с зайцем, с ежом, с медведем, с белкой, с барсуком, с оленем, с лосем).
  4. Как мы помогли зверям? (Мы составляли слова, поселили слово КУРИЦА в звуковой домик. Мы составили предложения про животных. Прочитали слова и составили из слов предложение).
  5. Вам понравилась сказка, которую мы сочинили?

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей с ОНР

Рекомендации по развитию фонематического анализа и синтеза у детей при подготовке обучению грамоте в ДОУ....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...

«Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста в игре

Под фонематическим слухом понимается способность человек слышать отдельные звуки в слове. У детей формирование его происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании сло...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Методическая разработка по теме:"Развитие фонематических функций у детей"

Методическая разработка по теме"Развитие фонематических функций у детей"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г.Санкт-ПетербургаЗначительная часть дете...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень увлекательные приключения колобка. И все поставленные цели и задачи выполнили!!!!