Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

В статье представлены материалы для проведения диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа детского сада)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ttprrd.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания были предложены в игровой форме.

Дошкольники этого возраста должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных были  предложены следующие  варианты заданий.

  1. Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  2. Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  3. Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
  4. Использование глаголов в речи  проверялось, предложением ребенку сюжетных картинок, с изображением  способов передвижения. Ребёнок рассматривая картинку, должен был ответить на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
  5. Так же предлагалась игра «Кто как голос подаёт?»  «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
  6. Прилагательные. Показывалась изображение, или какой-то предмет и задавался вопрос какого цвета. Например, лимон (жёлтый, кислый).
  7. Предлагалась игра «Скажи наоборот».
  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).
  1. Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобились сюжетные картинки.
  2. Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлаглась рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

  1. Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходила при помощи предметных картинок. Ребёнку  предлагалось назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.
  2. Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами проверялось  при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
  3. Звуковая культура речи

При ответе на поставленные вопросы обращалось внимание на звукопроизношение.

  1. Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Показатель

1 ребенок

2 ребенок

3 ребенок

1

В

Н

С

2

С

Н

С

3

В

С

В

4

С

Н

С

5

С

Н

С

6

С

Н

В

7

С

Н

С

8

В

Н

С

9

С

Н

С

10

С

Н

С

11

С

Н

С

12

С

Н

С

13

Н

Н

Н

В -  высокий

С – средний

Н – низкий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей,...

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста (Ф.Г. Даскалова)

Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возрастаДиагностика была взята из методического пособия, основанного на программе «Дошкольник». Авторы-составители Лысых Л.В. и Бол...

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...