Открытое занятие. Тема: "Звуки [с] - [ц]; буквы С - Ц "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филиппова Лариса Валерьевна

Подготовительная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

                             Тема:  «Звуки  [с] – [ц] ;  буквы  С – Ц».

Цель:  учить дифференцировать звуки с – ц  в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы  С – Ц  при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.

Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семицветик», картинки со звуками с – ц , буквы С – Ц , индивидуальные таблицы со слогами и словами для чтения, индивидуальные тетради в клетку, мяч.

                                                  Ход    занятия.

  1. Организационный момент.                                                                                             Начинаем наше занятие с разминки. Для этого я попрошу вас выйти ко мне и встать в круг. Поможет нам в этой игре мяч.                                                                                                      – Выделить последний звук в слове:                                                                          ПАЛЕЦ                 НОС                 ОГУРЕЦ                     КВАС                  АВТОБУС           ПЕРЕЦ                  КУЗНЕЦ           АНАНАС                   ПЫЛЕСОС          ГОЛОС
  2. Сравнение звуков   [с] – [ц].                                                                                              – Какие  звуки вы выделили?                                                                                           - Эти звуки мы сегодня будем вспоминать и учиться  различать.                           – Посмотрите на доску. Как насос свистит?     (С- с-с…)                                             - А  напоминать о звуке [ц]  нам сегодня будет мальчик. Мальчик просит игрушки не шуметь: «Ц – ц – ц».                                                                         – Давайте  сравним эти звуки.                                                                                           Чем они похожи?    (СОГЛАСНЫЕ, ГЛУХИЕ).                                                                   Чем они отличаются?   ([Ц] -всегда только твердый).
  3. Дифференциация звуков  [с] – [ц] на слух и в произношении.                                А) Выделение звуков [с] – [ц] из состава слова.                                                                     – А сейчас  предлагаю вам игру.                                                                                      – Если услышите  в  слове звук [ с], изобразите работу насоса и произнесите звук [с].                                                                                                              – Если услышите звук  [ц], погрозите  пальцем и произнесите звук [ц].                   САНКИ          КОЛОДЕЦ      КОЛЕСО     ЛИЦО     ЦАПЛЯ      ИНТЕРЕС                            Припомните названные мною слова со звуком  [ц] ; [с] .                                                  

                                                                                                                                                               

А теперь мы отправимся в сказку.                                                                                  С грядки старушка цветок сорвала.

Девочке Жене его отдала.

В его лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила…

Что надо сказать, лепесток отрывая,

И как называется сказка такая?

- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок  «цветик-семицветик».

- Какие первые звуки в этих словах?

- Лепестки эти не простые, а волшебные.

- Оторвала Женя фиолетовый лепесток и сказала:

                 Лети, лети, лепесток,

                 Через запад, на восток…

                 Лишь коснешься ты земли,

                 Быть по-моему вели.

- На доске  вы видите картинки.

- Женя предлагает выбрать картинку со звуком  [ с ] (это делают дети по очереди).   А теперь картинку со звуком [ц]  (и так далее).

Б) Дифференциация звуков  с – ц  в  предложении.

- Оторвала Женя красный лепесток и прошептала:                                                   (дети шепотом повторяют   «волшебные»   слова)                                                                          -  На красном лепестке загадка. Женя хочет, чтобы вы отгадали загадку и запомнили ее:                                                                                                                            Два близнеца, два братца,                                                                                       На нос верхом садятся.             (очки)

4.  Физминутка.

- Женя оторвала желтый лепесток  и распевая сказала:

(дети нараспев произносят  «волшебные»  слова)

- Женя предлагает отдохнуть.

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик,

Раз сюда – два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора.

  1. Дифференциация букв  С – Ц  при чтении и на письме.                                       А)  Чтение  слогов и слов.                                                                                               – Оторвала Женя голубой лепесток и громко сказала………                                   (дети громко произносят «волшебные» слова)                                                                                    - Женя просит вас прочитать слоги и слова.                                                                Б)  Игра  «Буква потерялась»                                                                                            - Оторвала Женя оранжевый лепесток и быстро сказала……                                      (дети быстро произносят «волшебные» слова)                                                                                   - Перед тем как выполнить следующее желание Жени, нужно подготовить пальчики:                                                                                                    Пальчик, пальчик, непоседа,                                                                                      Где ты бегал, где обедал?                                                                                             Я с мизинцем ел калинку,                                                                                               С безымянным ел малинку,                                                                                             Ел со средним землянику,                                                                                     С указательным – клубнику.                                                                                       – Теперь пальчики готовы.                                                                                            – Женя просит, чтобы вы прочитали слова и вписали  «пропавшие» буквы. Как вы думаете, какие буквы пропали сегодня?                                              - Правильно. Нужно вписать  букву   С  или   Ц   в  слова:                                           …АПЛЯ,  …АБЛЯ,  ЛИ … А,  ПОЯ…,  ЗАЯ…, …

  1. Дифференциация звуков в слогах

- Оторвала Женя  шестой зеленый лепесток весело сказала…                                (дети произносят с восклицательной интонацией)                                                                            - Женя просит повторить и не ошибиться:                                                                    са-ца-ца-са ;          цу-су-су-цу;          сы-сы-цы;         цо-цо-со;                     су-су-цу-цу;            цы-цы-сы;            су-цу-цу-су

  1. Итог   занятия.                                                                                                                       – Какие буквы и звуки  мы  научились сегодня различать?                                      -У Жени остался последний лепесток. Этот лепесток для вас.                                – Скажите   «волшебные»   слова…,                                                                               загадайте   своё   желание.                                                                                            Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

Самоанализ открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звук "Р", "РЬ" и буква "Р". Чтение слогов.

Воспитатель: Т.А. Олейникова.Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.Задачи: Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой «Р»; ...

25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.

Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...