Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сумина Ирина Николаевна

Звукодвигательная гимнастика является одной из действенных методик при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Звуковая зарядка может использоваться не только в логопедической практике, но и в группах общеразвивающего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukodvigatelnaya_gimnastika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

      На современном этапе проблема сохранения здоровья детей, как физического, так и психического является первоосновой. Статистика показывает, что здоровых детей рождается с каждым годом всё меньше и меньше. Поэтому так важно с дошкольного возраста заложить в ребёнке основы осознанного отношения к своему здоровью, научить его простым и доступным приёмам сохранения и восстановления своего здоровья.

      Именно этим и занимается валеология – наука о целостном здоровье человека. Человеческий организм – это сотворённое Природой гармоничное целое, каждая система которого находится в постоянной зависимости от других систем. И если страдает одна из систем, то это незамедлительно сказывается на всём организме.

      Речевая патология не является исключением. Всё чаще и чаще речевые нарушения выступают на фоне невропатологических расстройств, ЗПР, соматической ослабленности детей.

      Поэтому постоянно возникает необходимость применять такие методы и приёмы работы, которые позволяют, оздоравливая организм ребёнка, эффективно и качественно решать коррекционные задачи. В связи с этим была создана система оздоровительно-коррекционной работы, построенная на создании у ребёнка ассоциативных связей между образом, звуком, движением, цветом, используемая на всех этапах коррекционной работы и позволяющая решать следующие задачи:

  1. развитие координированной работы 3-х систем: дыхательной, голосовой, артикуляторной с опорой на 4-ю, более сохранную, двигательную;
  2. раскрытие в ребёнке творческого потенциала, самопроявления через звукодвигательный образ, цвет;
  3. оздоровление организма, управление аномальным речевым и психическим развитием с помощью звука, движения, цвета;
  4. сокращение сроков коррекции дефектов речи;
  5. расширение, обогащение словаря, отработка лексико-грамматических конструкций на основе создания ассоциативных связей: образ – звук – движение – цвет.

      В звуке, цвете, движении отражены определённые ритмы Вселенной, оздоровительный аспект их воздействия на человеческий организм выражается в том, что настраиваясь на определённый ритм, человек гармонизирует свою ритмическую структуру.

       Болгарскими учёными М. Боневым, П. Слынчевым, С. Банковым было исследовано воздействие различных форм и средств сочетания звуков и  движения на организм человека. Ими выявлено, что в результате этого воздействия изменяется общая реактивность организма, повышается его устойчивость к негативным факторам, их патологическим стереотипам. То есть доказано, что между речевой функцией, её двигательным компонентом и общей двигательной системой организма существует тесная функциональная взаимосвязь. На связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов указывали и отечественные психологи А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

      Звук, как источник целительной силы использовался издавна у разных народов: шаманы народов Севера, бабки-шептухи на Руси, в Индии и странах Востока разработана целая система работы со звуком. Пропевая различные звуковые сочетания (мантры), человек очищает свой организм от негативной информации, стрессов.

      Современная наука доказывает, что пропевание даже отдельных звуков целительно действует на организм человека. Оказывается, пропевая только гласные звуки можно очищать свой организм от негативной информации, болезней. И если это делать систематически, подключив к этому ещё и движение, то результат незамедлительно скажется. Приведу пример из повседневной жизни: если человек ударился, испытывает боль, он сразу же начинает интенсивно двигаться и стонать, что подсознательно облегчает состояние.

      Система звукодвигательных упражнений используется на всех этапах коррекционной работы. На первом этапе — пропевание гласных и согласных звуков по определённой схеме, в зависимости от воздействия на организм человека.

Звук «А» - управляет движением энергии вверх;

звук «Я» - управляет движением энергии вниз;

(пропевая гласные звуки «А»- «Я» мя очищаем наш организм сверху донизу)

звук «О» - управляет движением энергии вверх - в сторону;

звук «Е» - вниз - в сторону;

звук «У» - движение энергии вперёд;

звук «Ю» - назад;

звук «И» - движение энергии между лопатками.

Например: пропевание гласных звуков «Э», «Ы», «Я» действует оздоравливающе на почки, а звуков «О», «Ы», «Я» - на печень.

      На основе этих данных была разработана звуковая зарядка или звукотерапия. Для закрепления в сознании детей оздоровительного воздействия этой зарядки, был составлен стихотворный оздоровительный настрой. Звучит он так:

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу.

К солнышку я потянусь,

Теплом его лучей я обольюсь,

Матушке земле я низко поклонюсь.

Каждая строчка оздоровительного настроя сопровождается движением. Произнесение этих строк вызывает у детей радость, наполняет тело здоровой солнечной энергией.

      Звуковая зарядка построена на пропевании гласных звуков с выполнением движений на напряжение и расслабление.

Например: «Потягушечки» - потягивание на цыпочках, руки вверх, напряжены, пропеваем звук «А», руки через стороны вниз болтаются как верёвочки - «Я».

                      «Силач» - руки согнуты в локтях, кулачки сжаты у плеч. Разведение рук в стороны с силой — звук «Ы», опускаем руки вниз - «И».

      Движение вносит элемент динамизма, упражнения выполняются легко, играючи, в темпе, не занимают много времени и не требуют большого пространства. Эта звуковая  зарядка эффективна в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи на фоне органического поражения коры головного мозга, а также в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, слуха, при нарушении голоса.

      Звуковая зарядка может использоваться не только в логопедической практике, но и в группах общеразвивающего вида. Любой звук, с которым знакомятся дети в ходе непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи, может быть использован педагогом для звукодвигательных упражнений, для создания ассоциативных связей между образом, звуком, движением.  Это игра со звуками, приносящая пользу не только в образовании детей, но и в коррекции и формировании их здоровья. Многое зависит от фантазии педагога, от его желания развивать детей с интересом, использовать инновационные технологии.

      Например: предлагаем детям стать волшебниками. У каждого волшебника есть волшебный клубочек, из которого нужно вытянуть волшебную ниточку, чтобы начать чудесные превращения. Вытягивая ниточку, дети пропевают гласный звук «

 А», ведущая рука выполняет движение вверх. Ниточку мы превращаем в камешки и бросаем их на землю, выполняя при этом отрывистые движения со звуком «т» или «к». Из волшебных камешков прорастает трава, она растёт из земли постепенно вверх — плавно поднимаем руки вверх со звуком «а». На траву капает дождик — капельки падают вниз на землю — руки постепенно опускаются вниз со звуками «я». Из дождика образуется море, волны которого то поднимаются, то опускаются. Дети выполняют движения руками, пропевая то звук «а», то «я». Над морем появляются чайки — взмахи руками, как крыльями с пропеванием звука «И» то громче, то тише.  При изучении темы «Животные» вместе с детьми творим их звукодвигательные образы. Например: «лиса» - стройная подтянутая, идет гордо, важно, звук «с» произносится ритмично; «медведь» - большой, важный, идёт медленно, переступая с ноги на ногу, звук «ш» произносится протяжно.

      Таким образом, движением, силой, высотой звука, интонацией мы подчёркиваем характерные для того или иного предмета качества, признаки. Детям нравятся такие игры, процесс образования, воспитания и коррекции происходит на естественном игровом уровне познания окружающей действительности. Всё это происходит на первом этапе звукотерапии.

      Следующим этапом системы игровых звукодвигательных упражнений являются упражнения на основе слогов. Повторение слогового ряда позволяет ребёнку услышать ритмическую структуру слова. Но простое повторение не даёт такого положительного эффекта, как повторение слогового ряда с движением, с изменением интонации, силы, высоты, тембра, мимики. Эта, поистине интересная игра привлекает всё слуховое внимание к простому слоговому повторению. С помощью повторения слогового ряда можно радоваться, печалиться, сердиться, спрашивать, отвечать, говорить монотонно, как статуя. Например, игра «Повтори, как я» - педагог произносит слоговой ряд с разной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной), силой голоса, темпом, тембром. Дети повторяют, делая шаг на каждый слог.

      Когда этап работы со слогом освоен, можно перейти к следующему этапу — работе с фразой. Так же, как и на предыдущих этапах, здесь задействовано движение — общая и мелкая моторика. Всё зависит от воображения логопеда, педагога. Например, если это индивидуальное занятие по автоматизации звука в слове, то, произнося слово, вместе с ребёнком желательно выполнять определённые движения, характеризующие это слово. Автоматизация звука «л» в словах. Произнося слово, ребёнок сопровождает его движением:

- «лапы» - показывает руки с широко расставленными пальцами, переставляя их, произносит слово с соответствующей интонацией;

- «лапки» - ладони округляются, пальчики собираются вместе, держит их на уровне груди, произносит слово с соответствующей интонацией;

- «ландыш» - две руки от локтей соединяются вместе, ладони округляются, пальцы соединяются, получается бутон, который раскрывается.

Этот приём позволяет расширить арсенал используемых средств по автоматизации звуков, тренирует двигательную и зрительную память.

    При подведении итогов коррекционной работы с дошкольниками с             использованием валеологического подхода в конце учебного года можно отметить положительную динамику.Как показал опыт моей работы, введение в коррекционные занятия системы звукодвигательных упражнений значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с речевыми нарушениями наблюдалась следующая картина:

уровень:              на начало года:                 на конец года:

высокий                     20%                                      60%

средний                     40%                                      33%

низкий                       40%                                      7%

        Успех в осознании ребенком своей позиции созидателя в отношении своего здоровья во многом зависит от профессионально-личностных установок педагога, от того, как он понимает основную направленность своего общения, своего совместного проживания различных образовательных ситуаций с ребенком.

Список используемой литературы:

1. Бонев Л., Слынчев П., Банков Ст. «Руководство по кинезитерапии». -  М., «Медицина», 1978г., 358 стр.

2.А. А. Леонтьев. «Язык, речь, речевая деятельность». -  М., «Медицина», 1969г., 214 стр.

3. А.Р. Лурия. «Язык и сознание». -  М., «Издательство Московского университета», 1979г., 320 стр.

4. И.С. Лопухина. «Логопедия. Речь, ритм, движение». -  С-Пб., «Дельта», 1999г., 253стр.

5. Н.А. Рычкова. «Логопедическая ритмика». - М., «Гном и Д», 2000г., 31 стр.

6. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи». - М., «Книголюб», 2004г., 55 стр.

7. М.Ю. Картушина. «Логоритмические занятия в детском саду». - М., «Сфера», 2003г., 187стр.

8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Хлоп — топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». - М., «Гном и Д», 2003г., 19 стр.

9. В.В. Цвынтарный. «Радость правильно говорить». - М. «Центрполиграф», 2002г., 110 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

здоровьесберегающие технологии...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...

Проект: Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:

«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда ДОУ

В результате использования приёмов здоровьесберегающих  технологий в логопедической работе:• повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание, восприятие, память. Дети учатся видеть, слышать, ...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...