Конспект родительского собрания "Будем знакомы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Горшунова Ирина Анатольевна

Родительское собрание "Будем знакомы" проводится в старшей логопедической группе. На этом собрании родителям учитель-логопед и воспитатель обясняют чем занимаются их дети в детском саду. В течении всего собрания родители находятся на месте своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Лучик» Елабужского муниципального района».

Конспект родительского собрания на тему:

«Будем знакомы».

Цель: познакомить родителей со средствами, формами и методами коррекционно – развивающего обучения.

Подготовка.

  1. Распечатка анкет для родителей.

Уважаемые родители!

Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми.

Заранее благодарим за заполненную анкету.

  1. Какие родительские собрания, походы, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
  2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других меро приятий всей семьей? Да, нет, почему?
  3. Что следует нам учитывать, приглашая Вас на собрание, заня тие, беседу.
  4. Ваши наиболее занятые дни и часы недели?
  5. Согласны ли Вы, принять участие в выставке и представлении хобби? Каких? Кто будет представлять?
  6. В чем Ваша семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дяди, тети)  может принять участие: в смотре семейной самодеятельности или выставке поделок, аппликаций из природного ма териала, научить детей вязать и вышивать?
  7. Кто из Вашей семьи умеет играть на музыкальных инструментах? Смогут ли они поделиться своим опытом с детьми?
  8. Какая Вам необходима помощь?

  1. Распечатка книги для родителей «Чем занять ребенка дома?».

Примерное содержание смотрите в приложении 1.

  1. Оформление выставки инновационных и коррекционных игр и игрушек.

  1. Оформить с детьми приглашения на вечер каждой семье в виде двухсторонних аппликаций.

  1. Приготовить  для практической деятельности:
  1. Игра «Выложи рисунок из семян арбузов и огурцов»;
  2. Листы бумаги, картона;
  3. Цветные карандаши;
  4. Трафареты;
  5. Ножницы;
  6. Шнуровка;
  7. Мозайка;
  8. Раскраски;
  9. Гуашь черная;
  10. Восковые карандаши;
  11. Баночки  с водой.

На столах  расставленных буквой «П» расставлены все принадлежности из расчета  один набор на одну семью. Стулья расставлены кругом на ковре.

До собрания и вовремя его тихо звучит музыка. Родителям предлагается познакомиться с экспонатами выставки. Раздать анкеты для ознакомления.

Ход занятия:

Вступительное слово.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.  А общение человека не возможно без красивой, яркой и эмоциональной речи.

Чтобы речь ваших детей не являлась, таковой вы привели их к нам в детский сад. И всем вам интересно, что же здесь делают ваши дети?  Чем они занимаются?  Как   проводят день? Чем мы с ними занимаемся?

Чтобы ответить на ваши вопросы мы здесь и собрались. Сегодня вы встанете на место вашего ребенка и попробуете сделать не многие из тех вещей, которые делают дети.

Итак, начинаем.

Артикуляционная гимнастика. Самомассаж. (краткое введение. Презентация опыта)

   НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ

Данные упражнения:

  1. снимают напряжение мышц шеи и плеч;
  2. вызывают прилив крови к речевым органам;
  3. являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказыва ет сами движения.

ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз).

ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!

ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево):

ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.

ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам)

НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.

 ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)

 НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.

 И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами):

 ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.

 И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —

 НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.

 ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) -

 И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.        

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс использу ем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в по ложении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не про пускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом при кусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верх нюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязыч ной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

 НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике. бь:;ъгвггт ггг^тив рови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и ;.—-оз-тять ими, глает мимику выразительнее.

Общие правила:

  1. перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
  2. движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в элном объёме;
  3. стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
  4. удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разкообраз-ых движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз:
  5. ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
  6. темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок :певал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней — рис. 19) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки).

И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу

сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальаами от

середины лба к вискам — рис. 20). УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю

снизу вверх и сверху вниз). ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди — рис. 21), ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 22), А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки). ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный

пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис. 23). ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают

сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 24). КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд - рис. 25),

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика развивается, естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.

Пальчиковые игры

Массаж кистей и пальцев и т. д.

Лепка.

Нарушения мелкой моторики.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии). Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.) Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и др.

Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи.

Для развития мелкой моторики мы используем следующие приемы:

Игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька —

Для ежа.

Эта долька —

Для стрижа.

Эта долька —

Для утят.

Эта долька —

Для котят.

Эта долька —

Для бобра.

А для волка —

Кожура.

Он сердит на нас —

Беда!!!

Разбегайтесь,

Кто куда!

Английская народная считалка

 

Апельсин

Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются лицом в круг. Загибают  по  одному пальцу на  обеих руках, начиная с больших, на каждое на звание животного.

Изображают пасть волка двумя руками. Приседают. Закрывают голову руками.

Разбегаются

Я люблю свои игрушки

Киску, зайку и лягушку, Заводного петушка

И пушистого щенка.

Мяу! Мяу! — киска плачет.

Ква-ква-ква! — лягушка скачет. Гав! Гав! Гав! — кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

Я люблю свои игрушки

И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку

На машине я катаю.

Мяу! Мяу! — киска плачет.

Ква-ква-ква! — лягушка скачет. Гав! Гав! Гав! — кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

В. Нищее

 Игрушки

Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое на звание игрушки.

Хлопают ладонями по столу.

Хлопают кулачками по столу.

 Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам. Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками. Загибают пальчики на обеих руках.

«Возят» кулачками по столу.

Согнув указательные и средние пальцы, а

остальные сжав, показывают «киску».

Хлопают ладонями по столу.

Сложив ладони, показывают, как лает

щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам.

Снежинки

Стою и снежинки

в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег,

и снежинки люблю.

Но где же снежинки?

В ладошке вода!..

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи. Н. Ншцева

 Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Ритмичные удары пальцами пра вой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй разжать.

На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.

Мелкие потряхивания расслаблен ными ладонями

Птички

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — соловушка,

сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — злой орлан. Птички, птички, по домам!

Русская народная песенка

 Дети  загибают   по  одному  пальцу  на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями. Машут руками, как крыльями.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

Вышивание.

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

Рисование по трафаретам. Штриховка. Вырезание.  

Выкладывание рисунков из семян арбузов и огурцов.

Мозаика.

Раскраски.

Шнуровка.

Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР в условиях ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Давайте знакомиться с группой "Лучики".

Конспект содержит информацию о различных методах и приёмах взаимодействия с родителями....

Конспект родительского собрания "Будем знакомы"

Родительское собрание во второй  младшей группе на тему: «Будем знакомы»...

Конспект родительского собрания на тему: "Давайте знакомиться!"

Данное родительское собрание предназначено для знакомства родителей вновь поступивших детей и их дальнейшего сотрудничества друг с другом....

Конспект родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 29»           Конспект родительского собрания на тему:  «Да...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Будем знакомы"

Родительское собрание проводится в начале учебного года с целью расширения контакта между педагогами и родителями, моделирования перспектив взаимодействия на новый учебный год, повышения педагогическо...

Конспект родительского собрания в средней группе №3 «Родничок» на тему: «Давайте знакомиться!»

    Цель: знакомство родителей между собой и с педагогами, воспитывающими ребенка в дошкольном учреждении, расширение контакта между ними; установление позитивных отношений, создание ...