Логопедическое обследование детей раннего возраста
методическая разработка по логопедии

Самойленко Виктория Владимировна

   Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития.   Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции. Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и др.) в данном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_detey_ot_0_do_3_let.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование

детей раннего возраста

(от 0 до 3 лет) 

                                                                                                                                                       Составитель: В.В. Самойленко

                                                                                                                                                учитель – логопед МБДОУ д/с № 64

                                                                                                                                              г. Таганрог

Логопедическое обследование детей раннего возраста

      Процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода:

- младенчество (от рождения до 12 месяцев) - «доречевая стадия развития ребенка»;

- преддошкольный период(от 12 до 36 месяцев) – «начальный этап речевой стадии развития коммуникации».

   Цель логопедического обследования детей раннего возраста: - раннее распознавание отклонений речевого развития.  

       Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

   Задачи:  - снизить социальную депривацию безречевого ребенка;

                  -  эффективно корригировать темп психо-речевого развития ребенка;

                  -  предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и др.) в данном возрасте.

Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.

Возраст ребенка

Особенности доречевого и преддошкольного  периода

Логопедическое обследование

Период новорожденности

(0 – 1 месяц)

   В норме ребенок кричит громко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные гласноподобные звуки («а», «э»). 

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • метод наблюдения; 

отмечается: характер крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий), слуховое сосредоточение на человеческом голосе (перестает плакать, отвечает специфическими реакциями – сосательные движения).

   

1 – 3 месяца

   На эмоционально-положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа», «мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.

С помощью крика, который становится интонационно-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.

К 3 месяцам ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «отвечать » на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживлением, вокализацией, генерализованной двигательной активностью «комплекс оживления»; по-разному реагирует на интонацию говорящего (сердитый и ласковый голос), улыбается или плачет.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • наблюдение за ребенком в естественных условиях;

отмечаются первые доречевые реакции младенца: гуление; наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого,   первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, «комплекса оживления », мимических гримас.

3 – 6 месяцев

Если в начале периода ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, то постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»), а к 6 месяцам у него появляются звукосочетания гласных с губными согласными типа ба-ба-ба, ма-ма-ма, относящиеся к аутолалическому этапу лепета.

Изменение характера голосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать с типичной для его языкового окружения мелодикой.

Коммуникативная деятельность

Малыш стремится к общению со взрослым. Развивается общение с помощью жестов: ребенок протягивает руки к взрослому — он хочет, чтобы его взяли на руки или дали игрушку.

Когнитивное развитие

У ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересом тянется к новой игрушке, легко отвлекается на новый раздражитель).

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • динамическое наблюдение за ребенком;

  отметить особенности доречевого развития ребенка: характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него; особенности интонационной окрашенности голосовых реакций; изменение поведения в ответ на слуховые раздражители; наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре;  специально отмечаются патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);  особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда; неполноценность «комплекса оживления».

6 – 9 месяцев

   Постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые Эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, а также имитирование кашля и щелканья языком. Механизмы аутоэхолалии и эхолалии играют общестимулирующую роль в развитии ребенка. 

Коммуникативная деятельность

Здоровый ребенок понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет». Лепет и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и протестующие жесты).

Наблюдается начальное ситуационное восприятие обращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека).

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • динамическое наблюдение за ребенком (методика «Выполнение простейших действий»);    

отметить: особенности формирования лепета; особенности формирования понимания речи (реагирует когда к нему обращаются по имени; поворачивает голову в сторону называемого человека); развитие паралингвистических форм коммуникации; развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи; характер взаимодействия матери и ребенка.

9 – 12 месяцев

   В начале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность, звучания голоса.

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения

Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы использует указательный жест. В этом возрасте активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). У нормально развивающегося ребенка формируется понимание обращенной речи: малыш отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия». К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие.

Особую форму деятельности здорового младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • анкетирование родителей; приложение №1
  • метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка (методика «Выполнение простейших действий»);

 отметить: усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (соблюдает очередность высказываний, смотрит в глаза собеседнику, кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.); понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию); переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам; появление лепетных слов и переход к первой стадии речевой коммуникации (при помощи первых слов):  сформированность базовых навыков глотания и жевания: пьет из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не допуская «вытекания» жидкости через уголки рта, разжевывает сушки, детское печенье, ест в супе вареные овощи, предварительно размятые ложкой.

   

12 – 36 месяцев

2-ой год:

1год – первые слова, появление односложных предложений;

1год 3мес. – запас слов до 30;

1год 5мес. – запас  слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова;

1год 5мес. – 2года – появление  фраз, двухсловных предложений; первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»;

2 года – запас  слов до 200–300.

3-й год:

2года – начинает  пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами; появление трехсловных предложений;

2года 5мес. – появление  многословных предложений;

3года – сохраняются трудности звукопроизношения; запас слов до 800–1000.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • анкетирование родителей; приложение №1
  • ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
  • метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка;
  • собственно логопедическое обследование ребенка:
  • строение и функционирование основных органов артикуляции;
  • состояние произвольного артикуляционного праксиса (после 1 года 6мес.);
  • дифференцированность слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, методики: «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто как говорит?»;
  • сформированность понимания речи (простых и сложных речевых инструкций), методики: «Оценка состояния по цвету», «Оценка состояния по величине», «Выполнение простейших действий», «Слушаем рассказ»;
  • методика изучения понимания и употребления простых предлогов, методика «Прячем игрушку»;
  • объем активного и пассивного словарного запаса, методики: «Что это такое?» «Что делает?»;
  • методика обследования звукопроизношения (сформированность звуков раннего онтогенеза).

                                                                                                                                                         

  Приложение №1

Анкета для родителей

(анамнез развития ребенка)

Ф. И. О. ребенка________________________________________________________ 

Дата рождения ребенка _________________________________________________

Возраст матери на момент рождения ребенка________________________________

Возраст отца на момент рождения ребенка __________________________________

Какой по счету этот ребенок в семье ________________________________________

Ребенок  от ___ беременности,  от___ родов, родился на ____ недели беременности

Из двойни, тройни (родился I, II, III)________________________________________

Масса тела при рождении ______, рост при рождении _____

Протекание беременности:

несовместимость по резус-фактору_________________________________________

токсикоз: 1-я половина, 2-я половина: ______________________________________

травмы, хронические или инфекционные заболевания у матери  ________________

_______________________________________________________________________

гипертония/гипотония во время беременности _______________________________

Протекание родов:

продолжительность __________ часов

безводный период ___________  часов

стимуляция родов _______________________________________________________

стремительные, срочные, преждевременные, затяжные роды ___________________

кесарево сечение ________________________________________________________

обвитие пуповиной ______________________________________________________

асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________

родовспоможение (указать какое) __________________________________________

Характер первого крика новорожденного (нужное подчеркнуть):

громкий, пронзительный, хриплый, слабый, не кричал

Ребенок закричал (нужное подчеркнуть):

сразу, после шлепка, после реанимационных мероприятий

Кормление ребенка (нужное подчеркнуть):

принесли кормить на _____ день

сосал активно, быстро уставал и засыпал, отказывался брать грудь, кормили сцеженным молоком или др. ______________________________________________

При кормлении наблюдалось (нужное подчеркнуть):

частые срыгивания, поперхивания, срыгивания, вытекание молока через нос, рвоты

Особенности развития навыков глотания и жевания (нужное подчеркнуть):

выталкивает твердую пищу изо рта, вяло жует твердую пищу, пьет только из бутылочки, пьет из чашки только густые жидкости, плохо пьет из чашки, захлебывается;

Ребенок жует печенье с _____; ест отварное непротертое мясо с _____, непротертые овощи в супе с _____.

Раннее речевое развитие ребенка:

- гуление с ______________________________________________________________

- лепет с ________________________________________________________________

- первые слова с _________________________________________________________

- первые фразы с ________________________________________________________

Раннее двигательное развитие ребенка:

Ребенок стал держать голову с _____, сидеть самостоятельно с _____, ползать с _____, начал стоять с опорой с _____, ходить без поддержки с _____ .

Особенности развития неречевых форм коммуникации (нужное подчеркнуть):

просит только жестами и плачем; не смотрит в глаза своему «собеседнику», не кивает головой – «да/нет», не машет ручкой – «до свидания».

Особенности формирования понимания обращенной речи (укажите с какого возраста):

- знает свое имя (реакция на имя) с _________________________________________

- различает имена близких людей (поворачивает голову в их сторону, реагирует на вопросы: «Где мама? Где папа?» с __________________________________________

- понимает некоторые простые вопросы («Где ляля? Где киса?») с  ______________

- следует словесным запретам («нет, нельзя») с _______________________________

- выполняет простую инструкцию («Дай это маме») с _________________________

- пытается выполнять словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («Накорми куклу и уложи спать») с ________________________________________

Приведите пример такой инструкции, выполняемой Вашим ребенком без затруднения ____________________________________________________________

Наращивал словарный запас (нужное подчеркнуть):

хорошо, очень медленно, накопление словаря прерывалось, количество слов практически неизменно.

Сейчас (нужное подчеркнуть):

говорит отдельные слова, говорит короткие фразы, стал меньше говорить, сильно искажает даже простые слова.

Особенности игровой деятельности:

Проявляет ли Ваш ребенок интерес к игрушкам? Перечислите любимые игрушки и занятия с ними:

до 1 года - ______________________________________________________________

в 1,5 года -  _____________________________________________________________

в 2 года - _______________________________________________________________

в настоящее время - _____________________________________________________

Сколько времени ребенок самостоятельно играет с игрушками? ________________

Что произносит ребенок во время игры  (нужное подчеркнуть):

редкие возгласы, активно лепечет, молчит.

Согласны ли Вы дать разрешение на проведение логопедического обследования Вашего ребенка?______ дата ___________________(подпись)__________________

Литература:

1. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.

2. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

Представлены технологии логопедического обследования детей дошкольного возраста.Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможносте...

План - протокол логопедического обследования детей раннего возраста.

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей раннего возраста (о...

«Логопедическое обследования детей дошкольного возраста»

Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере....

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет....

Карта логопедического обследования детей раннего возраста с отсутствием вербальных средств общения

Карта разработана с целью логопедического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна, расстройствами аутистического спе...