Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
методическая разработка по логопедии по теме

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_proekt_2009.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

                                 

Автор:

Саванова Юлия Николаевна –

Учитель-логопед первой квалификационной категории

октябрь, 2009 год

Костромская область, г. Волгореченск, 2009 год

Заявка на участие в конкурсе инновационных образовательных программ

1

Название инновационной образовательной программы

«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

2

Название организации. Ф.И.О. руководителя организации

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области

Заведующий: Приземина Татьяна Алексеевна.

3

Фактический адрес, телефон, электронный адрес:

156901, Костромская область, г. Волгореченск, ул. 50-летия Ленинского Комсомола, д.7;  

8(49453) 3-13-30;

e-mail: mdou4_krepish@mail.ru 

4

Автор

Саванова Юлия Николаевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №4»

5

Руководитель программы, контактный телефон, электронный адрес

Саванова Ю.Н.,

(49453)  3-30-22,

e-mail: yuli_san@mail.ru 

6

Заказчик

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области

7

Номинация

Индивидуальные образовательные траектории

8

Срок реализации программы

подготовительный –  (2007 г.);

основной – (2008г.);

развитие проекта – до 2013 г.

9

Краткое изложение инновационной идеи

Предполагается оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики.

Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.

9. Краткое изложение идеи проекта:

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения со взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон коры головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи,  недостатки речевого развития  корректируются.

С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь малышу овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки, укрепить его здоровье.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении,  возможно создать условия для  своевременного  формирования речи детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии.

         1. Ранний возраст  – выявление контингента детей с недостатками в психофизическом  развитии и включение их в работу через организацию кружка «Раз – ладошка, два - ладошка»;

2.Младший и средний дошкольный возраст – динамическое наблюдение за данным контингентом детей через продолжение работы кружка.

3. Старший дошкольный возраст – готовность ребенка к школьному обучению.

Описание инновационного проекта

«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

  1. Цель и эффективность инновации.
  1. Цель разработки – создание максимальных условий для формирования речи детей раннего возраста.
  1. Уровневая цель для детей – формирование речи дошкольников путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 
  2. Уровневые цели для педагогов – овладение методикой логоритмики,  внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
  3. Уровневая цель для родителей – организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с недостатками в психофизическом развитии.
  4. Уровневая цель для муниципального образовательного пространства – создание условий для взаимодействия образовательных учреждений города путем распространения педагогического опыта.

Эффективность инновации будет проявляться в следующем:

  1. Повышение статуса муниципального дошкольного образовательного учреждения, предоставляющего услуги дополнительного образования.
  2. Повышение эффективности и качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг.
  3. Модернизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения новых технологий и направлений. 
  4. Организация систематической педагогической поддержки семей,

воспитывающих детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии.

  1. Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи.  

2. Характеристика объекта инновации

        В последние годы вырос интерес к речи детей раннего возраста и к ранней диагностике речевых нарушений.  По статистике, с каждым годом здоровых детей становится меньше. Увеличивается количество детей с нарушениями речи. В 2007 – 2008 учебном году из 20 поступивших в детский сад детей ясельного возраста только  20% детей практически здоровых (имеют I группу здоровья). В 2009 – 2010 году из 20 поступивших -       4 ребенка с заключением – задержка речевого развития. Выявляется закономерность – у детей со слабым здоровьем практически во всех случаях идет отставание в речевом развитии. В социально неблагополучных семьях, в которых имеет место дефицит общения взрослых с ребенком,  как правило, всегда у таких детей имеются недостатки в речевом развитии.

Поэтому проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии  средствами логоритмики» является одним из компонентов оздоровительной программы детского сада «Здоровье»

Были разработаны этапы работы над проектом:    

- подготовительный – (2007г.) - разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы, организационные пробы (организация предварительной работы с детьми раннего возраста на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48»); повышение квалификации учителя-логопеда в Костромском областном институте повышения квалификации работников образования по теме «Логопедическая ритмика. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями речи в ДОУ», разработка программы дополнительного образования «Раз – ладошка, два – ладошка», составление перспективного планирования, пополнение материально-технической базы;

- запуск проекта (2008г.) -  описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта;

- основной – (2008.г.) - разворачивание основных механизмов проекта: организация кружка «Раз – ладошка, два – ладошка» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 № «Крепыш» общеразвивающего вида  городского округа город Волгореченск» для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии; повышение профессионального роста педагогов через консультации, семинары, мастер-классы; оказание педагогической помощи родителям через родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые просмотры занятий;

- развитие проекта – до 2013 г. – функционирование проекта: идет процесс воспитания и обучения  ребенка в пространстве детского сада – реализация программы дополнительного образования «Раз – ладошка, два - ладошка»; привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта; определение уровня развития детей при выходе в школу.

3. Технология (механизм) внедрения новшества

Основанием для разработки проекта «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» послужили следующие факторы:

- ранняя диагностика речевых нарушений;

- внедрение эксперимента  «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 № «Крепыш» общеразвивающего вида  городского округа город Волгореченск Костромской области;

Основная деятельность по внедрению разработки.

  1. Всестороннее изучение проблемы роста детей с нарушениями речи.
  2.  Создание системы взаимодействия детей, родителей, педагогов на муниципальном уровне, позволяющей повысить эффективность реализации проекта;
  3. Поиск и разработка новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства города;

Перспективы дальнейшего развития проекта.

  1. Привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта;
  2. Расширение образовательного пространства, внедрения элементов проекта в начальной ступени обучения родному языку как элемент здоровьесберегающих технологий (музыкально-ритмические движения на уроках музыки, физкультминутки на уроках чтения и русского языка).

Функции участников проекта.

Образовательное учреждение:

  1. Организационная;
  2. Ресурсного обеспечения;
  3. Контрольная;
  4. Аналитико-результативная.
  5. Мотивационно-целевая
  6. Регулятивно-коррекционная

 Методическая служба:

  1. Информационно-аналитическая;
  2. Методическая;
  3. Диагностическая.
  1. Планово-прогностическая;
  2. Деятельностная.

Продолжительность внедрения разработки.

Этапы:

Проектирование – (2007 г.) - разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы,

 Запуск проекта (2008 г.) -  описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта.

Основной этап проекта – (2008 – 2010 г.г.) - разворачивание основных механизмов проекта.

Заключительный этап  (до 2010г) перевод в режим функционирования

Развитие проекта – до 2013 г. Проект сопровождает формирование речи конкретной группы детей, которым на начало 2007-2008 учебного года исполнилось 2-3 года, от дошкольного уровня до поступления в школу.  Этапное воплощение проекта связано с муниципальным образованием этих детей на разных возрастных периодах.

4. Ресурсное обеспечение объекта.

  1.  Нормативно-правовое обеспечение:
  1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Билль о правах ребенка;
  4. Закон РФ «Об образовании»;
  5. Семейный кодекс РФ;
  6. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
  7. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90\30-16;
  8. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.
  1. Информационно-методическое обеспечение:
  1. Повышение квалификации педагогов;
  2. Педагогические просвещения родителей.
  3. Медико-психологическая поддержка образовательного процесса.
  1. Организационное обеспечение:
  1. Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.
  1. Кадровые:
  1. Учитель-логопед;
  2. Музыкальный руководитель
  3. Воспитатели;
  4. Инструктор по физической культуре;
  5. Медсестра;
  6. Куратор проекта
  1. Материально-технические:
  1. Помещения для занятий;
  2. Технические средства;
  3. Музыкальные инструменты;
  4. Шумовые инструменты;
  5. Демонстрационный материал по лексическим темам;
  6. Элементы костюмов;
  7. Фонотека;

    5. Основные риски от внедрения инновации

  1. Кадровая проблема, вызванная условиями малого города.
  2. Неосознанность некоторыми родителями важности данной проблемы.

6.  Инвестиционная характеристика объекта инновации

Проект будет инвестиционно привлекателен для муниципального образовательного пространства, т.к. воспитание детей раннего возраста – одно из направлений деятельности по реализации обеспечения  равного доступа к образованию.

Проект является частью программы оздоровления детей «Здоровье», принятой     на  педсовете    «Безопасность и здоровье наших детей»  от   «29» ноября 2005 года.

Проект позволит своевременно формировать речь детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Реализация проекта будет способствовать укреплению здоровья детей.

7.  Социальная оценка инновации

«Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ».

Карл Маркс

        В основу проекта положены идеи создания условий для образования детей раннего возраста с недостатками психофизического развития в муниципальной системе образования, через  организацию кружка «Раз – ладошка, два - ладошка» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области, не имеющего в своей структуре специализированных групп.

Предполагается оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики.

Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.

        

8. Основные приложения к проекту.

  1. Программа дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Логоритмика для малышей».
  2. Перспективное планирование занятий;
  3. Конспекты занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ логопедической ритмики для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии

Основным принципом построения игр-занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Игры-занятия сотавлены с опорой на лексические темы....

Консультация для родителей: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Об этапах психофизического развития детей раннего возраста...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....