Интегрированное лексико-грамматическое занятие для детей старшей группы на тему "Дары Осени"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Крецу Виолетта Петровна

 

1.     Добиваться взаимосвязи и сотрудничества всех участников образовательного процесса (Воспитателя, логопеда, музыкального руководителя).

2.     Подведение итогов знаний детей о Дарах Осени.

Блок первый

1.     Развитие Артикуляционной моторики

  1. Уточнение, закрепление и активизация существительных и прилагательных по теме «Огород и Сад»: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, тыква, редис, горох, лук, чеснок, капуста, бакла­жан, кабачок, помидор, перец, огурец; сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, банан, персик, инжир.
  2. Составление описательных рассказов об овощах  
  3. Развитие связной речи и логического мышления в игре «Что приготовим?»
  4. Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных один-два с существительным). Игра «Один-много».

Блок второй (музыкальный)

1.     Развитие фонематических процессов с помощью не речевых звуков по методике К.Орфа. Развитие природной музыкальности (с использованием шумовых и музыкальных инструментов)

2.     Совершенствование двигательных качеств и умений, координации движений.

Блок третий

1.       Уточнение, закрепление и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды»: лес, ягода, кустик, чер­ника, клюква, терн, кизил, рябина, калина, ежевика; собирать, зреет, спеет, висит; гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, желтый гриб, ложный опенок, бледная поганка, опенок, рыжик, груздь, шампиньон, мышата; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый).

  1. Совершенствование грамма­тического строя речи (согласование числительных с существи­тельными в роде и числе в именительном падеже). Игра «У кого что и сколько?»

3.       Развитие тонкой моторики. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

4.       Развитие сообразительности, внимания и мышления в игре «Собери Пазл» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_dary_oseni.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Интегрированное занятие 

на тему: «Дары осени»

Подготовила:

Учитель-логопед

Крецу В.П.

Музыкальный руководитель

Гонтарь Е.В.

Провели:

Учитель-логопед

Крецу В.П.

Воспитатель

Колпакова Е.В.

Музыкальный руководитель

Гонтарь Е.В.

Ноябрь, 2014г

г. Алушта

Интегрированное занятие на тему: «Дары осени»

Цель:

  1. Добиваться взаимосвязи и сотрудничества всех участников образовательного процесса (Воспитателя, логопеда, музыкального руководителя).
  2. Подведение итогов знаний детей о Дарах Осени.

Блок первый

  1. Развитие Артикуляционной моторики
  2. Уточнение, закрепление и активизация существительных и прилагательных по теме «Огород и Сад»: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, тыква, редис, горох, лук, чеснок, капуста, баклажан, кабачок, помидор, перец, огурец; сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, банан, персик, инжир.
  3. Составление описательных рассказов об овощах 
  4. Развитие связной речи и логического мышления в игре «Что приготовим?»
  5. Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных один-два с существительным). Игра «Один-много».

Блок второй (музыкальный)

  1. Развитие фонематических процессов с помощью не речевых звуков по методике К.Орфа. Развитие природной музыкальности (с использованием шумовых и музыкальных инструментов)
  2. Совершенствование двигательных качеств и умений, координации движений.

Блок третий

  1. Уточнение, закрепление и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды»: лес, ягода, кустик, черника, клюква, терн, кизил, рябина, калина, ежевика; собирать, зреет, спеет, висит; гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, желтый гриб, ложный опенок, бледная поганка, опенок, рыжик, груздь, шампиньон, мышата; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый).
  2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже). Игра «У кого что и сколько?»
  3. Развитие тонкой моторики. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
  4. Развитие сообразительности, внимания и мышления в игре «Собери Пазл»

Ход занятий

БЛОК ПЕРВЫЙ

-Здравствуйте, дети. Какое время года подходит к концу? (Осень) Правильно. Сегодня на занятие мы поговорим обо всех подарках, которые нам дарит осень. Закройте глаза и представьте, что вы пришли в огород, что же там растет? (Овощи). Правильно. На свое место сможет присесть тот, кто назовет овощ. Никто не выкрикивает, поднимайте руку и называйте свой овощ. (Как только определенный ребенок называет овощ, воспитатель дает ему картинку с этим овощем и предлагает присесть на свое место. В самом конце, если возникают сложности с называем оставшихся овощей, педагог дает сам картинку и предлагает назвать овощ).

- Молодцы, вы справились с заданием. Давайте перед началом нашего занятия, сделаем артикуляционную гимнастику.

Рассказ-описание

- Сейчас каждый посмотрите на свой овощ и дайте краткое описание ему. Вспоминайте схему рассказывания, начните свой рассказ со слов «У меня…», потом назовите овощ, цвет, форму и какой он на вкус.

Ответы максимум 5 детей. В первую очередь, пусть расскажут дети, у кого редиска, огурец, перец (как острый, так и болгарский). У того ребенка, который составил рассказ, педагог забирает картинку.

Оставшиеся дети, которые рассказ не составляли, поиграют в игру «Что приготовим?»

- Сейчас мы с вами на время станем поварами.

- У кого остались картинки, скажут, что можно приготовить из ваших овощей.

  • Икру - баклажанную
  • Салат – капустный
  • Оладья – кабачковые
  • Пюре – гороховое, картофельное
  • Суп – луковый, свекольник
  • Соус – перечный, чесночный
  • Сок – томатный, морковный
  • Каша – тыквенная.

После игры, у детей забираются картинки овощей.

- А сейчас опять закройте глаза и представьте, что мы пришли в сад, только не в детский сад, а сад с деревьями. Какие деревья там могут расти? (Фруктовые). Правильно, а что растет на фруктовых деревьях? (Этот вопрос можно задать слабому  ребенку). (Фрукты). Молодцы, правильно. Возьмите по одной картинке с тарелки (там будут фрукты в одном и множественном виде). Вам нужно назвать свой фрукт или фрукты. Ответы детей (например, абрикос, персики, яблоко…)

Игра «Найди пару»

- Теперь, встаньте со своего места и найдет пару своему фрукту. Дети ищут пару «один-много»

-Молодцы! Сейчас положите все свои картинки в тарелочку на последнем столе и подойдите к музыкальному руководителю на ковер.

БЛОК ВТОРОЙ

ВНИМАНИЕ! Пока идет музыкальны блок, свободные педагоги все стульчики с одной зоны переносит в другую. А на их месте разбрасывают маленькие картинки лесных ягод и грибов.

- Закройте глаза. Вы только что были в огороде и фруктовом саду, а теперь представьте, что мы отправляемся в лес. Теперь подойдите к музыкальным инструментам и встаньте полукругом. Музыкальный руководитель раздает всем детям в руки инструменты. Игра «оркестра» проводится стоя.

    Звуки в осеннем лесу

1.Тихо, листьями шурша,

   Ходит осень не спеша!

     ( Первые два ребенка шуршат креповой бумагой)

2. Ветер по небу летит,

    Ветер осенью гудит!

     (Вторые два ребенка дуют в бутылки)

3. По тропинке пять ежат

    Домой, торопятся, спешат!

    (Третья пара детей стучит орехами)

4. Раздаётся громкий стук:

   Дятел клювом тук-тук-тук!

   (Четвертая пара детей стучит палочками)

5. Тихо ветер зашумел

    Дуб листвой зашелестел

( Три ребенка играют на трубах, наполненных горохом и гречкой)

6. Гром гремит тарам-тарам!

    Разбегайтесь по домам!

      (Один ребенок стучит в барабан)

7. Мелкий град по крышам бьет!

   Солнцу выйти не даёт.

    (Один ребенка звенит  колокольчиками)

8.Дождик, дождик, ну-ка, лей!

   Ты водички не жалей!

    (Один ребенок играет на тубафоне)

9.Дождик тише, тише стал

   Кап-кап-кап!

   И – перестал!

    (треугольник)  

- Молодцы! Какой чудесный осенний оркестр у нас получился. Положите на место музыкальные и шумовые инструменты, возьмите в руки листочки осенние, и встаньте на ковре в круг.

              ИГРА »Осенний блюз»

Я, ребята, к вам пришла

Платок красивый принесла!

Очень яркий и большой.

Разноцветный, расписной!

Предлагаю вам, друзья,

Поиграть с платочком я!

Осенний блюз пусть зазвучит

И всех с листочками кружит!

Под музыку «Осенний блюз» дети танцуют с осенними листочками. С окончанием музыки приседают, закрыв глаза. Платком накрывается ребёнок, чья импровизация была лучшей.

Вы, ребята, не зевайте,

А скорее отвечайте!

Раз, два, три!

Кто же прячется внутри?

Дети подходят к ребёнку, накрытому платком, и называют его имя. Игра проводится 2 раза, на 3 раз платком накрывают корзину с осенними угощениями.

- Молодцы, что же вам подарила Осень? (калину) Правильно. Теперь подойдите к логопеду и присядьте на свои места.

БЛОК ТРЕТИЙ

- Присаживайтесь на свои места. Только что вы в лесу нашли Калину. Андрей, ответь мне полным предложением, Калина – это что? (Это лесная ягода). Правильно. Тимур, ягоды растут у нас на чем? (на кустах) Дети, а на деревьях ягоды могут расти? (нет). А теперь,  скажите мне, какие лесные ягоды мы с вами уже знаем? Только не выкрикивайте, а поднимайте руку. Каждый раз, когда дети называют ягоду, педагог вывешивает большую картинку на доску.

- Молодцы, скажи мне, а в лесу растут только ягоды или еще что-то, что мы можем собирать и есть? (Еще растут грибы). Правильно. Давайте назовем грибы, которые нам уже известны. Начну я. Педагог называет любой гриб и вывешивает большую картинку на доску к ягодам. Потом ответы дают дети, так же все картинки вывешиваются на доску.

- Итак, мы с вами назвали все подарки, которые нам дарит Осень.

- Давайте сейчас выйдем на ковер, представим, что мы пришли в лес, и каждый найдет себе свой лесной подарок от Осени. Те маленькие картинки лесных ягод и грибов, которые ранее были разбросаны, сейчас собираются детьми. На них изображено разное количество лесных подарков.

Игра «У кого Что и сколько?»

- Нашли? Присаживайтесь обратно на свои места. Теперь каждый должен сказать, что он нашел и в каком количестве. Например, «Я нашла три ягоды ежевики». Но учтите, если посчитать не удается, то скажите «Я нашел много…». Не выкрикивайте, отвечать будем по очереди. Ответы детей.

- Посмотрите на картинки друг друга и ответьте мне, пожалуйста, из всего, что вы нашли, все ли растет в лесу? (нет. Овощи не могут расти в лесу). А что не может расти осенью? (земляника) А когда спеет земляника? (летом) Правильно, а все ли можно есть из того, что вы нашли? (нет, нельзя есть ядовитые грибы).

- Молодцы, теперь поменяйтесь со своим соседом подарком от Осени и положите его на стол. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять                Пальчики обеих рук «здороваются»,

                                                        начиная с больших

В лес пойдем мы погулять                Обе руки «идут» пальчиками по столу

За черникой, за малиной                Загибают пальцы, начиная с больших

И за клюквой, и калиной.

Ежевику мы найдем                

И домой ее возьмем.                Разжимаем и сживаем пальцы в кулак

Пока проходит пальчиковая гимнастика, свободные педагоги раскладывают к маленьким картинкам лесных ягод и грибов нужный пазл.

- А теперь достаньте из конверта разрезные картинки и, опираясь на свою картинку, сложите Пазл.

Те дети, которые быстрее всех справились, могут помочь тем, кому головоломка дается с трудом.

- Молодцы! На сегодняшнем занятии мы убедились, что вы очень умны и сообразительны. И что Осень не зря вам столько подарков подарила. Давайте вспомним все подарки еще раз. На огороде и фруктовом саду растут что? (Овощи и фрукты), а в лесу? (Грибы и лесные ягоды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшей группы "День космонавтики".

Интегрированное физкультурно-речевое занятие. Показано на III выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей "Наша новая школа - эффективная школа, школа инновационного развития"....

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие для детей старшей группы "Овощи.Фрукты"

Интегророванное физкультурно- речевое занятие для детей старшей группы по лексической теме "Овощи, Фрукты"...

Занятие для детей старшей группы "Составление рассказа "Осень"

Данное занятие подготовлено и было проведено с детьми старшей группы....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...