Приемы работы с буквой в процессе коррекционно-развивающего обучения по профилактике оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Багринова Жанна Анатольевна

     Материал данной методической  разработки содержит практические приёмы работы и дидактические упражнения с буквой для формирования навыка звуко-буквенной

символизации, направленные для предупреждения и устранения факторов риска оптической дисграфии ( специфических трудностей при письме )  у дошкольников с ОНР.

Работа с буквенным материалом является обязательным этапом коррекции оптической дисграфии и проводится в определённой последовательности, с учётом постепенного

усложнения восприятия  зрительных  образов графем  с целью автоматизации оптических представлений графических образов букв, а также  дифференциации букв, имеющих

оптическое сходство.

     Кроме того, в данной методической разработке представлен  дополнительный  материал  по  рассмотрению  причин  возникновения оптической дисграфии, симптоматики , 

а  также  способы  её  коррекции. Актуальность данной тематики подтверждается несформированностью предпосылок детей дошкольного возраста  с ОНР к усвоению

школьно-значимых функций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_bukvoy_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

   

Приемы  работы  с буквой в процессе

                 коррекционно-развивающего

                обучения  на  логопедических

                занятиях  по  профилактике

                    оптической   дисграфии

                у детей с нарушениями речи

                 ( примерные виды заданий )

Учитель - логопед  ГБДОУ № 21

Московского  района  г. Санкт-Петербурга

Багринова  Ж.А.

         

                                                             

                                                              - 1 -

    Определение , симптоматика  и  механизмы  оптической    

                                           дисграфии

   Оптическая  дисграфия  обусловлена  несформированностью  зрительно-

пространственных функций  и  может  охватывать :

   --   зрительный  гнозис ( узнавание )

   --   зрительный  мнезис ( память )

   --   зрительный  анализ  и  синтез ( ребенок не может определить сходства

         и различия  зрительных образов букв ) . Симптоматика  проявляется

         в стойких и повторяющихся ошибках

   Нарушение  пространственных  функций  :

   --   схемы  тела

   --   пространственных  представлений , ориентировок

   --   речевых  обозначений  пространственных  соотношений

   Дети  испытывают  затруднения  при  переводе  звуков  в  графические

образы , смешивают  буквы  по  сходству  начертания  и  расположению

их частей  ( П - Н ,  С - О ,  Х - Ж ,  Л - М ) .

 

  Нарушения  зрительного  гнозиса  проявляются  в  трудностях  узнавания

изображения  в  сложных  зрительных  условиях - дети  не  узнают  букву ,

написанную  стилизованно , перечеркнутую                  

   Нарушение  зрительной памяти заключается в  том  , что нарушается

ее  объем  , точность  запоминания . Ребенку  требуется  большое  количество  повторений .

   При  нарушении   зрительного  анализа  и  синтеза  -  ребенок  плохо

определяет  различия  сходных  изображений .

   При  нарушении  пространственных  ориентировок  -  смешивает

правильное  изображение  букв  и  цифр  с  зеркальным  

путает  правую - левую  стороны .                                                                                                                     

   Страдают  графические  навыки  ,  конструирование  как  по  образцу ,

   так  и  по  аналогии .

   Нарушение зрительно - пространственных функций приводят к ошибкам 

следующего  плана  :

  1.  Искажение  зрительного  образа  буквы ( дополнение ,  выпадение

                  элементов  буквы , неправильное  пространственное  расположение

                  одного  из  элементов  буквы ) .

  1.  Зеркальное  воспроизведение  буквы  :  "с - э"  ,  "э - е" .

  1.  Замены  графически  сходных  букв

                 --   различающихся только количеством элементов: П-Н, С-О, Ш-Щ,  Л-М

                 --   только пространственным  расположением  элементов

                                                       

                                         

                                                           - 2 -

                                                 

   

    Оптическая  дисграфия  может  быть  подразделена  на  литеральную -нарушение  

узнавания  и  воспроизведения  ( на  уровне  одной  буквы )   и  вербальную  

( проявляется  на  уровне  слова ) .  Чаще  всего  наблюдается  у  детей  с  ДЦП ,

 с  дизартрией ,  с ЗПР ,  при  олигофрении ,  леворукости .

      С  учетом   несформированности   оптических   речевых   систем    в головном  мозге

 можно  выделить  направления  коррекционной  работы  с  детьми  дошкольного  возраста

 по  предупреждению  оптической  дисграфии  ,  проявление  которой  в  школьном  возрасте  будет  носитьстойкий  характер .

     При  целенаправленном   коррекционно - логопедическом  воздействии  симптоматика  оптической  дисграфии   постепенно  сглаживается .

     Профилактика   же  нарушений  письма  должна  проводиться   с дошкольного  возраста  ,    особенно  у  детей  с  речевыми  нарушениями .

                

                 П р и м е р н ы е   в и д ы   з а д а н и й

   Примерные  виды  заданий  помогут запомнить  образ  буквы .

--   Обведение  букв  по  трафарету , шаблону

--   Срисовывание  по  образцу  и  после  кратковременной  экспозиции

--   Лепка  буквы ,  изготовление  ее  из  проволоки

--   Выкладывание  контура  буквы  семечками , ниточками , проволокой

--   Рисование  буквы  прутиком  на  песке ,  на снегу

--   Протоптать  на  снегу  фигурную  дорожку - букву

--   Превращать  буквы  друг  в  друга  при  помощи  складного  метра  или  

      змейки

--   Выпекать  буквы - кренделя  

--   Изображать  буквы  с  помощью  мелких  движений  пальцев  рук

      ( О , Ш , М , Р , Л  и т. д . ) , движений  всей  руки  и  тела  ребенка

Например :

                       Буква " Ф "  -  уставить  руки  в  бока  и  всем  телом  изобразить

                                                  букву , надув  щеки

--   С  подключением  артикуляторных  движений , при  произнесении  того  

      или  иного  звука

 Например ,  на  гласные  звуки  :

      " А "  -  " Рот  пошире  открываем , руки  кверху  поднимаем ", в  форме

                      крыши  над  головой

     " Э "   -   " Рот  немножечко  сужаем ,  руки  в  стороны  опускаем "

                                                            - 3 - 

     

Первое  и  главное  правило  в  обращении  с  буквами :  

     Ведя  детским  пальчиком   по  контуру  буквы  , надо  произносить  не  ее

алфавитное  название , а  тот   звук ,  который  эта  буква  обозначает .

     Для  обозначения  конкретного  варианта  фонемы  используется  определенный  графический  знак .

   На  этапе  связи  звука  и  буквы :

   " И "  --   Уголки  губ  раздвигаются .  Рот  улыбается ,  Руки  в  стороны .

  " У "  --   Губы  трубочкой  вперед ,  и  руки  вытянем  вперед . Вытянутые

                    вперед  руки  фиксируются  на  уровне  груди

   " О "  --   Губы  дружно  округляем , руки  кверху  поднимаем .  Дкржим

                     " венчиком"  над  головой

   " Ы " --   Руки  опускаются  вниз .

     Различение  смешиваемых  букв  проводится  в  следующей  последовательности :

  --   Дифференциация  изолированных  букв

  --   Дифференциация  букв  в  слогах

                                              --   в  словах

                                              --   в  предложениях

                                              --   в  тексте  

     При  этом  особое  внимание  уделяется  сравнению  смешиваемых  букв

      с  максимальным  использованием  различных  анализаторов .

    Предлагаются  различные  дополнительные  упражнения  в работе

    над  буквой .

   Например :

--   Рассмотреть  начертание  сходных  букв  и  выделить   в  буквах  элементы .

--   Найти  букву ( фигуру )  в  ряду  сходных  печатных

      Л А      Л М     Ф Д      Л Д      В Р     В З     С Ю     К Х

     

       Ь Ы      Г Т       В Б      Г Б      Г Е      К Ж    А Д      Ш Ц

   

       Ж Х      У Х       Г П      И Н    П Н     И П    В Ы

   

       И Ц      Ш Щ     Ц Щ    О Ю   С О     О Р     П И                      

                                               - 4 -                   

 --   Определить  различие  сходных  букв . отличающихся  лишь  одним  элементом :

            З  --  В  ,     Р  --  В

                                                               

  --   Определить  различие  сходных  фигур  или  букв  ,  состоящих  из  одинаковых  элементов ,  но  различно  расположенных  в  пространстве :

           Р  --  Ь  ,   Г  --  Т  ,   И  --  П  ,   П   --  Н

  --   К  данной  букве  подобрать  сходные  по  начертанию  буквы

  --   Подобрать  слоги ,  сходные  по  начертанию

  --   Подобрать  слова ,  сходные  по  начертанию .  

        Подчеркнуть  сходные  буквы .                       

                               

     Большое  место  занимает  работа  над  уточнением  и  дифференциацией

оптических  образов  смешиваемых  букв .

     Для  более прочного  запоминания  конфигурации   букв  следует  ввести  их  образное  изображение  ,  соотнесение  с  какими - либо  сходными  предметами .

  Х   --   шагающий  человечек

  Ч   --   носик  чайника

  Ф   --   очки , клюв  и  глаза  филина

  Ж   --  ж у к

  У    --   у ш и               Буква  " У "  -   два  длинных  ушка

   З    --   з м е я              Буква  " З "  -   простая  завитушка

   О   --   о б р у ч

   П   --   перекладина

    При  этом  используются  различные  загадки , стихи  о  буквах .

    " Буква "Б"  с  большим  брюшком  ,

       В кепке  с  длинным  козырьком " .

                           

                                              ( А.  Шибаев )        

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

"Профилактика оптической дисграфии в группе компенсирующей направленности на занятии по обучению грамоте"

Задачи: Закрепить знакомство с буквой и звуком «Н»Уточнить характеристику звукаКоррекционно-развивающие: -развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, коорд...

Мастер - класс для педагогов "Знакомство с образом буквы для профилактики оптической дисграфии"

Мастер  - класс для педагогов «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с п...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом буквы для профилактики оптической дисграфии...

Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»

Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики  оптической дисграфии  через игровые приемы  тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...

Открытое занятие на тему «Игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии при изучении букв В, в»

Это занятие было подготовлено и проведено для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушением речи . В конспекте занятия предложены разные приёмы по профилактике оптической дисграфии....