«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»
консультация по логопедии на тему

Ветрова Марина Владимировна

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи

Для этого ребёнка необходимо научить:

- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

- отличать правильное и дефектное произношение звука;

- осуществлять слуховой и речедвигательныйконтроль за собственным произношением звуков;

- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

- безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом, воспитателем и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления и, конечно же, систематической и совместной работы логопеда, воспитателя и родителей!

 

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

проводится поэтапно – 4 основных этапа:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:

 – подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;

- сформировать точные движения органов артикуляции (объяснение артикуляции в игровой форме);

- вырабатывание направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры);

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук – для свистящих – И, Ф; для шипящих – Т, С; для Р – Д, Ж; для Й – Х; для Л – Т, Ы);

- выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме («Сказка о Язычке»);

2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА  - цель:

- добиться правильного звучания изолированного звука.

3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.

Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка.

Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.).

Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове (в начале, в середине, в конце). Причем, слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. Надо также следить, чтобы в слове не было конфликтных звуках, т.е. звуков, которые ребенок произносит неправильно. Затем логопед подбирает предложения, потешки, скороговорки, пословицы, насыщенные закрепляемым звуком. Одновременно идёт работа над словарем, над составлением полных, распространенных, сложных предложений, над преодолением аграмматизмов и развитием связной речи.  

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, рифмы, а также памяти, мышления.

При автоматизации звука в текстах сохраняется тот же самый принцип подбора речевого материала — автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. И только после таких достаточно концентрированных упражнений в правильном произнесении вновь воспитываемого звука ребенок сможет правильно произносить его и во всех обычных жизненных ситуациях. Новый звук станет для него своим и окончательно вытеснит прежнюю дефектную артикуляцию.

Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.На этот момент приходится обратить особое внимание, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи.

 Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощьвоспитателя и родителей.

Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Так же необходимо развивать психические процессы у ребенка – мышления, памяти, произвольное внимания, процесс произвольности -т.е самоконтроль и сознательное управление своими действиями.

Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок.

В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук "р" картаво или "с" межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Здесь важно только воспитать у него умение отличать правильное звучание звука от дефектного, что необходимо для самоконтроля.

Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен четвертый этап работы над коррекцией звукопроизношения.

 

4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных (символы звуков – Ж /З, С/Ш), затем – в слогах (игровые упражнения), в словах (картинки), фразах, чистоговорках, скороговорках, рассказах, насыщенных нужными звуками, и в самостоятельной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной

речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи

Для этого ребёнка необходимо научить:

- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

- отличать правильное и дефектное произношение звука;

- осуществлять слуховой и речедвигательныйконтроль за собственным произношением звуков;

- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

- безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом, воспитателем и ребёнком, интересной формы организации занятий, разнообразного сочетания специальных приёмов работы, позволяющих избежать утомления и, конечно же, систематической и совместной работы логопеда, воспитателя и родителей!

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

проводится поэтапно – 4 основных этапа:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:

 – подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;

- сформировать точные движения органов артикуляции (объяснение артикуляции в игровой форме);

- вырабатывание направленной воздушной струи;

- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры);

- развитие фонематического слуха;

- отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук – для свистящих – И, Ф; для шипящих – Т, С; для Р – Д, Ж; для Й – Х; для Л – Т, Ы);

- выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме («Сказка о Язычке»);

2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА  - цель:

- добиться правильного звучания изолированного звука.

3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.

Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка.

Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.).

Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове (в начале, в середине, в конце). Причем, слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. Надо также следить, чтобы в слове не было конфликтных звуках, т.е. звуков, которые ребенок произносит неправильно. Затем логопед подбирает предложения, потешки, скороговорки, пословицы, насыщенные закрепляемым звуком. Одновременно идёт работа над словарем, над составлением полных, распространенных, сложных предложений, над преодолением аграмматизмов и развитием связной речи.  

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, рифмы, а также памяти, мышления.

При автоматизации звука в текстах сохраняется тот же самый принцип подбора речевого материала — автоматизируемый звук должен встречаться в них как можно чаще. И только после таких достаточно концентрированных упражнений в правильном произнесении вновь воспитываемого звука ребенок сможет правильно произносить его и во всех обычных жизненных ситуациях. Новый звук станет для него своим и окончательно вытеснит прежнюю дефектную артикуляцию.

Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.На этот момент приходится обратить особое внимание, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи.

 Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощьвоспитателя и родителей.

Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Так же необходимо развивать психические процессы у ребенка – мышления, памяти, произвольное внимания, процесс произвольности -т.е самоконтроль и сознательное управление своими действиями.

Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок.

В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Например, если ребенок произносил звук "р" картаво или "с" межзубно и не смешивал эти звуки с другими, то очень мало вероятности, что он вдруг начнет их смешивать после коррекции. Здесь важно только воспитать у него умение отличать правильное звучание звука от дефектного, что необходимо для самоконтроля.

Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно еще долго дают о себе знать, и для их окончательного преодоления необходима специальная и иногда довольно продолжительная работа. Именно этому и посвящен четвертый этап работы над коррекцией звукопроизношения.

4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных (символы звуков – Ж /З, С/Ш), затем – в слогах (игровые упражнения), в словах (картинки), фразах, чистоговорках, скороговорках, рассказах, насыщенных нужными звуками, и в самостоятельной речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Учитель – логопед Ветрова Марина Владимировна Н еобходимость контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов.

Слайд 2

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи . Для этого ребёнка необходимо научить : - узнавать и различать между собой звуки речи ( фонемы); - отличать правильное и дефектное произношение звука; - осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков; - принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи; - безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Слайд 3

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ проводится поэтапно – 4 основных этапа: 1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА 3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА 4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.

Слайд 4

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель : подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука; сформировать точные движения органов артикуляции ( объяснение артикуляции в игровой форме); вырабатывание направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; развитие фонематического слуха; отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук); выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме («Сказка о Язычке »);

Слайд 5

2 этап – ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц ель : добиться правильного звучания изолированного звука – этап формирование первичных произносительных умений и навыков. Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка. 3 этап – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

Слайд 6

Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.). Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове ( в начале, в середине, в конце). Причем , слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. Надо также следить, чтобы в слове не было конфликтных звуках, т.е. звуков, которые ребенок произносит неправильно. Затем логопед подбирает предложения, потешки , скороговорки, пословицы, насыщенные закрепляемым звуком .

Слайд 7

Таким образом, этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда , когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи . Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь воспитателя и родителей.

Слайд 8

Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях : неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять . .

Слайд 9

Так же необходимо развивать психические процессы у ребенка – мышления, памяти, произвольное внимания, процесс произвольности - т.е самоконтроль и сознательное управление своими действиями . Важно воспитать у ребенка умение отличать правильное звучание звука от дефектного , что необходимо для самоконтроля .

Слайд 10

4 этап – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи. Содержание работы : постепенная , последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных (символы звуков – Ж /З, С/Ш), затем – в слогах (игровые упражнения), в словах (картинки), фразах, чистоговорках , скороговорках, рассказах, насыщенных нужными звуками, и в самостоятельной речи.

Слайд 11

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Закаливание в режимном моменте (после сна)

Создание психологических условий в группе, повышение двигательного потенциала и интереса детей к физической культуре, используя нетрадиционные методы в организации физкультурно-оздоровительной работы ...

«Оздоровительная работа на занятиях и в режимных моментах».

  Одной из основных задач, стоящих  передо  мной, является воспитание здоровых детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния  здоровь...

«Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в с...

«Использование материалов УМК на занятиях и в режимных моментах»

Основной задачей изучения русского   языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, формировать мотив...

Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"

Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...

«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходим...