Детско-родительский образовательный проект "Что растет на огороде"
проект по логопедии на тему

Федорова Юлия Анатольевна

 

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и т.д. не владеют обобщающими понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей  в проекте «Что растет но огороде» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЛАКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА».

ОБЩЕОРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ.

Детско-родительский образовательный проект

 

           

                 

Воспитатель 1 квалификационной категории

Федорова Юлия Анатольевна

           Классификация проекта:

                          *Вид проекта:

ТВОРЧЕСКИЙ

*Продолжительность проекта            НЕДЕЛЬНЫЙ

*Образовательная область

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

*Актуальность

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и т.д. не владеют обобщающими понятием, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие детей  в проекте «Чудесное лукошко» позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание и здоровье детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создавать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались его способности. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.

Дети должны знать, что можно вырастить у себя в огороде, какие овощи полезные. Уметь обобщать понятия, описывать их по свойству.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.

ЦЕЛЬ:

   

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «ЧТО РАСТЕТ НА ОГОРОДЕ».

Задачи:

  • Обогатить представление об овощах, произрастающих в регионе (томат, тыква, баклажан, репа, свекла, лук, капуста);
  • Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т.д.);
  • Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
  • Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Основные направления реализации проекта:

  • Занятие «Овощи;
  • Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление «чудесных» овощей с составлением описательного рассказа о своем овоще;
  • Беседа с детьми «Осень в гости к нам пришла».

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
  • Рассматривание репродукций картин: А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гога «Картофель»;
  • Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;
  • Прослушивание аудиозаписи сказки «Чиполлино»;
  • Подвижные игры «Помещики», «Капуста», «Урожай»;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла»;
  • Дидактические игры: «в огороде у козы Лизы», "Сбор урожая", «Овощи и фрукты».
  • Выполнение группового коллажа «наш богатый огород» в технике «Рваное солнышко»;
  • Разработка папки-передвижки «Вкусные загадки».

Обеспечение:

  • Настольно-печатные игры,
  • Специальная методическая литература,
  • Аудио- и видеозаписи по теме.

        

Предполагаемый результат:

  • Знать и называть овощи, их части;
  • Владеть обобщающим понятием;
  • Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
  • Находить сходства и различия по нескольким признакам;
  • Составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;
  • Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;
  • Уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

        

Продукт проектной деятельности: изготовление «чудо-овоща» из бросового материала с составлением описательного рассказа о нем.

Презентация проекта: оформление выставки «Что растет на огороде»

Системная паутина

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: ОВОЩИ

Цели:

  1. Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
  2. Учить находить сходство и различие (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).
  3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
  4. Закрепить употребление в речи предложений со значением противопоставления.
  5. Развития слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
  6. Воспитание правильной воздушной струи.
  7. Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу – ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свекла – ох!

Воспитатель. Что принесла хозяйка с базара?

Дети называют овощи, логопед достает их из корзины.

Воспитатель. Как, одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

  1. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срывают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

  1. Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина), сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
  2.  Игра «В огороде у козы Лизы»

Воспитатель. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.

Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?

- хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т.д.

5. игра «Большой-маленький».

Огурец-огурчик.

Помидор – помидорчик.

Чеснок – чесночок.

Перец-перчик и т.д.

 Физкультминутка

Плавно идет капуста,

Осторожно идет редиска,

Важно шагает помидор,

(дети имитируют движения)

Легко бежит горошек,

Не спеша вышагивает редька,

Вприпрыжку спешит морковка,

Маршируют огурцы – молодцы.

  1. Дыхательное упражнение «Синьор- помидор».

Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют  выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.

  1. Игра «Назови какой это сок».

Дети становятся в круг, логопед бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «огуречный».

Томат – томатный.

Морковь – морковный.

Свекла – свекольный.

Капуста – капустный.

Тыква – тыквенный.

  1. Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка….

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зеленый, а помидор….

  1. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнавание овоща по описанию.

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней…(помидора).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- «Вылезай на свет…» (морковка).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок,

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… (горох).

Круглолица,

Любит вдоль пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее…(капуста).

А на грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые …(огурцы).

  1. Итог занятия.

Воспитатель. О чем мы с вами говорили? Где растут овощи? Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? а сейчас я вас приглашаю за стол – отведать дары осени!

Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с логопедом вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ

УРОЖАЙ

В огород пойдем, урожай соберем.

(идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем («таскают».)

И картошки накопаем («копают».)

Срежем мы кочан капусты, («срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками – 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Н. Нищева

ОВОЩИ

Как-то вечером на грядке

                (Дети идут по кругу взявшись за руки.)

Репа, свекла, редька, лук

(В центре круга – водящий с завязанными глазами.)

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

(Останавливаются, крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

(По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик.)

У Сережки- сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

В. Волина

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим;

(Ребром ладони бить о другую ладонь).

Мы морковку трем, трем;

(тереть кулаком о другую  ладонь.)

Мы капусту солим, солим;

(имитация движений.)

Мы капусту жмем, жмем.

(имитация движений.)

ЗАГАДКИ

***

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

 

***

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

 

***

Голова на ножке, в голове горошки.

(Горох)

***

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

***

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

***

Что без боли и без печали доводит до слез?

(Лук)

***

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

(Свекла)

***

В землю - блошкой,

Из земли-лепешкой.

(Репа)

***

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(Картошка)

***

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ

СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

НАША ГРЯДКА

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат

Наша грядка – просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно

Назови их обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

 Что растет на нашей грядке?

В.Волина

 Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу – ох!

 Вот овощи спор завели на столе,

 Кто лучше, вкусней и нужней на земле

 Хозяйка тем временем ножик взяла

 И ножиком этим крошить начала…

 Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу – ох!

 Накрытые крышкою, в душном горшке

 Кипели, кипели в крутом кипятке:

 Картошка, капуста, морковка, горох,

 И суп овощной получился неплох!

Ю.Тувим

- Какие овощи принесла хозяйка с базара?..

СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ ОВОЩАХ

***

Мы редиску поливали,

 Когда вырастет, все ждали...

 Со сметанкой, очень вкусно,

 С добавлением капусты!

И. Дарнина

***

– Какое горе! – крикнул Лук.

 – Я приношу так много мук!

 Хозяйка слёзы льёт полдня,

 Лишь только шубу сняв с меня.

Н. Красноперова

***

Как у бабушки на грядке

 Вырос овощ очень сладкий,

 Проведем мы тренировку -

 Кто быстрей сгрызет морковку.

М. Борина

***

Е. Жуковская

 Я длинный и зеленый,

 То свежий, то соленый,

 Расту я в огороде,

 Любим во всем народе,

 Вот какой я молодец,

 Называюсь огурец.

***

А. Алферова

 Почему меня сорвали

 и томатом обозвали?

 Что за шутки, что за вздор?

 Я – весёлый помидор!

Ф. Полак

***

 Я на любом столе– любимый самый,

 И в честь меня пора давать салют!

 Ведь из картофеля  на кухне мама

 Вам приготовит сотню разных блюд!

А. Ивойлова

***

Если вас нашли в капусте,

 Нет у вас причин для грусти,

 Потому что вам тогда

 Обеспечена еда.

***

Перец жгучий гордым был,

 И никто с ним не дружил.

 Но зато болгарский, сладкий

 Заводил друзей на грядках.

***

Весельчак, добряк, шутник.

 И к тому же озорник.

 Братца жгучего дразнил,

 Подобреть его манил. Olegova

МИНУТКА ОТДЫХА

БУДЕМ ЗНАКОМЫ!

(по ролям)

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки.

Я – капуста – не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не сварят.

Не сготовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый

Чем же я не молодец –

Крепкий, вкусный огурец?

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто – лук.

Познакомились вы с нами

Теперь узнали сами.

Чем же мы полезны вам –

И большим, и малышам!

ВЫЙДИ НА КРЫЛЕЧКО, ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

***

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей не сочней……(помидора)

***

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

Пики зеленые выставил ……..(лук).

***

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся.

Ах! Ох! Покатился……….(горох).

***

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет……....(морковка).

***

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем …………(кабачок).

***

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые………(огурцы)

***

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее …….(капуста)

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я ……(свекла).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

"Сбор урожая"

 Материал:

 корзинка с полоской красного цвета: помидор, перец, яблоко

 корзинка с полоской желтого цвета: банан, груша, репа

 корзинка с полоской зеленого цвета: арбуз, капуста, огурец

 корзинка с полоской оранжевого цвета: абрикос, тыква, морковь

 корзинка с полоской фиолетового цвета: баклажан, слива, виноград

 Задача игры: положить в каждую корзину те фрукты и овощи, которые подходят ей по цвету.

 Цель игры: учить детей правильно называть фрукты, овощи, цвет; учить детей соотносить цвет фруктов и овощей с цветом корзины. Усложненная задача игры: подобрать по цвету корзины только фрукты (затем только овощи) ; рассказать, где растет выбранный плод.
Ход игры: Вот и лето прошло, наступила осень! А осень-это время года, когда люди собирают урожай с полей, садов и огородов. Сейчас мы вместе поиграем в игру "Сбор урожая" и увидим, как много разных овощей и фруктов у нас получится собрать в красивые разноцветные корзинки! Нужно разложить все плоды по корзинкам, но не произвольно, а в зависимости от цвета. Например, желтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с желтой полоской, красный-в красную и т. д. Многие плоды бывают с зелеными листиками или стебельками, но при выборе подходящей корзинки нужно смотреть только на цвет самого овоща или фрукта.

Игра «В огороде у козы Лизы» (воспитатель)

- Ребята, посмотрите, а вот и хозяйка огорода.

Логопед показывает детям игрушечную козу и помещает на доску игровое поле.

- Коза Лиза убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.

- Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой. Например, это круглый красный помидор.

(Это длинная оранжевая морковка. Это зеленая хрустящая капуста. Это сладкий зеленый горошек. Это зеленый хрустящий огурец. Это толстый фиолетовый баклажан. Это красная сочная редиска. Это горький белый чеснок и т.д.).

- Молодцы, ребята. Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Дидактическая игра "Овощи и фрукты" может быть использована в работе с детьми любого возраста. Игра направлена на формирование представлений об обитателях экосистем-огород и сад, о их общих и отличительных признаках (внешнем виде, форме, цвете, величине). С помощью её учим различать понятия: овощи и фрукты. Благодаря дидактической игре развиваем у детей познавательные интересы, память, мышление, сообразительность и др.

I вариант. Разложить рамки на столе и предложить на скорость собрать урожай. После выполнения задания, каждый из участников должен назвать фрукт или овощ, его отличительные характеристики.

 II вариант. Предложите участникам игры помочь повару приготовить обед: сварить суп и компот, нарезать овощной салат. Дети отбирают продукты, необходимые для приготовления блюд.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«ЧТО РАСТЕТ НА ОГОРОДЕ»

В группу входит Осень.

Воспитатель. Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень просим:

«Что в корзинке принесла?»

Осень. Принесла я вам лучок.

Дети. С ним простуда нипочем.

Осень. Принесла я репку.

Дети. Зубы будут крепкие.

Осень. Съел сладкой моркови.

Дети. Прибавилась капелька крови.

Осень имитирует диалог между овощами: «Срочно ищем мы друзей среди ваших овощей. Вы, скорее их берите и в огород к нам кладите. И про них всем расскажите!».

Дети выходят, демонстрируют свои поделки и рассказывают о своем овоще (цвет, форма, величина, вкус, где произрастает, как за ним ухаживают, хранят, что из него можно приготовить); затем кладут свой овощ в имитирующий огород.

Осень. Ребята, посмотрите, у нас получился чудесный огород, так как в нем поселились чудесные овощи, которые любят дружить друг с другом.

Сюрпризный момент. Из кабачка Осень достает спрятанные внутри сладости.

- мы раскроем кабачок, угощай себя, дружок.

Стихи и рассказы детей об овощах.

БАКЛАЖАН

Я – баклажан,

У меня синий кафтан.

Не едет меня сырым,

Лучше ешьте жареным!

История о луке

В одном небольшом городке жили овощи. Они работали, отдыхали и веселились все вместе. Только лук они с собой ни куда не брали и не разрешали ему даже близко подходить. И все из-за того, что от Лука у всех выступали слезы. Так он и жил бедный Лук отдельно от других овощей на самом краю города. Но однажды на город напали микробы разных болезней. И все овощи заболели. Тогда Лук решил прогнать болезни и пришел в город. Повстречавшись с Луком, микробы стали плакать и чихать, пока не лопнули. Овощи вылечились и стали дружить с луком. С тех пор лук и нам, людям, помогает от многих болезней.

Литература

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
  2. Нищева Н.В. Играйка: восемь игр для развития речи дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
  3. Соколов А.В. Сценарии школьных праздников.- Кн. 2. – М.: Школьная пресса, 2001.
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). – М.: Просвещение, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Что растет на огороде" для детей младшего возраста

Это занятие состоит из загадок, стихов, игр....

Детско-родительский образовательный проект «Мы растили огород»

проект направлен на развитие познавательных интересов детей...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Детско-родительский клуб "В нашей семье растет юный патриот"

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким лю...

Конспект открытой итоговой образовательной деятельности во II-ой младшей группе «Что растет на огороде?» (для воспитателей и родителей)

Тема: "Что растет на огороде?".     Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.Цели деятельности педа...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Что в огороде растет» для детей 4 – 7 лет, группы с множественными нарушениями развития (для детей с ДЦП и интеллектуальными нарушениями).

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»для детей 4 – 7 лет, группы с множественными нарушениями развития(для детей с ДЦ...

Детско-родительский проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород дома - огород в саду»

Актуальность. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста,...