Интонационная выразительность речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Антонова Светлана Анатольевна

разработаны приёмы по улучшению просодической стороны речи у ребёнка с дизартрией.И в качестве профилактики заикания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

                              Интонационная выразительность речи.

          В настоящее время увеличилось количество детей, обращающих на себя внимание нарушением темпа, ритма, интонации речи.

          Одним из выразительных средств устной речи является её темп. Замедляя темп своего высказывания, человек старается подчеркнуть его важность.

И, наоборот, ускоряя проговаривание фраз, мы подчёркиваем второстепенность сообщаемого. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Причём, произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотнесение основных процессов, происходящих в коре головного мозга,- возбуждения и торможения. Часто ускоренный темп речи( замедленный) сопровождается монотонностью или гнусавостью голоса, что делает речь недостаточно модулированной.

           Нарушение темпа речи у детей часто связано с подражанием окружающим. Слабые тормозные процессы и контроль за своей речью приводят к тому, что дети говорят слишком быстро (не договаривая окончания слов, упрощая структурно слова ,пропуская слоги, искажают звуки.)

 Речь считается патологически ускоренной ( замедленной), если её трудно понять. При норме 9-14 звуков в секунду при тахилалии произносится 20-30. Говорящий всего этого не замечает, не дослушивает собеседника. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Часто такая речь сопровождается беспорядочными движениями рук и ног.

Такой темп речи свойственен неуравновешенным, порывистым, возбудимым, нервным детям.

    Тахилалия может возникнуть в детстве, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь. Причины всё те же:

-наследственность,

- подражание окружающим,

- преобладание возбуждения над торможением.

Необычно быстрая, стремительная речь при тахилалии иногда напоминает по внешней картине заикание, так как говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова. Однако такие <<спотыкания >> ничего общего с заиканием не имеют, так как не носят судорожный характер. Нельзя допускать, чтобы ребёнок говорил на выдохе, как бы захлёбываясь или задыхаясь.

     

                                     Коррекционная работа.            

            В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод, который состоит из ряда направлений:

 1.медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы;

 2.логопедические занятия ( упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализации просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз);

 3.специальная лечебная физкультура;

 4.логопедическая ритмика.

Продолжительность занятий 9- 10 месяцев. Занятия проводятся только в коллективной форме.

               Вот ряд упражнений, которые рекомендуются при коррекции :

 выделение ударного слога

са-СА     - о-СА, ли-СА, ко-СА

аш-аш-АШ- синий кА-ран-да-ШИ

ши-ши-ШИ- синие  каранда-ШИ

са-са-СА -   колбаСА           са-са-СА- в магазине свежая колбаСА

сы-сы-сы- нет колбаСЫ      су-су-СУ- вы покупали свежую колбаСУ?

су-су-СУ  - ели колбаСУ     сы-сы-СЫ-  на прилавке нет колбаСЫ

 Логопедические игры:

1.Договаривание фразы

Ра-ра-ра- просыпайся ….детвора

Ру-ру-ру- встали рано….поутру (кенгуру)

Ры-ры-ры- разноцветные…шары

Ара-ара-ара- к нам идёт..Тамара

Ора-ора-ора- рядом с нею Нора

Ара-ара-ара- вот какая пара

2.Прохлопывание и пропевание слов по слогам ( работу хорошо проводть по лексическим темам: <<профессии>>, <<транспорт >>,<<дикие животные >>.

Например: у утки –цыплёнок. А у уток- цып-ля-та (ко-тя-та, яг-ня-та, же-ре-бя-та)

3. Нахождение главного слова

ВЫ малину мыли  ли?

Вы  малину МЫЛИ ли?

МЁД медведь в лесу нашёл. Мёд МЕДВЕДЬ в лесу нашёл…

4.Придумывание рифмы

Мак-рак  кошка-мошка-блошка  миска-мышка  дом-дым

5.Повтори словечко со звуком О

Мак- мох    Машка-мошка    Даша- Дима

Дом-дым    Мила- Моня        были-били  

 

6.Самое длинное слово

Корова, ко-ро-вуш-ка.

Сова, со-вуш-ка,со-вё-нок.

7.Назови ласково и прохлопай по слогам:

Серёжа-Се-рё-жень-ка

Лиза-    Ли-зоч-ка

Лисичка- сест-рич-ка

Волчок- Се-рый бо-чок

Мышка- Но-руш-ка

Игры на развитие плавного выдоха:  <<Подуй на бабочку >>,  <<Чей пароход гудит лучше >> ( дуть в пузырёк),  <<Раздувается пузырь >>( для звуков с-ш)

   Создавая игровую ситуацию, педагог отрабатывает и интонацию, для чего использует материал стихов, потешек, чистоговорок, короткие рассказы и сказки.

    Рекомендую такие фразы:

<<Помни, ты в стране Полных ответов>>, <<Во время речи мы делаем паузы, остановки, чтобы набрать воздух и дальше говорить, как машина на бензоколонке останавливается, чтобы набрать бензин>>.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

       Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Конспект открытого занятия по развитию речи (интонационной выразительности речи) в старшей группе

Тема: «Школа артистов» Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников. сформировать у детей знание о темпе речи, умение применять темп речи в зависим...