«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи». • Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах и связной речи. Развивать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, речевое дыхание, силу голоса, чистоту интонирования, внимание, фонематический слух. Воспитывать умение самоконтроля и взаимоконтроля. Оборудование: зеркала, картина леса, рисунки из сказки «Колобок», компьютер, лото, магнитофон. Ход занятия 1. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания и силы голоса. Учитель-логопед. -Сегодня на занятии мы будем с вами путешествовать. Я приглашаю вас в сказочный лес. -Вспомните сказку «Колобок» и послушайте, что случилось с Колобком в нашем необычном лесу (рассказ логопеда сопровождается показом иллюстраций к сказке). См. приложение № 1 Учитель-логопед: Солнышко светит ярко, все мы ему очень рады и улыбаемся вот так. (Упражнение «Улыбка»). А солнышко в ответ целует нас своими лучиками. Вот так. (Упражнение «Поцелуй»). Дети улыбаются солнышку («Улыбка»), а солнышко снова их целует («Поцелуй»). Улыбаются солнышко папе и маме («Улыбка»), солнышко целует и их («Поцелуй»). Солнышко улыбается дедушке и бабушке («Улыбка»), и дарит им свои поцелуи («Поцелуй»). В такой вот солнечный день вышел на прогулку в лес Колобок. Был Колобок толстый. Вот такой. (Надуть щеки). Покатился Колобок в лес и встретил Зайчика. Зайчик говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, давай я тебя научу играть в футбол». (Упражнение «Футбол»). Поиграли Колобок и Заяц в футбол, Зайчик и говорит: «Отпущу тебя, только сначала отгадай загадку. Какой я сейчас звук произношу?»(Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [a] без голоса, а ребенок угадывает). Побежал дальше Колобок, а навстречу ему волк и вот так зубы скалит. (Упражнение «Заборчик»). А Колобок ему и говорит: «Не злись, волк, давай я тебе на дудочке сыграю». Вот так (Упражнение «Дудочка»). Волк очень захотел Колобка запугать и снова зубы показывает («Заборчик»). А Колобок не боится, на дудке играет («Дудочка»). Удивился волк «Может дудочка волшебная?» Попросил он Колобка, чтобы тот научил его на дудке играть и Колобок согласился. Начали они вместе играть. Колобок играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение высоким голосом). Волк играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение низким голосом). Понравилось волку играть с Колобком и решил он его отпустить: «Только сначала скажи мне, какой звук мы произносим, когда губы похожи на дудочку?" (Учитель -логопед показывает артикуляцию звука [у] без голоса, а ребенок угадывает). Покатился дальше Колобок и встретил медведя. Медведь ему: «Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, Медвежонок, я тебя медом угощу», - отвечает ему Колобок. Наелся медведь меда, даже губы замазал. (Логопед намазывает губы ребенку медом - Упражнение «Оближи губы»). Весело стало Мишке и Колобку, и начали они танцевать, танец необычный, т.к. у них плясали руки. Пальчиковая гимнастика - Как живешь? - Вот так! (Дети сжимают кулачки, большой палец поднят вверх) - Как даешь? - Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вверх) - Как берешь? - Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вниз) - Как ты идешь? - Вот так! (Указательными и средними пальцами имитируют ходьбу) - Как бежишь? - Вот так! (Выстукивают всеми пальцами по столу) - Как ты спишь? - Вот так! (Сложенные руки прикладывают к уху) - Как велишь?) - Вот так? (Машут указательным пальцем) - Как шалишь, ты? - Вот так! (Произвольные движения руками) Говорит Медведь Колобку: "Хорошо, отпущу тебя, только скажи мне, какой это веселый звук мы произносим, когда улыбаемся?" (Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [и] без голоса, а ребенок угадывает). Побежал Колобок дальше, а навстречу ему лиса. Говорит лиса: «Колобок, я тебя съем», а Колобок отвечает: «Не ешь меня, лисичка, я тебе песенку спою. Вот такую - Ла-ла-ла ... «(Ребенок повторяет за логопедом тихо). Лиса говорит: «Стара я стала, ничего не слышу, пой громче. (Ребенок поет громче). Лиса: «Еще громче!» (Ребенок поет очень громко). Хитрая лиса говорит: «А, ну-ка, садись мне на язычок и спой, тогда я услышу». Колобок был еще маленький и не знал, какая лиса коварная, да сел на язык. Вот так. (Упражнение «Иголочка»). Лиса взяла Колобка и занесла в рот (упражнение «Кошка пьет молоко»). А проглотить Колобка не может, потому что он очень на солнышке нагрелся и стал горячим. (Упражнение «Чашечка»). Дунула лиса на язык так: (артикуляция звука [Ш]). Изо рта пошел теплый воздух: «Ш-ш-ш». Не выдержала лиса, открыла рот, и закричала: «О-о!». Стал рот у лисички круглый, как Колобок, он выскочил и убежал. 2. Упражнения на развитие внимания, фонематического слуха, развитие общей моторики. По лесу мы пойдем Танец с зверями заведем. -Как прыгает зайка? - Как бегает волк? -Как ходит лисичка? - Как ходит медведь? Музыка меняется, дети показывают движения. 3. Распевки, воспитание силы голоса, чистоты интонирования. Учитель-логопед: - В сказочном лесу не только звери живут, но и звуки разные. Мы пойдем в гости к звукам [с] и [ш]. - Дети, какое положение принимают язык и губы при произношении звука [с]? (Кончик языка за нижними зубами, губы в улыбке, воздух выходит холодный). - А при произнесении звука [ш]? (Язык поднимаем за верхние зубы до альвеол (бугорков), губы «трубочкой», из ротика выходит теплый воздух). А сейчас споем песенку: Язык вниз-су-су-су Мы увидели осу. Язык вниз - са-са-са Укусила в нос оса. Язык вверх-я-я-я наша Даша в лес ушла. Язык вверх-ши-ши-ши Дашу в лесу мы нашли. 4. Игра: «Назови слово» Я даю вам определенный звук - Вы с ним говорите слова. Логопед называет звук [с], дети отгадывают слова. Ну, например, [с] в конце - Вспомните эти слова. (Овес, квас, автобус, ананас, голос, матрос, ус, фокус, пес, рис, лис, лес, кактус). А теперь начало слова Начинаем игру снова. (Сад, сани, сова, салат, сом, соловей, суп, сумка, сито, сыр). Три столбца, внизу предел Что за буква? Буква Ша. Со звуком [ш] слова задайте И по очереди называйте. (Шкаф, шуба, шоколад, шофер, школьник, кошка, мышь, груша, машина). Дидактическая игра «Описание предметов». Ход игры: показываются рисунки корзины и миски и рисунки в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Детям предлагается разложить картинки в корзину, если в слове звука [ш], или в миску, если в слове звука [с]. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит задание. См. приложение № 2. Дидактическая игра «Звуковое лото». Учитель-логопед предлагает изложить звуковое лото. Ход игры: дети читают слоги и отыскивают рисунки названия которых начинаются на эти звуки. Лото выкладывают на столе в ряд. Выигрывает тот, кто быстрее выложит лото. См. приложение № 3. 5. Скороговорки. Учитель-логопед. - А теперь вспомним скороговорки, которые мы с вами изучали. Принеси сынок синьки Подсинить маме косынку. В яме не спится усатому сому Сому усатому грустно самому. На шкафу шапка, в шкафу шуба Кипи, кипи, кашка, пока придет Ивашка. 6. Дифференциация звуков в связной речи. Дети, мы путешествовали сегодня по сказочному лесу. Ходите ли вы в лес по грибы? Вспомните, что слышно в лесу? (В лесу тишина. В лесу слышен писк мыши. В лесу слышен шелест листвы. В лесу шумит водичка. В лесу слышен треск шишек. В лесу слышно пение птиц). 7. Релаксация. Закроем глаза и послушаем музыку леса. Прослушивание музыки: «Звуки леса». 8. Итоги занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_logopedii.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель детей группы

раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова

Короленко Любовь Валерьевна

«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».

Цель: учить детей дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах и связной речи. Развивать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, речевое дыхание, силу голоса, чистоту интонирования, внимание, фонематический слух. Воспитывать умение самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: зеркала, картина леса, рисунки из сказки «Колобок», компьютер, лото, магнитофон.

Ход занятия

1. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания и силы голоса.

Учитель-логопед.

-Сегодня на занятии мы будем с вами путешествовать. Я приглашаю вас в сказочный лес.

-Вспомните сказку «Колобок» и послушайте, что случилось с Колобком в нашем необычном лесу (рассказ логопеда сопровождается показом иллюстраций к сказке). См. приложение № 1

Учитель-логопед: Солнышко светит ярко, все мы ему очень рады и улыбаемся вот так. (Упражнение «Улыбка»). А солнышко в ответ целует нас своими лучиками. Вот так. (Упражнение «Поцелуй»). Дети улыбаются солнышку («Улыбка»), а солнышко снова их целует («Поцелуй»). Улыбаются солнышко папе и маме («Улыбка»), солнышко целует и их («Поцелуй»). Солнышко улыбается дедушке и бабушке («Улыбка»), и дарит им свои поцелуи («Поцелуй»).

В такой вот солнечный день вышел на прогулку в лес Колобок. Был Колобок толстый. Вот такой. (Надуть щеки).

Покатился Колобок в лес и встретил Зайчика. Зайчик говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, давай я тебя научу играть в футбол». (Упражнение «Футбол»). Поиграли Колобок и Заяц в футбол, Зайчик и говорит: «Отпущу тебя, только сначала отгадай загадку. Какой я сейчас звук произношу?»(Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [a] без голоса, а ребенок угадывает).

Побежал дальше Колобок, а навстречу ему волк и вот так зубы скалит. (Упражнение «Заборчик»). А Колобок ему и говорит: «Не злись, волк, давай я тебе на дудочке сыграю». Вот так (Упражнение «Дудочка»). Волк очень захотел Колобка запугать и снова зубы показывает («Заборчик»). А Колобок не боится, на дудке играет («Дудочка»). Удивился волк «Может дудочка волшебная?» Попросил он Колобка, чтобы тот научил его на дудке играть и Колобок согласился. Начали они вместе играть. Колобок играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение высоким голосом). Волк играл так: «Ду-ду-ду!» (Произношение низким голосом). Понравилось волку играть с Колобком и решил он его отпустить: «Только сначала скажи мне, какой звук мы произносим, ​​когда губы похожи на дудочку?" (Учитель -логопед показывает артикуляцию звука [у] без голоса, а ребенок угадывает).

Покатился дальше Колобок и встретил медведя. Медведь ему: «Колобок, я тебя съем».

«Не ешь меня, Медвежонок, я тебя медом угощу», - отвечает ему Колобок. Наелся медведь меда, даже губы замазал. (Логопед намазывает губы ребенку медом - Упражнение «Оближи губы»). Весело стало Мишке и Колобку, и начали они танцевать, танец необычный, т.к. у них плясали руки.

Пальчиковая гимнастика

- Как живешь?

- Вот так! (Дети сжимают кулачки, большой палец поднят вверх)

- Как даешь?

- Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вверх)

- Как берешь?

- Вот так! (Дети сжимают и разжимают руки ладошками вниз)

- Как ты идешь?

- Вот так! (Указательными и средними пальцами имитируют ходьбу)

- Как бежишь?

- Вот так! (Выстукивают всеми пальцами по столу)

- Как ты спишь?

- Вот так! (Сложенные руки прикладывают к уху)

- Как велишь?)

- Вот так? (Машут указательным пальцем)

- Как шалишь, ты?

- Вот так! (Произвольные движения руками)

Говорит Медведь Колобку: "Хорошо, отпущу тебя, только скажи мне, какой это веселый звук мы произносим, ​​когда улыбаемся?" (Учитель-логопед показывает артикуляцию звука [и] без голоса, а ребенок угадывает).

Побежал Колобок дальше, а навстречу ему лиса. Говорит лиса: «Колобок, я тебя съем», а Колобок отвечает: «Не ешь меня, лисичка, я тебе песенку спою. Вот такую ​​- Ла-ла-ла ... «(Ребенок повторяет за логопедом тихо).

Лиса говорит: «Стара я стала, ничего не слышу, пой громче. (Ребенок поет громче). Лиса: «Еще громче!» (Ребенок поет очень громко). Хитрая лиса говорит: «А, ну-ка, садись мне на язычок и спой, тогда я услышу». Колобок был еще маленький и не знал, какая лиса коварная, да сел на язык. Вот так. (Упражнение «Иголочка»). Лиса взяла Колобка и занесла в рот (упражнение «Кошка пьет молоко»). А проглотить Колобка не может, потому что он очень на солнышке нагрелся и стал горячим. (Упражнение «Чашечка»). Дунула лиса на язык так: (артикуляция звука [Ш]). Изо рта пошел теплый воздух: «Ш-ш-ш». Не выдержала лиса, открыла рот, и закричала: «О-о!». Стал рот у лисички круглый, как Колобок, он выскочил и убежал.

2. Упражнения на развитие внимания, фонематического слуха, развитие общей моторики.

По лесу мы пойдем

Танец с зверями заведем.

-Как прыгает зайка?

- Как бегает волк?

-Как ходит лисичка?

- Как ходит медведь?

Музыка меняется, дети показывают движения.

3. Распевки, воспитание силы голоса, чистоты интонирования.

Учитель-логопед:

- В сказочном лесу не только звери живут, но и звуки разные. Мы пойдем в гости к звукам [с] и [ш].

- Дети, какое положение принимают язык и губы при произношении звука [с]?

(Кончик языка за нижними зубами, губы в улыбке, воздух выходит холодный).

- А при произнесении звука [ш]?

(Язык поднимаем за верхние зубы до альвеол (бугорков), губы «трубочкой», из ротика выходит теплый воздух).

А сейчас споем песенку:

Язык вниз-су-су-су

Мы увидели осу.

Язык вниз - са-са-са

Укусила в нос оса.

Язык вверх-я-я-я

наша Даша в лес ушла.

Язык вверх-ши-ши-ши

Дашу в лесу мы нашли.

4. Игра: «Назови слово»

Я даю вам определенный звук -

Вы с ним говорите слова.

Логопед называет звук [с], дети отгадывают слова.

Ну, например, [с] в конце -

Вспомните эти слова.

(Овес, квас, автобус, ананас, голос, матрос, ус, фокус, пес, рис, лис, лес, кактус).

А теперь начало слова

Начинаем игру снова.

(Сад, сани, сова, салат, сом, соловей, суп, сумка, сито, сыр).

Три столбца, внизу предел

Что за буква?

Буква Ша.

Со звуком [ш] слова задайте

И по очереди называйте.

(Шкаф, шуба, шоколад, шофер, школьник, кошка, мышь, груша, машина).

Дидактическая игра «Описание предметов».

Ход игры: показываются рисунки корзины и миски и рисунки в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Детям предлагается разложить картинки в корзину, если в слове звука [ш], или в миску, если в слове звука [с]. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит задание. См. приложение № 2.

Дидактическая игра «Звуковое лото».

Учитель-логопед предлагает изложить звуковое лото.

Ход игры: дети читают слоги и отыскивают рисунки названия которых начинаются на эти звуки. Лото выкладывают на столе в ряд. Выигрывает тот, кто быстрее выложит лото. См. приложение № 3.

5. Скороговорки.

Учитель-логопед.

- А теперь вспомним скороговорки, которые мы с вами изучали.

Принеси сынок синьки

Подсинить маме косынку.

В яме не спится усатому сому

Сому усатому грустно самому.

На шкафу шапка, в шкафу шуба

Кипи, кипи, кашка, пока придет Ивашка.

6. Дифференциация звуков в связной речи.

Дети, мы путешествовали сегодня по сказочному лесу.

Ходите ли вы в лес по грибы? Вспомните, что слышно в лесу?

(В лесу тишина. В лесу слышен писк мыши. В лесу слышен шелест листвы. В лесу шумит водичка. В лесу слышен треск шишек. В лесу слышно пение птиц).

7. Релаксация.

Закроем глаза и послушаем музыку леса.

Прослушивание музыки: «Звуки леса».

8. Итоги занятия.

Щелкните, чтобы открыть изображение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [р] и [л]

Конспект занятяи по дифференциации сонорных звуков...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...