Общие принципы обследования речи детей.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Голубева Татьяна Ивановна

Обследование речи детей воспитателями массовых групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_printsipy_obsledovaniya.doc15 КБ

Предварительный просмотр:

Общие принципы обследования речи детей.

        Обследование речи проводится: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

Воспитатель со слов родителей собирает.

1 Речевой анамнез:

а) время появления гуления, лепета, первых слов;

б) время появления фразовой речи;

в) какую детскую литературу читают; с какого возраста разучиваются стихи, как ребенок их запоминает.

П Выясняется психологический климат в семье:

Имеют ли место конфликты; как ребенок реагирует на них; отношение к ребенку в семье (чрезмерное заласкивание  или, наоборот излишняя строгость).

Ш. Общее развитие ребенка, моторика, самообслуживание:

  • входит – не входит в контакт;
  • называет свое имя и фамилию, имена родителей;
  • умение самостоятельно застегивать, завязывать
  • умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой.

1У. Характер игровой деятельности:

  • адекватное использование игрушки;
  • умение собрать пирамиду (4-5 колец);
  • подобрать предметы по форме (собрать матрешку);
  • сделать из палочек «забор», «стол».
  • сопровождение игры речью.

Обследование лучше проводить, когда в группе мало детей, во время прихода и ухода их домой).

Материал для обследования.

Для обследования звукопроизношения надо иметь альбом с предметными картинками

на звуки.

Картинки подбираются для проверки групп звуков:

1 группа – звонкие согласные: в, б, д, г;

2 группа – свистящие с, с, з, з, ц;

3 группа – шипящие ш,ж, ч, щ;

4 группа – сонорные л,л, р, р, ;

5 группа – заднеязычные к,к,ч,г,х;

6 группа – мягкие т, д, н;

Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает ребенку произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит – ззз. Позвени и ты, как комарик». Если ребенок заменит звук другим или произнесет скаженно, значит, этого звука у него еще нет.

        При обследовании педагог обращает внимание темп речи детей, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Состояние словаря: соответствует ли возрасту; правильно произносит слово или искажает, сокращает, пропускает слоги, звуки, переставляет слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Консультация для воспитателей "Общие принципы организации деятельности детей на прогулке"

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...

Консультация для родителей в подготовительной группе на тему: «Общие принципы физического воспитания детей в детском саду».

Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. ...