План фронтальных занятий старшей группы
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Прошина Вера Михайловна

В программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития

речи у детей 3 уровня фронтальные занятия по звукопроизношению не предусмотрены, поэтому  планирование этих занятий мной вынесены на подгрупповые занятия, так как считаю необходимым в этом периоде заниматься подготовкой к овладению элементарными навыками письма и чтения, учить различать на слух гласные и согласные звуки, учить выделять первый гласный и согласный звук  в словах, анализировать звуковые сочетания: АУ,УА. Во втором и третьем периоде по звукопроизношению вводим задания разной категории сложности , учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_frontalnykh_zanyatiy_starsh.gr_.onr_.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

В программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития

речи у детей 3 уровня фронтальные занятия по звукопроизношению не предусмотрены, поэтому  планирование этих занятий мной вынесены на подгрупповые занятия, так как считаю необходимым в этом периоде заниматься подготовкой к овладению элементарными навыками письма и чтения, учить различать на слух гласные и согласные звуки, учить выделять первый гласный и согласный звук  в словах, анализировать звуковые сочетания: АУ,УА. Во втором и третьем периоде по звукопроизношению вводи м задания разной категории сложности , учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

1 период (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

3

А

2

Научить детей узнавать и выделять звук  А среди гласных звуков.

4

У

2

Научить выделять звук У в начале слова. Научить детей узнавать и выделять звук У среди гласных звуков.

Октябрь

1

И

1

Научить выделять звук И в начале слова.

АУИ

1

Звуковой анализ сочетаний АУ, УА, АУ.

2

Э

1

Научить выделять звук Э в начале слова.

О

1

Научить выделять звук О в начале слова.

3

ММь

2

Уметь выделять согласный звук М в конце слова. Уметь различать твердые и мягкие согласные. Выделять согласные звуки в начале слова.

4

ППь

2

Уметь определять наличие или отсутствие в слове звука П, анализ и синтез слогов АП, определять место звука в слове.

Ноябрь

1

ННь

2

Уметь выделять звук Н  среди других согласных звуков, определять место звука в слове. Различать на слух звуки Н,Н.

2

ББь

2

Учить выделять звук Б среди других согласных; определять позицию звука Б в слове ( в начале, в середине). Учить различать твердые и мягкие звуки, проводить звуковой анализ слогов АБ.

3

БП

2

Научить дифференцировать звонкие и глухие согласные,

4

2

 Учить проводить анализ слогов.

ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Старшая группа компенсирующей направленности с ОНР.

Дата

недели

СЕНТЯБРЬ.

1 период (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

1,2 недели диагностическое обследование речевого развития.

3

Части тела и лица.

Познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать сущ. мн.ч.; употребление сущ. с уменьш.- ласкат. значением, согласование сущ. муж. и жен. рода с числительными: один, одна, два, две, много; упражнение в употреблении притяжательных местоимений; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание, память.

Знакомство с понятием – слово-предмет.

Различение живых и неживых предметов.

4

Геометрические фигуры. Основные цвета.

Рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; согласовывать прилагат.с сущ., числит. с сущ.: образов. мн. ч. сущ., соглас.  числит. , наречий с сущ,, предложно-падежное управление.

Знакомство с понятием слово-действие.

Закрепление усвоенных понятий.

ОКТЯБРЬ.

1

Игрушки.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа сущ., употребление формы родительного падежа с предлогом У., согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с сущ. , употребление сущ. Р. п., употребление сущ. с уменьш.-ласкат. значением. Расширение словаря по теме, формирование обобщающего значения слов, расширение словаря относительных прилагательных.

Развитие связной речи : подготовка к овладению диалогической формой общения, составление рассказа об игрушке. Знакомство с понятием – предложение.

Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

2

Овощи.

Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус, величину, фактуру; в согласовании прилагательных с существительными муж. и жен. рода ед. и мн. ч., собственные имена и нарицательные с уменьшит.- ласкат. суф., употреблять сущ. в ед. и мн.ч. в различных падежных формах. Расширение словаря по теме, упражнение в употреблении словосочетаний, формирование обобщающего понятия « овощи».

 Развитие речи: составление простого предложения, составление описательного рассказа по схеме.

Составление 2-х словных предложений с учетом количества слов. Выделение слов из предложений по вопросам.

3

Фрукты.

Расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия.

Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус, величину, фактуру; в согласовании прилагательных с существительными муж. и жен. рода ед. и мн. ч., практическое употребление сущ. с уменьшит.- ласкательным значением, упражнение в образовании относительных прилагательных.

 Развитие связной речи: учить составлять загадки о фруктах.

Закрепление навыков употребления предлогов.

Составление 2-х словных предложений по сюжетным картинкам с учетом количества слов. Самостоятельное составление предложения из двух слов и выделение их по вопросам.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

4

Деревья.

Расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа сущ., употребление формы родительного падежа с предлогом У., согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с сущ. Закрепление навыка употребления в речи категорий прошедшего времени глаголов мн. числа.

Согласов.  сущ.  и прилаг.., образован. мн.  ч  сущ., предложно-падежное управление, соглас.  числит. , наречий с сущ.

Составление 3-х словных предложений по действиям детей.

Закреплять понятия: слова- предметы, слова- действия, выделять их из предложения по вопросам.

Знать количество слов в предложении.

Развитие связной речи: составление рассказа по схеме.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

НОЯБРЬ.

1

Грибы.

Расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа сущ., употребление формы родительного падежа с предлогом У., согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с сущ., закрепление навыков употребления предлогов, глаголы прошед. вр. м.и ж. рода ед. и мн. числа, образовывать сущ. с уменьш.-ласкат. значением, согласовывать числит. с сущ.

Развитие речи: составлять описательные рассказы.

Составление 3-х словных предложений по действиям детей.

Закреплять понятия: слова- предметы, слова- действия, выделять их из предложения по вопросам.

Знать количество слов в предложении.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

2

Перелетные птицы.

Расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании относительного прилагательного  с существительными, продолжать упражнять в согласовании числительных с существительным, образовывать сложные слова, образов. формы Т.п., Р. п., образован. сущ., прилагат. с уменьш.-ласкат. суф.

Развитие речи: составлять описательные рассказы.

Составление 3-х словных предложений по сюжетным картинкам.

Знать количество слов в предложении и выделять их из предложения по вопросам.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

3

Осень.

Расширение словаря по теме.

Практическое употребление существительных единственного и множественного числа, использование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, практическое употребление относительных прилагательных, закреплять употребление в речи антонимов, согласов. сущ. и прилагат., образов. мн. ч. сущ., соглас.  числит. , наречий с сущ,, предложно-падежное управление.

Развитие связной речи: составление рассказа по схеме.

Составление3-хсловных предложений по действиям детей. Знать количество слов.

Закреплять понятия: слова-предметы, слова-действия и выделять их из предложения по вопросам.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

4

Домашние птицы.

Расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия.

Закреплять навык    употребления формы Р.п. с предлог. У, образов. притяж. прилагат., образован. глаголов от звукоподраж., образов.сущ. в ед. и мн.ч., р.п. мн.ч., согласование числител. с сущ.

Развитие связной речи: составление рассказа по схеме.

Составление3-х словных предложений по сюжетным картинкам.

Закреплять понятия: слова-предметы, слова-действия и выделять их из предложения по вопросам. Знать количество слов в предложении.

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

                                     

ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ,

ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Старшая группа компенсирующей направленности с ОНР.

Дата № недели

К

о

лз

а

н

З

в

у

к

и

К

о

л

з

а

н

Подготовка к  звуко-слоговому анализу слов.

Формирование лексико-грамматических компонентов языка и обучение связной речи.

2 период ( декабрь, январь, февраль, март).

ДЕКАБРЬ

1

3

ВВь

2

Определять позицию звука в слове ( в начале, середине).

Различать твердые и мягкие звуки.

Тема: «Домашние животные».

Расширение словаря по теме. Закрепление обобщающего понятия. Практическое усвоение творительного падежа, родительного падежа существительных, закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных, словообразование: глаголы с разными приставками, закрепление навыка  употребления существительных в единственном и множественном числе, развитие внимания, памяти. Предлог «НА». Составление описательного рассказа по схеме.

2

3

ДДь

2

Выделять звук среди других согласных.

Учить звуковому анализу слогов, слов типа: ДОМ. Различать твердые и мягкие звуки.

Тема: «Зима»

Активизация словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными, подбор определений к существительным. Усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множ. числа существительных, сущ. в род. падеже, овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.

 Предлог «НА». 

Составление рассказа по картинке. Закрепление пространственных представлений.

3

3

ТТь

2

Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Учить звуковому анализу слогов, слов типа: ТОМ. Различать твердые и мягкие звуки.

Тема: «Зимующие птицы».

Активизация и расширение словаря по теме. Закрепление обобщающего понятия.

 Предлог «НА».

 Развитие связной речи: умение пересказывать небольшой текст.

4

3

ДТь

1

Дифференцировать звуки.

Тема: «Новогодний праздник».

Пересказ рассказа « Новый год», составление рассказа по картине. Заучивание стихотворений. Активизация словаря по теме. Предлог «ПОД».

Ф

1

Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Научить делить слова на слоги.

ЯНВАРЬ

2

3

Ф

Фь

1

Различать твердые и мягкие звуки.

Тема : « Мебель».

Уточнение и расширение словаря по теме. Уточнение значения обобщающего слова. Усвоение притяжательных местоимений: МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ., использование существительных с уменьшительным значением, усвоение некоторых форм словоизменения ед. и мн. числа сущ., закрепление умения употреблять сущ. с суффиксом ИЩ, закрепление навыка употребления предлогов. Предлог «ПОД».

Усвоение навыка составления небольшого описательного рассказа.

ВФ

1

Дифференцировать звуки.

3

3

ККь

2

Научить выделять звук из потока согласных. Учить звуковому анализу слогов, слов типа: КОТ, КИТ.

Тема: « Посуда».

Активизация и расширение словаря по теме, закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже, употребление притяжательных местоимений: МОЙ,МОЯ,МОЕ, составление сложного предложения с союзом А., активизация словаря определений, умение правильно образовывать и употреблять относительные прилагательные, употребление глаголов в единственном и множественном числе.

 Предлог «ПОД».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4

3

ГГь

2

Закрепить навык звукового анализа и синтеза.

Тема: « Одежда. Обувь».

Активизация и расширение словаря по теме, умение самостоятельно задавать вопросы, усвоение притяжательных прилагательных.

Усвоение навыка составления небольшого описательного рассказа.

Предлоги « НА» и «ПОД».

ФЕВРАЛЬ

1

3

КГ

1

Научить различать звуки КГ. Проводить звуковой анализ слогов, слов типа: КОНИ.

Тема: « Дикие животные».

Активизация и расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия, употребление притяжательных прилагательных, существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, образование сложных прилагательных, образование существительных с суффиксом ИЩ, подбор слов-антонимов, согласование числительных с существительными. Предлоги « НА» и «ПОД».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Х

1

Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Различать твердые и мягкие звуки. Проводить звуковой анализ слогов, слов типа: МУХИ.

2

3

ССь

2

Уметь определять наличие или отсутствие звука С в словах. Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Различать твердые и мягкие звуки. Проводить звуковой анализ слогов, слов типа: ГУСИ.

Тема: « Транспорт».

Активизация и расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия, образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы, существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах,

согласование числительных с существительными.

Предлог «В».

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3

3

ЗЗь

2

Уметь определять наличие или отсутствие звука З в словах. Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Различать твердые и мягкие звуки. Проводить звуковой

анализ слогов, слов типа: ЗАМОК

Тема: « День Защитника Отечества».

Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, образовывать существительные множественного числа и согласование их с прилагательными, закрепить словарь по этой теме.

Предлог «В».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4

3

СЗ

1

Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

Тема: « Животные Севера».

Активизация и расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия, употребление притяжательных прилагательных, существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, образование сложных прилагательных, образование существительных с суффиксом ИЩ, подбор слов-антонимов, согласование числительных с существительными. Предлоги «В», «НА».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Ц

1

Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Проводить звуковой

Анализ слогов, слов типа: ПТИЦА.

МАРТ

1

3

СЦ

1

Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

Тема: « Поздравляем Маму».

Закрепить и уточнить знания детей о празднике, развивать словарь по данной теме, воспитывать уважение к маме, бабушке, сестре, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, , образование притяжательных прилагательных и согласование их существительными, образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Предлоги «В», «НА».

Пересказ рассказа о маме.

Ш

1

Уметь определять наличие или отсутствие звука Ш в словах. Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце). Проводить звуковой

анализ слогов, слов типа: ШАПКА.

2

3

Ш

1

Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

Тема: « Моя семья».

Развивать словарь по данной теме, воспитывать уважение к близким согласование прилагательных с существительными в роде, числе, образование притяжательных прилагательных и согласование их существительными, образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкат.суффиксом. Предлог «ЗА».

СШ

1

Научить различать звуки.

3

3

СШ

1

Закреплять умение дифференцировать звуки.

Тема: « Животные жарких стран».

Активизация и расширение словаря по теме, формирование обобщающего понятия, употребление притяжательных прилагательных, существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, образование сложных прилагательных, образование существительных с суффиксом ИЩ, подбор слов-антонимов, согласование числительных с существительными. Предлог «ЗА».

Усвоение навыка составления небольшого описательного рассказа.

Ж

1

Уметь различать и называть звук Ж среди других согласных, находить его в словах

( в начале, в середине).

4

3

Ж

1

Подбирать слова к схемам звукового анализа.

Тема: « Ранняя весна».

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны, закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные множественного числа. Предлог «К».

Составление рассказа по картинно - графическому плану.

ЗЖ

1

Уметь различать звуки, закреплять деление слов на слоги.

                                     ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ,

ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Старшая группа компенсирующей направленности с ОНР.

АПРЕЛЬ 3 период (апрель, май, июнь).

1

3

ШЖ

1

Научить дифференцировать звуки.

Тема: « Наша Столица. Наш город».

Уточнить и закрепить знания детей о Москве; развивать словарь по данной теме.

Предлог  «К».

Ч

1

Уметь определять наличие или отсутствие звука Ч в словах. Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце).

2

3

Ч

1

Звуковой анализ слов типа: ЖУЧКИ.

Тема: « День космонавтики».

Закрепить знания детей о космосе, космонавтах; образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей, подбор слов-антонимов, согласование числительных с существительными, правильное употребление предлогов.

Предлог «От».

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

ЧЦ

1

Научить дифференцировать звуки.

3

3

Щ

2

Уметь определять наличие или отсутствие звука Щ в словах. Определять позицию звука в слове ( в начале, середине, конце).

Познакомить с понятием « Синтез звуков в слове».

Тема: « Рыбы».

Познакомить детей с понятием «Рыбы»; уточнить названия, внешние признаки , их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме, внимание, память.

Дифференциация предлогов «К» и «От».

Составление описательного рассказа по схеме.

4

3

ЧЩ

2

Научить дифференцировать звуки.

Тема: « Профессии».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе  , правильное употребление предлогов.

Предлог «По».

Составление рассказа по сюжетной картине.

МАЙ

1

3

2

Повторение.

Тема: « Полевые цветы».

Познакомить детей с понятием «цветы»; уточнить названия цветов их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; закрепить словарь по данной теме; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, правильное употребление предлогов.

Пересказ с опорой на серию схематических рисунков.

2

3

2

Повторение.

Тема: « Лето».

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года - лето, называть характерные признаки; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование существительных множественного числа родительного падежа, согласование прилагательных с существительными в роде и числе; упражнять в подборе слов действий, признаков, развивать словарь

Пересказ с опорой на сюжетную картину.

3

3

2

Повторение.

Тема: « Насекомые».

Познакомить детей с понятием «насекомые»; уточнить названия , внешние  признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование сложных слов, согласование числительных с существительными.; развивать словарь по данной теме , внимание, память.

Творческий рассказ « Как пчелка дорогу домой искала».

4

3

2

Повторение.

Тема: « Ягоды».

Познакомить детей с понятием «ягоды»; уточнить названия ягод, их внешние признаки; образовывать прилагательные от существительных; закрепить словарь по данной теме; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, правильное употребление предлогов.

Составление описательных рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: «Как звери к зиме готовятся. Белочка».

Конспект совместной образовательной деятельности/старший дошкольный возраст/Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество...

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: «Мой родной город».

Конспект совместной образовательной деятельности/старший дошкольный возраст/Тема: «Мой родной город» Цель проекта: формирование у детей чувства любви, патриотизма к  своему родному гор...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....