Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Киосе Дарья Михайловна

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Болдырева М.С. Под редакцией Глущенко Н.Н.

Адаптированные методические диагностики к программе «Дошкольник» позволяют оценить уровень речевого развития ребёнка путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Данная система диагностики позволяет оценить развитие детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС и рекомендуется педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Цель речевого развития: формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа; воспитание любви и бережного отношения к родному слову.

Задачи речевого развития

  • развитие умения верно употреблять грамматические конструкции родного языка;
  • формирование привычки говорить грамматически правильно;
  • формирование умения правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки;
  • формирование умения понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы;
  • содействие переходу ситуативной речи в связную, а затем в объяснительную;
  • формирование умения говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно;

Речевое развитие оценивается в процессе выполнения ребенком диагностических заданий. Выполнение заданий оценивается в баллах.

Педагог в процессе выполнения детьми заданий заполняет диагностическую таблицу 

Лексический уровень. Развитие словаря.

  1. «Подбери картинки»

Цель: Выявление умения обобщать.

Материал: по 5-7 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика обследования

1-я серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.

2-я серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда») по видам и назови одним словом. Например: транспорт - водный, наземный, воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда - чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов.

  • правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 б.;
  • допускает 3-4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но самостоятельно исправляет ошибки – 2 б.;
  • допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 б.

Задание 2. «Что лишнее»

Цель: Выявление умения обосновывать свой выбор.

Материал. 10 карточек: на каждой карточке изображены 4 предмета - 3 из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой. Например: на первой карточке -машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй – береза, дуб, ель, роза; на третьей – тетрадь, книга, альбом, кукла и т. д.

Методика обследования

Ребенку последовательно показывают карточки и предлагают ответить на вопрос: «Какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов:

  • правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает – 3 б.;
  • допускает 3-4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов – 2 б.;
  • допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в назывании некоторых обобщающих слов – 1 б.

Задание 3. «Скажи наоборот»

Цель: Выявление умения использовать в речи антонимы.

Методика проведения

Ребенку предлагают задание: «Скажи наоборот», например, сильный ветер - слабый ветер; высокий дом; короткая дорога; мальчик подбежал; девочка смеется; зайчик заболел; толстая доска; грязная одежда; самолет улетел; солнечный день; глубокая тарелка; хороший поступок.

Оценка результатов

  • 12 правильных ответов – 3 б.;
  • от 8 до 11 правильных ответов – 2 б.;
  • менее 8 правильных ответов – 1 б.

Произносительный уровень. Звуковая культура речи

Задание 1. «Назови звук»

Цель: Изучение фонематического слуха, выявление умения определять место звука в слове.

Материал.: картинки с изображением предметов, в названиях которых слышен звук [c] – сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, мост, носок, капуста.

Методика проведения

1-я серия. Ребенку последовательно показывают картинки, предлагают назвать изображенные на них предметы и ответить на вопрос: «Какой звук встречается во всех словах?», а затем определить, где находится этот звук в разных словах: в начале, в середине или в конце.

2-я серия. Ребенку предлагается придумать и назвать слова, в которых звук [c] слышен в начале, в середине, в конце слова.

Аналогичные задания предлагаются с предметными картинками, в названии которых имеются звуки [р] и [щ].

Оценка результатов

  • правильно выделяет звук из слова и самостоятельно выбирает слова с определенным звуком – 3 б.;
  • допускает ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком – 2 б.;
  • часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком – 1 б..

Задание 2. «Отбери картинки»

Цель: Изучение фонематического восприятия.

Материал: по 3-4 картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].

Методика проведения

Ребенку предлагается отобрать картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть тот или иной звук.

Оценка результатов

  • выполняет правильно все задания – 3 б.;
  • допускает ошибки, но сам исправляет их – 2 б.;
  • часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание – 1 б.

Грамматический уровень

Задание 1. «Какого цвета солнце?»

Цель:            Выявление   умения          согласовывать         прилагательные с существительными.

Материал. Предметные картинки: кран, куртка, море, колокольчики – синие; автобус, майка, яблоко, маки - красные; бант, шляпа, одуванчики, солнце –  желтые.

Методика проведения

Ребенку поочередно показывают картинки, предлагая назвать предмет и определить его цвет.

Оценка результатов

  • правильно согласовывает прилагательные с существительными – 3 б.;
  • допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их – 2 б.;
  • часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании прилагательных с существительными – 1 б.

Задание 2. «Машины на дорогах»

Цель: Выявление умения согласовывать числительные с существительными.

Материал: 3-4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.

Методика проведения. Ребенку дают задание: «Посчитай машины». (Одна машина, две машины, три машины…)

Оценка результатов

  • правильно согласовывает числительные с существительными – 3 б.;
  • допускает ошибки, но старается самостоятельно их исправлять –2 б.;
  • затрудняется в согласовании числительных с существительными – 1 б.

Задание 3. «Расскажи любимую сказку»

Цель: Выявление умения использовать в речи предложения разных видов.

Методика проведения

Ребенку предлагается рассказать любимую сказку.

Педагог фиксирует результаты: использование разных видов предложений - простых, сложных, сложноподчиненных.

Оценка результатов

  • использует все виды предложений – 3 б.;
  • использует 1 - 2 вида предложений – 2 б.;
  • использует чаще всего простые предложения – 1б.

Текстовой уровень (уровень связной речи)

Задание 1. «Разложи по порядку»

Цель: Выявление способности понимать связь между событиями и строить умозаключения.

Материал: серии сюжетных картинок (по 4 – 6 картинок).

Методика проведения

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Оценка результатов

  • раскладывает все картинки правильно, составляет полный рассказ – 3 б.;
  • допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет, составляет полный рассказ – 2 б.;
  • часто допускает ошибки при раскладывании картинок, затрудняется составить рассказ – 1 б.

Задание 2. «Сочиняем сказку»

Цель: Изучение речетворчества.

Материал: иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» и картинка с изображением Карлсона.

Методика проведения

Ребенку предлагают рассмотреть иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят» и картинку с изображением Карлсона, а затем придумать сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад, вводя новый персонаж - Карлсона.

Оценка результатов

  • придумал и рассказывает новую сказку последовательно, выразительно и интересно – 3 б.;
  • придумал и рассказывает новую сказку, но использует в основном простые предложения – 2 б.;
  • затрудняется в придумывании новой сказки – 1 б.  

Оценка результатов диагностики

Высокий уровень (24 – 30 б.). Ребенок употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями с существительнымиВ речи использует предложения разных видов. Самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов. Составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки. Хорошо определяет звуковой состав слова.

Средний уровень (15 – 24 б.). Ребенок допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но исправляет их с помощью взрослых и сверстников. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Допускает ошибки в согласовании существительных с числительными и прилагательными. Образует с помощью взрослого существительные с суффиксами, глаголы с приставками, степени прилагательных. Не всегда может подобрать однокоренные слова. Испытывает затруднения в произношении некоторых звуков. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито (очень редко сочиняет сказки, творческие рассказы). Выразительность речи недостаточна. Определяет звуковой состав слова, затрудняется определить звук в середине слова. 

Уровень ниже среднего (5 – 14 б.). Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, нуждается в помощи взрослого. Часто допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. В речи использует простые предложения. Затрудняется самостоятельно составить рассказ о предмете, картинке; серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Не умеет определять звуковой состав слова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Болдырева М.С. Под редакцией Глущенко Н.Н.

Адаптированные методические диагностики к программе «Дошкольник» позволяют оценить уровень речевого развития ребёнка путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Данная система диагностики позволяет оценить развитие детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС и рекомендуется педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Цель речевого развития: формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа; воспитание любви и бережного отношения к родному слову.

Задачи речевого развития 

  • развитие умения верно употреблять грамматические конструкции родного языка;
  • формирование привычки говорить грамматически правильно;
  • формирование умения правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки;
  • формирование умения понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы;
  • содействие переходу ситуативной речи в связную, а затем в объяснительную;
  • формирование умения говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно;

Речевое развитие оценивается в процессе выполнения ребенком диагностических заданий. Выполнение заданий оценивается в баллах.

Педагог в процессе выполнения детьми заданий заполняет диагностическую таблицу  

Лексический уровень. Развитие словаря.

  1. «Подбери картинки»

Цель: Выявление умения обобщать.

Материал: по 5-7 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика обследования 

1-я серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.

2-я серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда») по видам и назови одним словом. Например: транспорт - водный, наземный, воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда - чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов. 

  • правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 б.;
  • допускает 3-4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но самостоятельно исправляет ошибки – 2 б.;
  • допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 б.

Задание 2. «Что лишнее»

Цель: Выявление умения обосновывать свой выбор.

Материал. 10 карточек: на каждой карточке изображены 4 предмета - 3 из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой. Например: на первой карточке -машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй – береза, дуб, ель, роза; на третьей – тетрадь, книга, альбом, кукла и т. д.

Методика обследования

Ребенку последовательно показывают карточки и предлагают ответить на вопрос: «Какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов:

  • правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает – 3 б.;
  • допускает 3-4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов – 2 б.;
  • допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в назывании некоторых обобщающих слов – 1 б.

Задание 3. «Скажи наоборот»

Цель: Выявление умения использовать в речи антонимы.

Методика проведения 

Ребенку предлагают задание: «Скажи наоборот», например, сильный ветер - слабый ветер; высокий дом; короткая дорога; мальчик подбежал; девочка смеется; зайчик заболел; толстая доска; грязная одежда; самолет улетел; солнечный день; глубокая тарелка; хороший поступок.

Оценка результатов 

  • 12 правильных ответов – 3 б.;
  • от 8 до 11 правильных ответов – 2 б.;
  • менее 8 правильных ответов – 1 б.

Произносительный уровень. Звуковая культура речи

Задание 1. «Назови звук»

Цель: Изучение фонематического слуха, выявление умения определять место звука в слове.

Материал.: картинки с изображением предметов, в названиях которых слышен звук [c] – сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, мост, носок, капуста.

Методика проведения 

1-я серия. Ребенку последовательно показывают картинки, предлагают назвать изображенные на них предметы и ответить на вопрос: «Какой звук встречается во всех словах?», а затем определить, где находится этот звук в разных словах: в начале, в середине или в конце.

2-я серия. Ребенку предлагается придумать и назвать слова, в которых звук [c] слышен в начале, в середине, в конце слова.

Аналогичные задания предлагаются с предметными картинками, в названии которых имеются звуки [р] и [щ].

Оценка результатов 

  • правильно выделяет звук из слова и самостоятельно выбирает слова с определенным звуком – 3 б.;
  • допускает ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком – 2 б.;
  • часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком – 1 б..

Задание 2. «Отбери картинки»

Цель: Изучение фонематического восприятия.

Материал: по 3-4 картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].

Методика проведения 

Ребенку предлагается отобрать картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть тот или иной звук.

Оценка результатов 

  • выполняет правильно все задания – 3 б.;
  • допускает ошибки, но сам исправляет их – 2 б.;
  • часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание – 1 б.

Грамматический уровень

Задание 1. «Какого цвета солнце?»

Цель:         Выявление         умения        согласовывать         прилагательные с существительными.

Материал. Предметные картинки: кран, куртка, море, колокольчики – синие; автобус, майка, яблоко, маки - красные; бант, шляпа, одуванчики, солнце –  желтые.

Методика проведения

Ребенку поочередно показывают картинки, предлагая назвать предмет и определить его цвет.

Оценка результатов

  • правильно согласовывает прилагательные с существительными – 3 б.;
  • допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их – 2 б.;
  • часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании прилагательных с существительными – 1 б.

Задание 2. «Машины на дорогах»

Цель: Выявление умения согласовывать числительные с существительными.

Материал: 3-4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.

Методика проведения. Ребенку дают задание: «Посчитай машины». (Одна машина, две машины, три машины…)

Оценка результатов 

  • правильно согласовывает числительные с существительными – 3 б.;
  • допускает ошибки, но старается самостоятельно их исправлять –2 б.;
  • затрудняется в согласовании числительных с существительными – 1 б.

Задание 3. «Расскажи любимую сказку»

Цель: Выявление умения использовать в речи предложения разных видов.

Методика проведения 

Ребенку предлагается рассказать любимую сказку.

Педагог фиксирует результаты: использование разных видов предложений - простых, сложных, сложноподчиненных.

Оценка результатов 

  • использует все виды предложений – 3 б.;
  • использует 1 - 2 вида предложений – 2 б.;
  • использует чаще всего простые предложения – 1б.

Текстовой уровень (уровень связной речи)

Задание 1. «Разложи по порядку»

Цель: Выявление способности понимать связь между событиями и строить умозаключения.

Материал: серии сюжетных картинок (по 4 – 6 картинок).

Методика проведения 

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Оценка результатов 

  • раскладывает все картинки правильно, составляет полный рассказ – 3 б.;
  • допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет, составляет полный рассказ – 2 б.;
  • часто допускает ошибки при раскладывании картинок, затрудняется составить рассказ – 1 б.

Задание 2. «Сочиняем сказку»

Цель: Изучение речетворчества.

Материал: иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» и картинка с изображением Карлсона.

Методика проведения 

Ребенку предлагают рассмотреть иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят» и картинку с изображением Карлсона, а затем придумать сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад, вводя новый персонаж - Карлсона.

Оценка результатов 

  • придумал и рассказывает новую сказку последовательно, выразительно и интересно – 3 б.;
  • придумал и рассказывает новую сказку, но использует в основном простые предложения – 2 б.;
  • затрудняется в придумывании новой сказки – 1 б.  

Оценка результатов диагностики 

Высокий уровень (24 – 30 б.). Ребенок употребляет разные части речи точно по смыслу. Использует в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением; слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями с существительнымиВ речи использует предложения разных видов. Самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов. Составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки. Хорошо определяет звуковой состав слова.

Средний уровень (15 – 24 б.). Ребенок допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но исправляет их с помощью взрослых и сверстников. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Допускает ошибки в согласовании существительных с числительными и прилагательными. Образует с помощью взрослого существительные с суффиксами, глаголы с приставками, степени прилагательных. Не всегда может подобрать однокоренные слова. Испытывает затруднения в произношении некоторых звуков. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито (очень редко сочиняет сказки, творческие рассказы). Выразительность речи недостаточна. Определяет звуковой состав слова, затрудняется определить звук в середине слова.  

Уровень ниже среднего (5 – 14 б.). Активный словарь беден. Старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, нуждается в помощи взрослого. Часто допускает грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. В речи использует простые предложения. Затрудняется самостоятельно составить рассказ о предмете, картинке; серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью. Не умеет определять звуковой состав слова.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей,...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора(на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапоги...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

В статье представлены материалы для проведения диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа детского сада)...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)

Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...