«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
план-конспект занятия (младшая группа)

Секриер Алла Ивановна

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Психофизическое развитие детей раннего возраста»

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Инструктора по физической культуре: Сербина Т.Ю.

                             Педагог – психолог:  Секриер А.И.

г. Норильск, 2020г.

Дата: 11.02.2020г.

Время: 11.30-12.30

Место проведения: МБУ «Централизованная библиотечная система»

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности.

Задачи: 

  • Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
  • Развивать ловкость, быстроту, крупную и мелкую моторику.
  • Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком, расширяя диапазон их невербального общения.
  • Снятие психоэмоционального и психомоторного напряжения.
  • Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.
  • Побуждать родителей вербально  и  невербально  взаимодействовать с ребенком, открыто и искренне выражать свои чувства (хвалить, обнимать, целовать ребенка и т. д.).

Материалы и оборудование: магнитофон, 2 магнитные доски, магниты, скамейки, дуги, модули, обручи, шнур, стулья, прищепки, вырезанные из бумаги снежинки, валенки, варежки, картонные снежинки, тканевые снежки, массажный мяч, плюшевый медведь и белка, настоящие шишки, корзина.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Здравствуйте, милые ребята! Мы рады вас приветствовать, спасибо, что нашли время провести этот увлекательный час вместе с нами. Меня зовут Алла Ивановна, я педагог-психолог. И Татьяна Юрьевна - инструктор по физической культуре.  

Сегодня у нас с вами необычное занятие. В чем его необычность и важность сейчас вам расскажу. Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики, т.е. физического развития. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья, на эмоциональное благополучие и paбoтocпocoбнocть pacтyщeгo oргaнизмa ребенка являeтcя двигaтeльнaя aктивнocть. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием вcecтopoннeгo paзвития и вocпитaния peбёнкa. Как ни странно, но между активной физической деятельностью и интеллектуальной тоже есть особая взаимосвязь. Но и самое главное – важно понимать, что ребенок не нуждается в постоянных «развивашках», а в обычном повседневном общении, тактильном контакте, эмоциональной поддержке.

И сейчас мы покажем простые игровые упражнения, игры-танцы, игры-расслабления, и игры на тактильное восприятие, в которые вы с легкостью сможете поиграть со своим ребенком дома или в гостях, на природе.

Приветствие, знакомство.

Родители вместе с детьми садятся в круг на ковер.

Педагог-психолог: Ребята, давайте с вами познакомимся и поприветствуем друг друга.

В нашем зале, в нашем зале, много маленьких ребят вместе с мамами сидят! Есть у нас (Полина,……. – дети, либо мамы называют имена детей).

  (Педагог-психолог по очереди бросает мяч каждому ребенку. Тот бросает его обратно.)

Вот мы с вами и познакомились. А сейчас, поприветствуем друг друга, чтобы нам веселее игралось.

Коммуникативная игра «Встреча»

(произносится текст, родители в парах со своими детьми выполняют движения по тексту)

Все на ножки становитесь.

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руку правую пожмите

И друг друга обнимите.

Друг от друга отойдите,

Друг на друга посмотрите.

Все друг другу поклонитесь

И на месте покружитесь.

 

Инструктор: Мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в увлекательное путешествие в волшебный зимний лес. Вы согласны? (Да!)

Нас с вами ждет много разных приключений в пути. Вы готовы? (Да!) Тогда отправляемся!

Основная часть.

Звучит веселая музыка

Полоса препятствий.

Дети с помощью родителей проходят полосу препятствий: (проползти на животе по скамейке, прыгнуть из одного обруча в другой (4 шт.), подлезть под дугу, обойти конусы змейкой, пройти по узенькой дорожке (шнур).

Инструктор: Вот и пришли мы в волшебный зимний лес. Посмотрите, сколько тут снежинок! (На полу разложены синие и белые снежинки). Давайте возьмем их в ручки и поиграем (по 1 или по 2 у каждого ребенка).

Кружатся снежинки в воздухе морозном

Падают на землю ледяные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай снежинка, погоди немножко!

Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли! (движения под слова)

Звучит музыка «Зарядка для малышей»

Дети со снежинками выполняют движения под музыку.

Инструктор: Какие вы молодцы! Как замечательно танцевали! Ой, ребята! Посмотрите, кто это там сидит и на нас глядит? (Белка)

Белочка просит, чтобы мы помогли ей убрать снежинки в лесу, она никак не может отыскать шишки, которые упали на землю. Поможем белочке? (Да!)

Ребята собирают снежинки и вешают их на веревочку с помощью прищепок.

Инструктор: Посмотри, Белочка, а вот и твои шишки! Белочка говорит: «Спасибо, вам, ребята, что помогли отыскать мне мои шишки. Можете взять немного, поиграть!»

Тактильная игра «Шишки»

Педагог-психолог: Ребята, возьмите шишки в ручки. Посмотрите, ведь они самые настоящие. Вот эти шишки росли на елочке. Они еловые. А эти росли на сосне. Они сосновые. Потрогайте их. Они твердые, колючие, шершавые. Покатайте шишки между ладошками. А теперь покатайте по ножке, по пяточке.

Поручила белке мать
Шишек к ужину набрать.
Та за шишками помчалась,
Да с подружкой повстречалась.
Целый день они резвились,
С треском с дерева свалились!
Отдышавшись еле-еле
Друг на друга поглядели...
«Жаль, - вздохнули шалунишки -
Несъедобны наши шишки

 

Славно с шишками поиграли, а теперь давайте сложим шишки в корзинку.

Инструктор: Ой, ребята, посмотрите, снег мы с вами убрали, белочке помогли, да тут еще кто-то потерял в лесу варежки и валенки. Наверно, это Дедушка Мороз! А давайте украсим их красивыми снежинками! Он найдет их и обрадуется!

Аппликация в движении.

Дети берут по одной снежинке из корзиночки на одной стороне зала и бегут к магнитной доске, на которой прикреплены валенки и варежки. Приклеивают к ним самоклеящиеся снежинки (мамы помогают).

Инструктор: Посмотрите, ребята, какие красивые валенки и варежки у нас получились! Как вы думаете, понравятся они Деду Морозу? (Да)

Мы снежинки прикрепляли, наши пальчики устали. Давайте присядем и сделаем зарядку для наших пальчиков:

Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили.

Очень круглый, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий!

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Инструктор: Посмотрите, сколько мы с вами снежков слепили.

(инструктор показывает большой ком, в котором лежат маленькие тканевые снежки).

Давайте с ними поиграем!

Звучит веселая музыка «Кабы не было зимы!»

Игра «Снежки»

Дети и взрослые бросают снежки кто дальше.

Инструктор: Давайте соберем снежки обратно в большой ком.

Дети собирают снежки.

Педагог-психолог: Весело ребята вы играли, но устали. Надо отдохнуть. Сделаем массаж и продолжим путь.

«Сказочный массаж».

На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки          
(слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
И катались по траве
От хвоста и к голове                  
 ("прокатываем" ладони от попы к шее)
Долго зайцы так скакали,           
(слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
Но, напрыгавшись, устали.        
(кладём ладони на спинку малыша)
Мимо змейки проползали,
«С добрым утром!»- им сказали. 
(делаем волнообразные движения ладонями по спине)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.           
(гладим малышу все тело начиная с головы)

Расслабляющий массаж можно сопровождать любым текстом – сказкой, потешкой, стихотворением, песенкой. А так же можно поменяться ролями, когда ребенок вам делать самостоятельно массаж. Возможно использование любых предметов не острых, на более глубокое тактильное воздействие

(массажные мячики, перышки, шишки, желуди, ткани)

С детьми постарше можно поиграть в игру «Угадай, что я нарисовал» (на любой части тела пальчиком или другим предметом рисуем любой несложный рисунок – солнышко, цветок, деревце и т.д., а ребенок угадывает).

Инструктор: Ой, ребята! Вы слышите? Храпит кто-то! (подходит к модулю, за ним медведь) Да это же медвежонок! Я предлагаю поиграть с медвежонком в очень интересную игру.

Игра «Мишка, мишка, хватит спать!»

Медведь в руках у взрослого на одной стороне зала. Дети с родителями на другой стороне. Дети подходят медленно к медведю (первый раз с родителями, второй и третий самостоятельно) и говорят слова с взрослыми, выполняя движения в соответствии с текстом:

Мишка, мишка, хватит спать, (грозят пальчиком)

Выйди с нами поиграть!    (движения рук направленные на себя)

Нас тут много, ты один,     ( разводят руки в стороны, показывают один указательный пальчик)

Спать тебе мы не дадим! (убегают к родителям на другую сторону зала)

Заключительная часть.

Садимся в круг на ковер.

Потешка.

Инструктор: Наши пальчики играли,

Наши ножки танцевали,

Ручки мячики бросали,

Варежки мы украшали.

А теперь домой пора,

Скажем всем: Пока! Пока!

Педагог – психолог: В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Возникает дефицит общения в детско-родительских отношениях. Я думаю, что вам известна одна из  причин. Конечно же, стремительное развитие технологий. Все чаще везде и всюду: в очереди у кабинета врача, в транспорте, на улице в парке, дома можно увидеть картину – ребенок и планшет. Родителям толи лень, а может неинтересно проявить фантазию и развлечь ребенка игрой или просто поговорить, рассказать сказку, спеть потешку.  Все это негативным образом сказывается на психофизическом развитии ребенка.  Дети мало двигаются, больше сидят и, единственное, что у них хорошо развивается – это указательный и большой пальцы, а они никакого влияния даже на мелкую моторику не оказывают. И как следствие, наблюдаются нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями, а они имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Дети часто болеют, они эмоционально нестабильные, устраивают истерики, капризничают. Поэтому любая совместная деятельность (прогулки, подвижные игры, физические занятия, скатывание с горок, катание на санках, даже простое катание мяча другу дугу или перебрасывание) позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, наладить с ним отношения, эмоциональный и тактильный контакт. Полное удовлетворение двигательной активности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Только в движении ребенок развивается физически, умственно, эстетически и нравственно. Любопытство ребенка является главным сподвижником двигательной активности.

        Таким образом, ребенок развивается в движении и в общении со взрослым.  Происходит развитие самостоятельности, управление своим телом, нормализация вестибулярного аппарата,  развитие координации движений (прыжки, лазание, бег), совершенствование двигательных навыков (пинать мяч, кидать его в корзину, ловить), укрепление мышечного корсета, умения себя обслуживать; дает толчок для развития речи, памяти, внимания, мышления, повышает самооценку ребенка. Ребенку необходимо в течение дня обязательно выплеснуть его скопившуюся энергию, такие дети менее капризны, лучше и крепче спят. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, c прогулками, c физическими упражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса, делает эмоциональное самочувствие  и делает поведение более ровным.

И наше сегодняшнее занятие внесло лепту в развитие ваших детей. Мы не просто развлекались, мы развивали малышей.

Как заинтересовать ребенка?  Личный пример родителей – лучший способ привить ребенку любовь к физкультуре. Очень важен  эмоциональный фон занятий. Если похвалила мама, значит, все получилось  здорово. Больше улыбайтесь и шутите, меняйте интонацию и тембр голоса. Включите хорошую музыку, она создает настроение и задает ритм.

Упражнения для дома:

  1. Взять малыша за ручки и делать простые приседания. А затем представьте себя танцорами, приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это улучшает координацию движений и осанку.
  2. Встать напротив малыша и катать обруч друг другу. Это упражнение  доставляет большую радость ребенку и разрабатывает плечевой пояс.
  3. Сесть напротив  малыша, широко расставив ноги, и катать  мяч. Потом перейти к более сложному – катанию двух  мячей, чтобы мячи не сталкивались. Это упражнение на растяжку.
  4. Мама становится на коврик рядом с ребенком. Она показывает имитационные движения, малыш повторяет их вслед за ней. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что спину надо держать прямо, подбородок чуть приподнять, смотреть вперед.      
  • «Мишка» - ходьба на внешней стороне стоп, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук  широко расставлены.
  • «Гусь»  - ходьба  на пятках, руки в  стороны-вниз.
  • «Лисичка» -  плавная,  мягкая ходьба, ступая с носка на всю ступню.
  • «Шагаем по дорожке» - ходьба вслед за мамой по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур.

Активный интерес  к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы: мячи, обручи, скакалки, кубики, санки, лыжи, качели, велосипед и т. д.

Вопросы родителей.

Буклеты.

На этом наша встреча подошла к концу. Успехов вам в воспитании и развитии здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Консультация для родителей: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Об этапах психофизического развития детей раннего возраста...

О возрастных особенностях психофизического развития детей раннего возраста

Памятка для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей второго года жизни"...

Психофизическое развитие детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 8...