Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
статья по теме

Шириязданова Эльвира Вильевна

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования

детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в рече вом развитии и раннего начала комплексной коррекционной ра боты.

Проведение ранней диагностики позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корриги ровать темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных нарушений и сни зить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем раньше будут выяв лены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

 Основной задачей ранней логопедической диагностики является раннее распознавание, выявление отклонений речевого развития с целью последующего их исправления.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации логопедического обследования детей раннего возраста является учет закономерностей становления и развития  детской речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:

-  анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос ники);

-  беседа с родителями;

- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раз девание и т.п.) и в ходе выполнения специальных зада ний;

-  изучение медицинской документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педа гогом по физическому воспитанию;

-  ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

-  собственно логопедическое обследование ребенка. Оно включает в себя:

I. Обследование импрессивной стороны речи (т.е. сформированности понимания речи).

II. Обследование экспрессивной стороны речи, которое направлено на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления речи,  объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения,

- слоговой структуры слова,

- общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строе ния и функционирования основных органов артикуляции.

Особенности проведения обследования детей раннего возраста с описанием схем, речевых карт представлены в различной методической литературе (О.Е.Громова, Н.В.Серебрякова, Гаркуша Ю.Ф.и др.).

Следующим важным моментом при проведении логопедического обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Как правило, даже при условии нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, т.е. взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.

Известно, что ребенок в раннем возрасте не способен подчиняться  директивным указаниям взрослого типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить  показать вслед за логопедом, как «язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.

При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в заданиях можно сделать на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют   такой прием, как завершение ребенком  предложения за взрослым, т.к. он легок и доступен в работе, а также с удовольствием принимается маленькими детьми. На использовании этого методического приема построено пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей начиная с раннего возраста и включает диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно  содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.

Еще одним возможным приемом логопедического обследования детей раннего возраста, как считают авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, является рассматривание и последующее раскрашивание изображения, который дает возможность организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный фон в ходе заданий.

Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная  длительность одного диагностического занятия  — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если педагогам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Нужно помнить, что мы имеем дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!

Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь  короткий имеющийся в  распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:

- состояние словарного запаса ребенка;

- развитие грамматического строя речи - уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже;

- характер воспроизведения слоговой структуры слов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется  проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта работы логопедов- практиков следует, что лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками.

Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.

Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит его сосредоточение на задании и вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более 2-х крупных изображений на одном листе одновременно.

Литература:

1.  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: РОН, 2001.

5. Методы обследования речи детей/ Под ред.Г.В.Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2003

6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

7. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста: Учебное пособие / Урал.гос.пед.ун-т, НПРЦ «Бонум», Екатеринбург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет...

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Давно известно, что с малышом необходимо общаться. Начиная с самого его рождения. Дети, с которыми мало разговаривают имеют отставание в речевом развитии. Под направляющим руководством взрослых речь б...

План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей раннего возраста (о...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....

Логопедическое обследование детей раннего возраста

 Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития.   Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом р...

Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...