Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванова Ирина Георгиевна

Формирование у детей фонематического слуха. Учить детей дифференцировать звуки на слух и с помощью картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

Конспект занятия

т. «Дифференциация звуков Ш - Ж»

подготовительная группа

                                                             

                                                              Учитель – логопед Иванова И.Г.

                                                              ГОУ  № 1652 ВАУО ДО г. Москвы.

Москва 2013 г.

Цель:

  1. Учить дифференцировать звуки Ш – Ж на слух в словах, предложениях.
  2. Закрепить умение преобразовывать слова. Игра «Наоборот».
  3. Закрепить умение в звуковом анализе слов.
  4. Упражнение в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов –ушк, -юшк, -ышк. Игра «Назови ласково».
  5. Обучение составлению рассказа по опрным словам.
  6. Развитие умения в подборе родственных слов, в подборе признаков и действий к предмету.
  7. Упражнение в образовании слов с противоположным значением.
  8. Развитие памяти и внимания.

  1. Орг. момент.

- Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

«Я нашел огромный сундук, он не простой, он волшебный, и чтобы его открыть и узнать, что там лежит, мне нужно выполнить несколько заданий. Я боюсь, что один не справлюсь, т.к. не хожу в детский сад и много не знаю. Прошу вас мне помочь.

                                            С уважением Незнайка»

- Ну, что поможем Незнайки?

2. В конверте лежат картинки, их нужно назвать и выделить звуки «Ш- Ж».

- Скажите, звуки Ш – Ж , это какие звуки? Чем они похожи? Чем отличаются?

-Назовите картинку, определите позицию звука в слове. Посчитайте сколько согласных звуков в слове, гласных звуков.

3. «Отгадайте слово» Вставить буквы Ш-Ж вместо точек. (письменно)

.апка, ду., ё., .ипы, .утки, .ина, но., у..

4. Заменить звук Ш  на Ж. (устно)

На десятом этаже жили буквы Ш и Ж. То грустили, то смеялись и квартирами менялись каждый час, и вот что, кстати, получилось в результате.

Шар – жар, шить – жить, шила – жила, шаль – жаль, шест – жест,

Луша – лужа, Саша – сажа, широк – жирок, шутка – жутко, машет - …,

скошу - …, смешу - …, нашивка - ….

5. Выделить слова со звуками Ш – Ж в стихотворении.

Ужат обливают ежата

Прохладной водой из ушата.

Жарко ужатам,

Их жалко ежатам.

Ежик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке.

6.  Хлопнуть в ладоши, если услышите звук Ж, поднять руку на звук Ш.

Шланг, шлагбаум, пирожное, дирижабль, мороженое, штукатур, уши, ёж, морж, шелест, путешествие.

7. Физ. минутка

«Две мартышки».

8.Отгадайте ребус, в словах выделить 1 звук и соединить их в слово.

Верблюд, ель, слон, носок, арбуз. (весна)

9.Посмотрите на картинку. Какое время года нарисовано? Давайте придумаем предложения с соединим их в рассказ.

- Наступила весна.

- Подул теплый ветер, стало теплее.

- Солнце не только светит, но и пригревает.

- Снег потемнел, осел, стал таять.

- Появились черные проталины.

- На крышах заплакали сосульки.

- Зажурчали, зазвенели весенние ручейки.

- День стал длиннее, а ночь короче.

- Люди сняли с себя теплую одежду.

- На деревьях уже набухли почки. Скоро покажутся листочки.

- Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну.

- Из теплых стран прилетели грачи.

- Зазеленела трава, появились первые весенние цветы: подснежники, одуванчики, мать – мачеха.

- Из земли выползают насекомые.

- Люди на дачах, и огородах сажают семена овощей.

10. Придумать родственные слова:

Весна – весной, весенний, веснушки, веснянка.

Солнце – солнышко, солнечный, солнцепек, подсолнух, подсолнечный, солнцезащитные.

Вода – водичка, водица, водный, водяной, водянистый, подводник, водолаз, водопровод, водопроводчик, водоросли, водопад, водохранилище.

Трава – травка, травушка, травинка, травяной, травянистый, травник, травоядные.

11. Подобрать слова с противоположным значением. Игра «Слова – наоборот».

Зима – лето, день -…, весна - …, холод -…,

Солнечная погода – пасмурная, ветреный день – тихий, радостное настроение – грустное.

12. Подбор признаков и действий к слову ВЕСНА

                                            ВЕСНА

Какая?                                                      Что делает?

Красивая                                                наступает

Веселая                                                  приходит

Звонкая                                                  борется

Радостная                                              побеждает

Долгожданная                                     радует

Цветущая                                              цветет

13. Составить предложения из слов. (деформированный текст)

- жаба, болота, выскочила, из.

-джин, бутылки, появился, из.

- Жени, у, футболка, новая.

- котенка, у, хвостик, пушистый.

- принцесса, замке, живет, в.

- пришли, музея, дети, из.

- прыгнул, сундук, мышонок, в.

- кот, крышу, залез, на.

- пришла, театра, бабушка, из.

- принес, леса, из, грибы, дедушка.

-медвежонок, траве, лежит, на.

- дети, лес, пришли, в.

- Хрюша, цирк, уехал, в.

14. Назвать ласково. Употребление существительных с суффиксами –ушк, -юшк, - ышк.

Зима – зимушка, кума - …, голубка - …, стекло - …, камень - …, бревно - …,

Горе - …, медведь - …, трава - …, голова - …, крвло - …, кол - …, хлеб - ….

15. Итог занятия.

- Ребята, вы помогли Незнайке выполнить очень сложные задания. И он сможет открыть волшебный сундук.



Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого индивидуального занятия

Учитель-логопед

Иванова И.Г.

Москва 2010 год.

Цель:1. Развитие фонематического анализа.

2. Автоматизация звуков «Ш», «Л» в словах.

3. Закрепление навыков употребления предлогов в игре и на картинном материале.  

4. Закрепление навыков согласования слов в предложении.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход занятия:

  1. Массаж лица.
  2. Артикуляционная гимнастика
  • За широким языком спрятались зубки и губа. «Чашечка».
  • «улыбка» - «рупор»,
  • «фокусник» - сдуть пушинку с носа.
  1. Автоматизация звука «Ш» в словах в разной позиции (с зондом).

(силуэт картинки: шапка, кошка, пушка, шайба, катушка, шарф, шалаш).

  1. Автоматизация звука «Л» в словах в разной позиции.
  • Назови картинки.
  1. Предлоги

- Посмотри, кто к нам пришел?

- Котенок будет с тобой играть. Посади котенка  на шкаф, на полку,

в коробку. Возьми котенка из коробки. Спрячь котенка за спинку.

- Где сидит котенок?

- Посмотри на картинку и ответь.

  • Где сидит попугай?
  • Где сидят скворцы?
  • Где спит медведь?
  • Где живет лиса?
  1. Мелкая моторика.

- Найди в мешочке (с разными мелкими предметами) кубик, шарик.

7. Закончи предложение словами, в которых слышится звук «О».

  • Бабушка носит ….(очки).
  • Мама сварила …(яйцо).
  • В реке живет …(сом).
  • Катя взяла …(зонт).

     8. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

               Конспект занятия: «Посуда. Звук «С»»

                              (подготовительная группа)

Учитель-логопед

Иванова И.Г.

Цель:

1. Обогащение активного словаря детей существительными, прилагательными.

2. Закрепление обобщающего понятия «посуда».

3. Закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму, слова с противоположным значением, Р.П. мн.ч. сущ-х.

4. Формировать навыки словообразования.

5. Научить детей работать с деформированным текстом.

6. Научить образовывать относительные прилагательные по материалу.

7. Научить составлять простые распространенные предложения.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Развитие памяти и внимания.

Оборудование:

Самовар, кукла Федора, картинки с изображением посуды, нарисованная речка, строительный материал (мостик), предметы посуды: сухарница, деревянная ложка, чугунная сковорода, стакан, фарфоровая чашка, глиняный кувшин, карта.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Сегодня, к нам пришли гости. Поздороваемся.

(Стук в дверь).

- Кто это стучится? Пойду посмотрю.

- Смотрите, кто к нам пришел! (Самовар).

- А почему, ты такой расстроенный? (на ухо).

- Он сбился с пути и просит нас помочь.

- Смотрите, у него есть карта. Самовар очень устал, и сам не может найти дорогу. – Поможем ему?

2. – А вы, догадались из какой сказки наш гость?

- Ну, что в путь?

  • Посмотрите на карте 1 задание.

      Нужно назвать посуду, которая ушла от Федоры.

     - Я думаю с этим заданием мы справимся очень быстро. (дети называют).

     - Двигаемся дальше.

  • Посмотрите на карте 2 задание.

     - Самовар любит своих друзей и называет их только ласково.

     Назвать предметы посуды «ласково», игра с мячом.

     Тарелка – тарелочка, чашка - …., ложка - …, вилка - …., нож - ….,

     Кастрюля - …, сковорода - …, половник - …, стакан - …, чайник - ….

     Молодцы! Справились с заданием.

  • Посмотрим карту. 3 задание.

    Чтобы, дальше идти нам нужно подкрепиться. Я называю продукт, а вы

     мне посуду, в которой они лежат:

     Сахар – сахарница, масло - …., соль - …, суп - …, селедка - …,

     Сухари - …, сливки - …, салат - …, соус - …, кофе -…, чай - …,

     Хлеб - …, конфеты - …, перец -….      (сидя на ковре).

     Подкрепились? Отдохнули? Идем дальше.

  • 4 задание. Смотрите впереди река, как же нам ее перейти на другой

     берег? Самовар нам поможет. Назовите слова «наоборот».

     Глубокая – мелкая, полная – пустая, старая - …, целая -…, острый -…,

     Чистая - …, разбить - …, взять - …, уронить - …, закрыть - …..

     Вот какие дружные ребята, перешли речку. Конечно, трудно было бы  

     Самовару одному! Идем дальше.

  • 5 задание. Дремучий лес перед ними, как же быть. Что – бы

     Лес расступился нужно выполнить, следующее задание. Я называю вам  

     слова, а вы из них составляете предложения.

     = Кипит, на, чайник, плите.

     = Шкафу, в, стоит, посуда, кухонная.

     = Петя, чашку, молоко, налил, в.

     = Маша, тарелки, вымыла.

     = Мама, суп, в, варить, кастрюле.

    Лес расступился и нас пропустил. Какие вы молодцы! Идем дальше.

  • 6 задание. Смотрите впереди нас встречает посуда. Это друзья

   Самовара. Они покажут нам дорогу. Только нужно правильно их назвать.

   Ложка из дерева – это деревянная ложка, сухарница из соломки - …,

   Нож из металла - …., стакан из стекла - …., тарелка из пластмассы -…,

   Ваза из хрусталя - …, кувшин из глины -  …, стаканчик из бумаги -…..

   - Какие умные дети! Давайте, эту посуду позовем с собой к Федоре, она

   Обрадуется. Смотрите, Самовар уже улыбается. Он доволен.

  • 7 задание. Смотрите впереди еще посуда. Ой, но она побита.

   Чашка без чего? – без ручки, бокал без чего? – без края, сахарница без  

   чего? - без крышки, чайник без чего? – без носика, чашка без чего? – без  

   дна, кастрюля без чего? – без ручки. (картинки)

    - Молодцы, хорошо справились с заданием. Идти нам осталось не долго.

  • 8 задание. Чтобы порадовать Самовар, давайте про его друзей

    придумаем предложения (картинки): тарелка, чашка, кастрюля, нож,

    ложка, чайник.

    - Молодцы, красивые получились предложения.

  • 9 задание. А вот и дом Федоры. Смотри Самовар, мы дошли.

   (на ухо хвалит детей за помощь).

    - Давайте, напомним Федоре, как надо ухаживать за посудой.

    - Какой посуда не должна быть?

    - А какая должна быть?

    Все молодцы!

  • 10 задание. Нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы

    вернуться, нам нужно выполнить последнее задание. (на ковре)

    - Давайте, вспомним посуду в названии, которой слышится звук «С».

     Все молодцы!

  1. Пора возвращаться. Закройте глаза, я посчитаю до 5(счет).
  2. Итог занятия.

- Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

- Кто к нам приходил в гости?  

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...