Управление созданием условий для обеспечения психофизического развития детей раннего возраста. Выступление.
статья по теме

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Управление созданием условий для обеспечения психофизического

                                       развития детей раннего возраста

 Заведующая МБДОУ д/с №5 для детей раннего возраста

 г.Заполярный Печенгский район Мурманская обл.

 Абрамова Т.А.

                       Учет психофизического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Актуальность проблемы обусловлена новыми Федеральными государственными требованиями, а также необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ, которая позволит своевременно преодолеть нарушение в состоянии психофизического здоровья и развития ребенка.

Цель данного направления - содействовать сохранности психоэмоционального и физического здоровья детей.

Достигается эта цель путем решения следующих задач:

  1. Оздоровительные задачи (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений);
  2. Воспитательные задачи (формирование нравственно – физических качеств, потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно – гигиенических навыков);
  3. Образовательные задачи (формирование представлений о своем организме, здоровье, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе).

Организация деятельности по обеспечению психофизического развития разделена на блоки:

  • Работа с детьми;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с родителями;
  • Работа медицинского персонала.

Для создания педагогической оздоровительной системы мы придерживаемся следующих направлений:

  1. Созданы условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;
  2. Организованы условия для повышения квалификации кадров к работе со  здоровьесберегающими технологиями;
  3. Создана целенаправленная система по взаимодействию с родителями.
  4. Разработан двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста.
  5. Совместно с медицинским персоналом организована профилактическая, оздоровительная и лечебная (при необходимости) работа.
  6. Обеспечено рациональное питание.

Деятельность нашего дошкольного учреждения по обеспечению и сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста это:

  • Лечебно – профилактическая работа;
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
  • Оздоровительная направленность образовательного процесса;
  • Социально – педагогическая и психологическая поддержка детей из  семей «группы риска»;

В лечебно – профилактическую работу мы включаем организацию физиолечения, массажи, фитотерапию, витаминотерапию, лекарственную терапию, лечебное и диетическое питание, дыхательные техники, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.

Психологическая безопасность личности ребенка обеспечивается многовариантным режимом комфортной для малыша жизнедеятельности, строгим дозированием интеллектуальных и физических нагрузок.

В оздоровительной направленности образовательного процесса мы используем систему мер не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.

С детьми и семьями из группы риска проводят профилактическую и коррекционную работу педагог – психолог, общественный инспектор, уполномоченный по правам ребенка, старший воспитатель, заведующая.

Используются следующие формы работы:

  • Профилактические беседы с родителями;
  • Консультации для родителей;
  • Посещение семьи;
  • Постановка на внутрисадовый контроль;
  • Взаимодействие с органами опеки, КДНиЗП.

При планировании работы по обеспечению  психофизического развития  детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:

  • Ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ребенка;
  • Учет направленности его интересов;
  • Обеспечение свободы выбора и волеизъявления;
  • Безоценочный подход к детям.

Маленькие дети очень подвижны. Поэтому с учетом данных особенностей детей раннего возраста спроектирована психологически безопасная развивающая среда:

  • Две группы оборудованы по принципу безмебельного пространства, где малыши могут полностью осваивать пространство в безопасных условиях, проявлять познавательную и двигательную активность. Дети могут полностью удовлетворять потребность в развитии, движении на безмебельном пространстве, получать положительные эмоции, что способствует возникновению у них состояния психологического комфорта.
  • Во всех группах созданы уголки психологической разгрузки, уголки уединения; сухие бассейны для релаксации;
  • Физкультурный и музыкальный залы оборудованы с учетом особенностей возраста детей;
  • Имеется большое разнообразие крупных двигательных игрушек (лошадки, машинки, паровозики, коляски и др.);
  • Организованы уголки двигательной активности.

В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности малышей. Уголки ряженья с зеркалами и атрибуты для театрализованных игр способствуют развитию умения у детей самовыражаться, раскрепощаться в свободной деятельности.

Большое значение в психофизическом развитии детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с родителями. Для более эффективного взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка в ДОУ мы организуем семинары, консультации, беседы.

Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:

  • Повысить педагогическую культуру родителей;
  • Определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в привитии культурно – гигиенических навыков, установлении времени для пребывания на свежем воздухе, использовании электронных средств информации;
  • Привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач.

Кроме работы по оказанию помощи педагогам и родителям мы осуществляем медико - педагогический контроль который включает в себя:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  2. Медико – педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организации физкультурных занятий, контроль за осуществлением системы закаливания;
  3. Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования;
  4. Санитарно просветительная работа по вопросам психофизического развития детей.

С целью увеличения охвата детей раннего возраста услугами дошкольного воспитания и образования на базе нашего дошкольного учреждения был открыт ЦИПР, в котором созданы все условия для обеспечения психофизического развития малышей.  Функционирование центра игровой поддержки ребенка позволяет расширить спектр оказываемой квалифицированной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста, нуждающимся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи.

Считая проблему создания условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста актуальной, мы выделяем ее как одно из важнейших направлений работы нашего ДОУ.

Спасибо Вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Об этапах психофизического развития детей раннего возраста...

Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.

Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

О возрастных особенностях психофизического развития детей раннего возраста

Памятка для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей второго года жизни"...

Психофизическое развитие детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 8...