«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается. Эффективным методом, оказывающим положительное влияние на развитие слуховой памяти, внимания и имеющим практическое подтверждение является разработанные и активно применяемые слуховые диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО «Город Воркута»

Департамент социально-культурных и

Дошкольно-образовательных учреждений

 

«Использование слуховых  диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

        

                                                                                                 Соломина О.В.

                                                                                                     учитель –логопед

                                                                                                   речевой группы

                                                                                                                МДОУ №11 «Катюша»

                                                         

                 

В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается» с различных позиций.

Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является не включаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания.

. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания» .

По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается .

К нарушениям внимания  детей имеющих общее недоразвитие речи относят (В.И. Селиверстов):

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

И действительно,   учебно- образовательный процесс в речевой группе для детей с ОНР  основан в большей степени на зрительном восприятии, а именно логопеды активно пользуются наглядностью, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их., соответственно слуховое внимание, слуховая память западает.

Эффективным методом, оказывающим положительное влияние на развитие слуховой памяти, внимания , имеющим практическое  подтверждение  является разработанные и активно применяемые  слуховые диктанты, которые:

  1. Оказывают  положительное влияние на развитие выше указанных процессов
  2. Организуют детей (стараются друг перед другом обязательно правильно справиться с заданием)

Уже само слово  «диктант»   привлекает детей

 (старшие дошкольники любят почувствовать себя как  в роли   учеников)

Для   проведения  диктантов  использую   знаковую систему.

…………………………….

Например ,при проведении слуховых диктантов на занятиях по подготовке к обучению грамоте, когда дети находятся в до буквенном периоде, хорошо использовать  следующую знаковую систему:

«+», « -»,  «    » , «     »     «       »  и т.д.

После каждого диктанта  выполняется  анализ результатов  в виде - карточки- проверки.

Например: Детям дается полоска бумаги,  предлагается  задание :

Будь внимателен, если услышишь в слове [С] напиши    +,   если нет    -.

Слова: санки, дом, носок, малина, колесо, самокат, коньки, дерево, сабля.

Карточка проверка    +    -    +    -     +     +    -     -    +

В дальнейшем, когда грамота осваивается детьми шире и глубже  знак заменяется буквой.

Параллельно, учим детей, ориентироваться  и работать  на листе бумаги.

 Обязательно учитываем основное правило: «пишем сверху вниз, и слева на право.»

На первом  этапе   начало листа отмечаем     *

Для работы используем  лист в  клетку, что бы детям было легче ориентироваться.

Стараемся  пользоваться в основном карандашом.

Использование слуховых диктантов на занятиях по обучению грамоте.

Тема: Дифференциация [Т] [Д]

Вариант слухового диктанта (дети уже знакомы с буквами)

Задание: если услышишь в слове [Т]  - запиши букву Т , если услышишь звук [Д] запиши букву Д

Слова : таракан, дуб, танк, дым, дом, Таня, Данил, доски, кот, тыква.

Карточка проверка             Т   Д   Т   Д  Д   Т  Д  Д  Т  Т  

Это же задание в добуквенный период:

Задание: «Если услышишь  в слове[Т] нарисуй        , если   [Д].   нарисуй        . .

Карточка -проверка                 

Варианты  вопросов  после диктанта:

  1. Какие слова с [Т]  запомнили?
  2. Какие слова с [Д] запомнили?
  3. Какое слово было самое первое? Последнее?
  4. Услышали ли вы имена детей? Назовите их. и т.д.

Тема: «Звуковой анализ»

Начинать нужно с простого задания типа «Поймай звук».

Логопед просит «поймать» [А]

Традиционно дети ловят звук хлопком.

Логопеды проводят игры типа: «Хлопни в ладоши,  если услышишь звук, подними руку на звук и т.д.»                                                     

Безусловно, это быстро и эффективно. Но, кроме вышеперечисленных особенностей дети с речевой патологией имеют и нарушение мелкой моторики. , поэтому коррекционно- развивающий  эффект мы должны направить в данное направление.  Раскрашивая квадраты,( символы звуков) рисуя знаки мы параллельно с развитием слухового внимания , развиваем  и тонкую моторику пальцев рук.

Да и фигуры- знаки небольшого размера, поэтому  не займет много времени их прорисовывание или раскрашивание.  

Детям раздается карточка- заготовка с пустыми квадратиками расположенными горизонтально, и карандаш красного цвета, так как заранее обговаривается, какие звуки называют  «гласными»  с каким цветом  «дружат» эти  звуки.

Называется слово (в зависимости от этапа работы звуки, слоги), ребенок внимательно слушает и раскрашивает  нужный квадратик  красным цветом. Число квадратиков соответствует количеству произнесенным логопедом слов для анализа.

Слова: арбуз, утюг, альбом, ирис, астра, антенна, улей, усы, автомат.

Карточка- проверка

То же задание используется для работы с  согласными  звуками.

Варианты  вопросов  после диктанта:

  1. Сколько слов со [А] вы услышали?
  2.  Какие слова со[А]  запомнили?
  3. Назовите цветок на [А]. и т.д.

На первых порах педагог акцентирует внимание на нужном звуке, выделяя его голосом.  Далее  слова проговариваются  четко , но уже  без акцента.

В ряды слов, звуков  обязательно нужно включать слова-ловушки, которые не подходят к заданию(нет изучаемого звука ,  не подходят к той или иной лексической группе ит.д.) дети должны быть предельно внимательны

Когда дети привыкнут к диктантам, усложняю задания., давая  слова для анализа одновременно с 2 одинаковыми звуками , либо аппозиционными. по звонкости – глухости, мягкости-твердости

Знакомство с цветовым обозначением гласных, согласных  мягких, твердых звуков.

Детям дается заготовка -  карточка с квадратиками.

Логопед  произносит разные звуки. Дети раскрашивают квадраты  нужным цветом

Напоминание: гласные звуки  обозначаются  красным цветом, согласные твердые синим цветом, согласные мягкие зеленым цветом

Диктант     [А] [Н] [М*] [У] [И] [П*] [Ф] [К] [О]

Карточка -проверка                  

.

Данный вид работы эффективно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Слуховые диктанты эффективно  использовать и на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи

Например,  для закрепления   темы «Дикие и домашние животные»

Логопед называет   диких и домашних животных.

Задание: Если услышите дикое животное, нарисуйте ---      , домашнее животное –

Перечень слов: лошадь, белка, собака, кошка, медведь,  голубь, свинья. лиса, заяц, , барсук, волк

Карточка -проверка  

Подбирая слова для диктантов   считаю обязательным - включать  слова- «ловушки»  В данном случае слово –«ловушка» - голубь.

Аналогичные задания можно применять  на закрепление  других лексических тем.

Анализ и закрепление прилагательных по теме «Лето»

Логопед,  говоря о  лете, подбирает прилагательные.

Если оно подобрано правильно ставится     «+», если нет « -»

Перечень прилагательных:

Лето  дождливое, теплое, долгожданное, снежное, пуржистое, солнечное, морозное, урожайное.

Карточка - проверка        +     +      +      -    -     +    -    +        

После этого обязательно проводится  устный анализ.

  1. Дети припоминают прилагательные.

            Какое лето? Дождливое, теплое, долгожданное, солнечное, теплое,  урожайное.

  1. Какие слова не подходили? Морозное , пуржистое, снежное.
  2. А каком времени года можно так сказать?   (о зиме)   и т.д.

Закрепление темы «слова- действия, слова- признаки»

Логопед объясняет задание:

Если услышите слово- действие, нарисуйте черточку, если слово – признак -квадрат.

Слова:  идет, бежит, поднимает, ест, сладкий, высокий, собирает,  красный, тяжелый, кислый.

Карточка  проверка -         -     -     -      -                    -                     -

Данный вид работы эффективно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Слуховой диктант-  это эффективный способ привлечь внимание детей

Благодаря включению в занятия данного приема мне удается  активизировать  слуховое внимание, дети становятся  более  заинтересованными в конечном результате. С каждым разом стараются допускать меньше ошибок,  начинают слушать себя, исправлять ошибки у других. Параллельно,  значительно улучшается состояние звукопроизношения, обогащается  словарь, развивается мелкая моторика

Мною раскрыты свои наработки по данному направлению ,  учителя –логопеды могут использовать  и другие варианты слуховых диктантов, все зависит от  целей,  этапа работы, индивидуальных возможностей детей ,а так же творчества, заинтересованности самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. В условиях современного развит...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в коррекционно-образовательный процесс в ДОУ - это одна из новых и актуальных проблем в педагогике. Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе ком...