Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
презентация занятия для интерактивной доски по логопедии (подготовительная группа) по теме

Атаманова Маргарита Степановна

 

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей, родителей (родственников).

В ходе логопедического исследования на каждого обследуемого составляется речевая карта – карта обследования речи, в которую записываются все получаемые данные в определенной последовательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития детей

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей, родителей (родственников).

В ходе логопедического исследования на каждого обследуемого составляется речевая карта – карта обследования речи, в которую записываются все получаемые данные в определенной последовательности.

                                                                                                                                     

Состояние общей моторики

  1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб;
  2. Исследование произвольного торможения движений;
  3. Исследование динамической координации движений;
  4. Исследование пространственной организации двигательного акта;
  5. Исследование темпа;
  6. Исследование ритмического чувства

Обследование произвольной моторики пальцев рук

  1. Исследование статической координации движений
  2. Исследование динамической координации движений

Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

  1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
  2. Исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции
  3. Исследование двигательной функции языка (исследование объёма и качества движений языка) по показу и словесной инструкции
  4. Исследование двигательной функции мягкого нёба
  5. Исследование продолжительности силы выдоха
  6. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата

Обследование мимической мускулатуры

  1. Исследование объёма  и качества движения мышц лба
  2. Исследование объёма  и качества движений мышц глаз
  3. Исследование объёма  и качества движений мышц щёк
  4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
  5. Исследование символического праксиса

Обследование фонетической стороны речи

  1. Речевая реакция на оптический раздражитель (картинку на исследуемый звук:  начало,  середина,  конец слова)
  2. Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху  начало,  середина,  конец слова)
  3. Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картине)
  4. Изолированно
  5. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, между гласными)
  6. Отсутствие звука
  7. Замена звука
  8. Смешение звуков

Обследование слоговой стороны речи

  1. Односложные слова с закрытом слогом

(мак, дом, сыр)

  1. Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов

(рука, роза, лапа)

  1. Двусложные слова с 1 закрытом слогом

(сахар, диван, забор)

  1. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

(кукла, марка, утка, арбуз, карман)

  1. Односложные слова со стечением согласных в начале слова

(стол, стул, шкаф)

  1. Односложные слова со стечением согласных в конце слова

(волк, тигр)

  1. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

(трава, брови, книга)

  1. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (клумба, клубника, гнездо)
  2. Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

(корабль, бинокль)

  1. Трёхсложные слова из 3 открытых слогов

(панама, канава, малина)

  1. Трёхсложные слова с последним закрытым слогом

(кошелёк, пулемёт, телефон)

  1. Трёхсложные слова со стечением согласных

(конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист)

  1. Четырёхсложные слова с открытыми слогами

(паутина, черепаха)

  1. Многосложные слова из сходных звуков

(клубок, колосок, корзина, картина)

Обследование состояний функций фонематического слуха

  1. Опознание фонем: гласный звук «о» среди других гласных; согласный «к» среди других согласных (а, о, у, ы, о;  п, м, н, к, т, р)
  2. Различение фонем, близких по способу образования и акустическим признакам: звонких-глухих; шипящих и свистящих; соноров: (п-б, д-т, к-г, ж-ш, с-з, в-ф; с, з, щ, ж, ч; п, л, м, н)
  3. Повторение за логопедом слогового рядя: со звонкими и глухими звуками: (да-та, та-да-та,  ба-па, па-ба-па, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са)
  4. С шипящими и свистящими: (са-ша-са, со-шу-са, са-ша-шу)
  5. С сонорами: (ра-ла-ла, ла-ра-ла)
  6. Выделение исследуемого звука  «с» среди слогов: (ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га)
  7. Выделение исследуемого звука «ж» среди слов: (лужа, роза, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)
  8. Определение наличия звука «ш» в названии картинок: (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля)
  9. Название картинок и определение отличий в названиях: (бочка-почка, коза-коса, дом-дым)
  10. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец): чайник, ручка мяч.
  11. Раскладывание картинок в 2 ряда в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш»: (сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш)

Обследование звукового анализа слов

  1. Определить количество звуков в словах:

      (ус, дом, роза, баран, ромашка)

  1. Выделить последовательно каждый звук в словах:

(мак, зонт, крыша, танкист, самолёт)

  1. Назвать первый ударный гласный:

      (Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша)

  1. Определить последний согласный в словах:

(ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол)

  1. Выделить согласный звук из начала слова:

(сок, шуба, магазин, щука, чай)

  1. Назвать ударный гласный в конце слова:

      (ведро, грибы, рука, чулки)

  1. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце

(сосна)

  1. Подобрать слова, состоящие из 3 – 4 – 5 звуков
  2. Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами
  3. Определить количество гласных и согласных в названных словах
  4. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
  5. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку: (мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина)
  6. Сказать в чем отличие этих слов (Оля – Коля, крыша-крыса)
  7. Переставить , заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово: сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)
  8. Закончить слова: бара…, пету…, само…
  9. Объяснить смысл предложений: На грядке лук. За рекой зелёный луг.

Обследование активного словаря:

1. Обследование слов,

    обозначающих  

    предметы:








  1. Название признаков  предмета:




  1. Название действий людей и животных:







5. Подбор слов с

    противоположным  

    значением


6. Подбор синонимов к  

    словам


7. Подбор однокорен-  

    ных слов к  словам



  1. Названия предметов, изображённых на картинках;
  2. Самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник:
  3. Название предмета по его описанию. «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?» «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям)
  4. Название детёнышей животных: (по картинкам)
  5. Назвать обобщения по группе однородных предметов


  1. Морковь сладкая, а редька… (какая?), ручей узенький, а река… (какая?), трава низкая, а дерево… (какое?) и т.д.
  2. Подобрать признаки к предметам: ёлка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое? Туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.


  1. повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?
  1. Кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка,…(кузнечик, щука, змея, воробей, еж)
  2. Кто как кричит: петух кукарекает, а ворона… (воробей, голубь, сорока)
  3. Обиходные действия (входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит).


  1. Большой, холодный, чистый, твёрдый, тупой, мокрый, широкий, светлый, широкий, страшный.



  1. Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна.



  1. Бачок, бочок, лис, леса, коза, коса, земля, красить

Обследование грамматического строя речи










Словоизменение











Словообразование

  1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.)
  2. Составление предложений по опорным словам (дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая)
  3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (на, катается, лыжах, Саша)
  4. Подстановка недостающего предлога в предложении «Лампа висит…столом»
  5. Пересказ текста после прослушивания: (знакомый текст, незнакомый текст)
  6. Рассказы из собственного наблюдения (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.)
  7. Словоизменение: употребление существительного ед. и мн. Числа в различных падежах: «Чем накрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? За чем дети идут в лес?»
  8. Образование форм родительного падежа мн. числа существительных: «Чего много в лесу?» (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?»
  9. Преобразование ед. ч. имен существительных во мн.ч. по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки; коза, глаза, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, рукав, ухо)


  1. Образование уменьшительной формы существительного по инструкции: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик; ковер, гнездо, ведро, сумка, птица, ухо, лоб, воробей, дерево)


  1. Образование прилагательных от существительных «Из чего сделан стул (шкаф)?» ; снег, бумага, стекло, мех, шерсть.


  1. Образование сложных слов -  из 2 слов образовать одно: камень дробить (камнедробилка), пар ходить (пароход), сено косить (сенокосилка)

Для логопедического обследовании используются методики:

Н.А. Трубниковой «Содержание речевой карты»,  О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда»,  В.С. Володиной «Альбом по развитию речи».

                                        Составила учитель-логопед

МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора(на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапоги...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

В статье представлены материалы для проведения диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа детского сада)...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)

Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возрастаДиагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Бол...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...