«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Вяткина Наталия Владимировна

Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации.

 Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкольных образовательных учреждений для коррекционной работы с детьми.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  компенсирующего вида №122 «Кораблик»

Формирование умения понимать и употреблять   синонимы,

антонимы  и многозначные слова

 у детей с нарушениями речи

Курган – 2011

«Формирование умения понимать и употреблять   синонимы, антонимы  и многозначные слова  у детей с нарушениями речи»/ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №122 «Кораблик». – Курган, 2011. –  11с.

Автор:

        Вяткина Н.В.

учитель-логопед первой квалификационной категории  МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №122 «Кораблик».

Рецензент:

        Верхозина И.И.

учитель-логопед  высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №122 «Кораблик». Почетные работник общего образования РФ

        Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации.

 Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкольных образовательных учреждений для коррекционной работы с детьми.   

Содержание

Формирование умения понимать и употреблять   синонимы,  антонимы  и многозначные слова  у детей с нарушениями речи

4

Работа над антонимами

7

Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря

10

Игры и упражнения с многозначными словами

11

Формирование умения понимать и употреблять   синонимы,

антонимы  и многозначные слова

 у детей с нарушениями речи

Работа по развитию речи многогранна. Она состоит в уточнении, обогащении и активизации словаря. Обогащение словаря дошкольников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков.

Одним из важнейших показателей богатства языка является многообразие синонимов. Синонимы – это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже частично одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла. Например:

а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый …

б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость …

в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, точнее, выразительнее, осмысленнее, глубже, содержательнее.

Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества.

В работе с синонимами можно использовать следующие виды упражнений:

  •  выделение из группы синонимов (синонимического ряда)  наиболее подходящего к контексту  слова;
  •   замена  группы синонимов одним словом, более выразительным и чаще употребляемым в речи;
  •   подбор синонимов к данному слову.

Лексико-семантическим упражнениям с синонимами должна предшествовать  предварительная работа  с текстами произведений (чтение, беседа по содержанию, пересказ прочитанного, инсценирование, чтение наизусть заученных стихотворений и т.п.)

Работа с синонимами предполагает систематическое закрепление материала, повторение, варьирование и даже дублирование упражнений и целых занятий, а также самостоятельное использование синонимов в речевой практике.

 Примерные задания:

  1. Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу  признак к каждому предмету:

Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;

Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый.

  1. Попробуйте найти слова-приятели:

а). В стихах:

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду… И он шагает,

Я смеюсь,

Хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Метелица, метелица      

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится –

Тот заметелится.

Рвать цветы  легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так     высок,

Нелегко сорвать   цветок!

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый

Жёлто – розовый – кленовый.

 б). В пословицах:

Занятого человека и грусть – тоска не берёт.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

 в). В загадках:

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна)

3.  Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль 

4.  Ответьте кому холоднее: мальчик озяб, девочка окоченела, собака мерзнет;

5. Кто больше всего переживает: девочка печалится, мальчик огорчился, мама горюет;

6. Выберите из предложенных слов слова-приятели: воин, человек, солдат;

7. . Отгадай слово-приятель: дом … (здание), машина… (автомобиль), приятель… (друг), работа.. (труд).

8.     Замените предложение другим, похожим по смыслу:

Сегодня солнечный день - стоит ясный день.

9. Подбор синонимов к словосочетаниям: небольшая кукла… (маленькая),  неглубокое озеро ...(мелкое), невеселый мальчик … (грустный, печальный), трусливый заяц …(боязливый, пугливый) и т. Д.

Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

 Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Взрослый спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» — как сказать по-другому?» (Течет, журчит, льется). Ко второму словосочетанию такие ответы:  «Несется, торопится, летит».

Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами

 Работа над антонимами приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.

Работая над антонимами, дети учатся сопоставлять предметы и явления  по временным и пространственным отношениями, по величине, цвету, весу, качеству. Они  выполняют задания на подбор слов  противоположных по смыслу к словосочетаниям, к изолированным словам или на придумывание концовки к предложениям.

Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, (большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.).

Можно использовать и упражнения без применения наглядности, например: «Камень тяжелый, а пух ...? Река широкая, а ручей ...?» И др. Для уточнения смысла слов противоположного значения полезно спросить: «Что бывает широким? А что бывает узким?» И др.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с разными значениями известных слов, учить правильно употреблять эти слова в сочетании с другими. Например, предложите ребенку закончить предложение и добавить антоним: "Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)".

Вот словесная игра "Наоборот". В ней используются следующие пары антонимов:

Существительные: день - ночь, небо - земля, печаль - радость, свет - темнота, грязь - чистота, вход - выход.

Глаголы: спешить - медлить, строить - разрушать, зажечь - погасить (потушить), поднимать - опускать, разрешать - запрещать.

Прилагательные: громкий - тихий, мягкий - твердый, сладкий - горький, холодный - горячий, сильный - слабый, длинный - короткий, веселый - скучный, хороший - плохой.

Представления детей об антонимах могут закрепить  пословицы и поговорки, поэтому их надо шире использовать на занятиях, например:

Март зиму кончает – весну начинает.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Неверный друг - опасный враг.

Плохой друг,  что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный - не найдёшь.

Старый  друг,  лучше новых двух.

В умной беседе - ума прикопить, а в глупой - и свой растерять.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Где много слов, там мало толку.

Правой рукой строит, левой ломает.

День да ночь - сутки прочь.

Юн — с игрушками, а стар — с подушками.

Сытый голодного не разумеет.

 На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Делу - время, потехе – час.

Здоров на еду, да хил на работу.

Старому стариться, молодому расти.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Аппетит от больного бежит, а к  здоровому катится.

У сытого на уме гулянье, а у голодного обед.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Зиме да лету союзу нету.

Над другом посмеешься - над собой поплачешь.

не гонись за большим - маленькое потеряешь.

Где много слов, там мало дела.

Маленькие муравьи могут большое дерево загубить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Утро вечера мудренее.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

По одежке встречают - по уму провожают.

Гостю – почёт, хозяину – честь.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

Тяжело в учении - легко в бою!

Коли хочешь себе добра, никому не делай  зла.

Не верный друг - опасный враг.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Красив человек, да некрасивы поступки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

 Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь

Формирование умения понимать и употреблять   антонимы помогут и стихи, например:

Грустный клоун громко плачет

А веселый клоун скачет

Хочет подвиг совершить

Хочет реву рассмешить

 Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.

В работе с антонимами используются игры на знакомство с противоречиями

"Черное - белое"

Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные.

"Вперед - назад"

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное - шаг назад.

"Правый фланг - левый фланг"

Называя положительное качество, ребенок должен встать по правую руку воспитателя, а называя отрицательное качество - по левую руку.

"Найди и угадай"

Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества, Дети должны его отгадать.

"Успей"

Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача - найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош и чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать, ребенок становится новым ведущим.

"Кто впереди"

Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.

"Сумей в плохом найти хорошее"

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.

"Зачем? Какой?"

Дети делятся на две команды "Зачем?" и "Какой?".

Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т. д.).

Вторая команда оценивает (хорошо - плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.

 

"По кругу"

Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное и т. д.

"X" и "П"

Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы "X" или "П". Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда "X" называет, чем он хорош, а команда "П" - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.

Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.

Например, форма предмета: шляпка – модная шляпка (головной убор, небольшая шляпа); шляпка гвоздя (верхняя расширенная часть гвоздя); шляпка гриба (верхняя часть гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу); рукав - короткие рукава (часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя); рукав реки (отделившийся от главного русла водяной поток); пожарный рукав (труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.)).

 Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем основном значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Например: Дети играют в саду. — Сегодня играют молодые артисты, выпускники Щукинского училища. — Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвясь, забавляться, развлекаться», во втором — «исполнять на сцене», а в третьем — «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом».

Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая стена (высокая, совершенно закрытая).

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

  Так, например, при анализе текста встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком непонятым.

 Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.

Знакомясь с многозначными словами, или мы их называем "слова - близнецы" детям иногда трудно бывает понять, почему слова звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Поэтому, можно использовать  весёлые стихи, которые  помогают детям понять смысл слов.

Игры и упражнения с многозначными словами

Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, которые можно использовать при работе над многозначностью слов.

1."Заселяем дом"

 Можно вырезать контур дома с окошками-прорезями. Приготовить предметные картинки, отражающие значения разных многозначных слов и играть. Можно использовать вариант на магнитной доске.

2."Что лишнее".

Все это летит: ракета, бабочка, будильник, одуванчик, птица. Убери лишнее.

3."Отгадай слово". На картинках изображены, кактус, еж, шприц, сосновая ветка. (Иголка).         

 Можно сделать и на другие многозначные слова.

4."Найди пару". Кисть винограда и малярная кисть; лук-овощ и лук - спортивный снаряд; язычок у колокола и у ботинка; иголки у ёжика и ёлки.

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда . 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

2. Коноваленко В.В.. Коноваленко СВ. Многозначность глаголов в русском языке: 80 цветных карточек / В авт. ред. - М.: Издательство ПЮМ и Д, 2003. - 8с: ил.

3. Малышко А.А.Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов //Воспитание школьников.-2000.-№5.-С.73-75

4.  Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: РАН, Институт им. В.В. Виноградова, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебные слова" обучение детей с нарушением речи многозначным словам (для детей от 5 до 7 лет)

Целью  программы "Волшебные слова" является обогащение и активизация словарного запаса у детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении с использованием игровой деятельности при ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Нетрадиционные техники рисования у детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Особености формирования изобразительных навыков и умений у детей с нарушением речи

Особенности формирования изобразительных навыков и умений у детей с нарушением речи....

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...