Конспект разноуровневого занятия учителя-логопеда с подгруппой детей по формированию грамматических категорий. Тема: «Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогами У , С, ОТ, БЕЗ, ИЗ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Стельмашонок Наталья Евгеньевна

Конспект НОД по коррекции недостатков речевого развития в старшей группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект разноуровневого занятия

учителя-логопеда с подгруппой детей

по формированию грамматических категорий.

Тема:  «Родительный падеж

единственного числа существительных

без предлога и с предлогами У , С, ОТ, БЕЗ, ИЗ».

  • Цель: упражнять в практическом употреблении формы родительного падежа существительных без предлога и с предлогами.
  • Задачи:
  • Коррекционно-образовательные:
  • Г.   Упражнять в образовании формы  родительного падежа единственного числа существительных, закреплять понимание и употребление предлогов У, С, ОТ, БЕЗ, ИЗ.
  • Л. Активизировать словарь по темам: «Деревья»(дуб,берёза,рябина,клён,осина,жёлуди,серёжки), «Животные»(усы,грива,хвост,рога,вымя,когти,копыта).
  • Формировать выразительность речи («дрожит, как осиновый лист»).
  • П. Учить употреблять в самостоятельной речи предложения усвоенных ранее типов:  П+С; П+С+Доп.;П+С+предлог +Доп.
  • С. Учить рассказывать  о выполнении  задания  («Я выложил зайчика из ракушек, шишки, пуговиц и жёлудя»).
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать внимание, память, воображение, координацию речи с движением, мелкую моторику, сенсорные способности.
  • Воспитательные:
  • Закреплять умение слушать собеседника, говорить, не перебивая.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал:

Шапочки «Животные», зонтик с пришитыми лентами «Карусель», картинки «Осенние листья», кувшин, пособие «Логопедический конструктор», цветной картон разной формы и цвета, посылка, портрет Карлсона, запись песни про Карлсона, магнитофон, игрушки (домик, самолёт, дерево, машина, стульчик, кастрюля), баночка с вареньем, карандаши.

Пропедевтическая работа:

  • Формирование грамматических конструкций и типов предложений  на индивидуальных занятиях.
  • Дидактические игры с логопедическим конструктором.
  • Наработка воспитателями словаря по пройденным темам.
  • Рассматривание  деревьев на прогулке и на иллюстрациях.
  • Беседы родителей с детьми о деревьях осенью.

Характеристика подгруппы.

Занятие проводится с подгруппой (6 детей 5-летнего возраста) на первом году обучения: Костя С., Арина Р., Соня С., Юля Г., Ваня П., Настя У.

У всех детей логопедическое заключение: ОНР, 3-ий уровень речевого развития.

Внутри подгруппы можно выделить детей

 с относительно  высоким уровнем развития:  (Юля Г.,  Ваня П.(условное обозначение  –           );

средним: Соня С., Настя У.(условное обозначение  -    -   );

низким уровнем развития Костя С., Арина Р.(условное обозначение -       ).

Юля Г.страдает излишним многословием, в речи часто наблюдаются агграмматизмы. Произвольное внимание недостаточное. Интерес к учению есть. Зрительная память развита лучше, слуховая память кратковременная.

Ваня П. –мальчик спокойный. Недостаточно эмоциональный. Произвольное внимание среднее. Слуховая память недостаточно развита. Иногда на занятии теряет задачу. Наблюдается необдуманность в высказываниях.

Соня С. Страдает импульсивностью, фрагментарностью высказываний. Неразвито произвольное внимание: не до конца выслушивает инструкцию, вопрос, отвлекается на малейшее движение, звук.  

Настя У. - девочка спокойная, тихая, неуверенная, лучше выполняет неречевые задания. Слуховая память развита слабо. Часты аграмматизмы.

Костя С.- очень импульсивный ребёнок. Задание слышит с 3-4 раза. Отвлекается на малейшее движение, звук, голос. Быстро истощается. Затруднено переключение внимания. В произношении – дизартрия. Наблюдаются большие трудности в формировании произносительных навыков.

Арина Р. –девочка спокойная, пассивная, со слабой мотивацией

деятельности. Речевая активность - низкая. Произвольное внимание недостаточное.

К каждому ребёнку  используется индивидуальный подход с  учётом перечисленных  особенностей.  

Методы и приёмы.

1 часть.

Вводная.

Мотивация.

Самомассаж.

Показ. Помощь.

Индивидуаль-ный показ.

Словесное поощрение.

Комментирую-щая речь.

Вопросы, предполагаю-щие ответы детей с использовани-ем формы

родительного падежа  без предлога.

2 часть.

Основная.

Дыхательная гимнастика.

Пластический этюд «Листопад».

Дидактическое

упражнение: «Назови правильно» (существитель-ные в роди-

тельном падеже без предлога).

Дидактическое

упражнение: «С какого дерева упал лист» (существитель-ные  в родительном падеже с  предлогом С).

Речевой образец.

Сопряжённая речь.

Дидактическое упражнение «Что есть у дерева?» (родительный падеж с предлогом У).

Сопряжённая речь,договари-вание.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Договарива-ние.

Подвижная игра

«Карусель» (существитель-ные в родительном падеже без предлога и с предлогом ОТ).

Сюрпризный момент.

Проблемный вопрос.

Вопросы, совместное проговарива-ние слов с выделением окончаний.

Индивидуаль-ные ответы.

Хоровое проговарива-ние.

Дидактическая игра «Волшебный кувшин»

(родительный падеж существитель-ных  без предлога).

Загадки.

Дидактическая игра: «Отгадай, не ошибись» (родительный падеж с предлогом У).

Словесное поощрение

Дидактическая игра: «Чья голова,  чей хвост, чьи лапы?»

Вопросы с опорой на картинку.

Поощрение.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать Карлсон» (родительный падеж с предлогом  У,

 с предлогом БЕЗ).

Дорисовыва-ние картинок.

Договаривание

Сопряжённая речь.

Дидактическая игра:

« Отгадай предмет по его частям».

Показ игрушек.

Сопряжённая речь,договари-вание, помощь другого ребёнка. Речевой образец.

Дидактическая игра «Чего не стало».

Дидактическая

игра с логопе-

дическим конструктором « Маленькие художники».

Помощь, пример другого

ребёнка, поощрение,

вопрос.

Вопрос,

речевой образец, договаривание словосочета-ния ребёнком, сопряжённая речь.

Психогимнастика «Карлсон».

3 часть.

Заключитель-ная.

Анализ деятельности

детьми.

Вопросы.

          Деятельность логопеда.

-Дети, посмотрите друг на друга,

подарите всем свою улыбку. Какие вы умные, красивые, талантливые!

Я вами горжусь!

 Хочу вам кое-что показать.

Под музыкальное сопровождение вносит посылку.

Логопед читает письмо.

«Здравствуйте, ребята!  Ночью я пролетал над вашим городом Балахной, над вашим детским садом «Семицветик». Хотел с вами поиграть, но не смог. Очень спешил к Малышу.

Оставляю вам посылочку. А что с ней делать – догадаетесь сами. Оставляю вам свой портрет. Карлсон.»

Жаль, ребята, что Карлсон не сможет с нами поиграть. Я думаю, он ещё к нам прилетит. А пока давайте посмотрим, что в посылке.

Ребята, здесь массажные варежки. Сделаем массаж «Добрая варежка».

Дети, массаж чего мы сделали?

Что ещё положил Карлсон?

Покажите, как осенний ветер дует на листочки. Подуем на листочки.

А теперь покажите движениями, как листочки летят с деревьев.

(Логопед читает текст.)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с берёзки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Дети, как много листьев! Очень хочется их собрать. Соберём?

Какие красивые у нас букеты получились. (Перебирает свой букет.)

 Лист … берёзы, лист…осины, лист… дуба, лист … рябины,  лист… клёна.

Расскажи, Юля, с какого дерева упал каждый листочек в твоём букете?

А у тебя, Ваня, какой букет получился?

(Аналогично с каждым ребёнком).

Ребята, а вы знаете, когда говорят «дрожит, как осиновый лист»?

Так говорят, когда кто-то чего-то боится и трясётся от страха.

Про кого можно так сказать?

У какого дерева есть жёлуди?

У какого дерева иголки? Листья?

 У какого дерева шишки?

У какого дерева серёжки? Пух?

Разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Лист у клёна и каштана-

Как ладони великана.

У берёзки, у берёзки-

 

Белый ствол и листья – слёзки.

А у тоненькой рябинки

Листья -  сложные картинки.

Ребята, когда осенью падают листья, это называется…

 А ещё осенью часто льёт…

Карлсон позаботился о нас и положил зонтик. (Достаёт зонтик с пришитыми лентами и наклеенными фигурками животных).

 Какой необычный зонтик!

  С ним можно кататься на карусели.

 Вы любите кататься на карусели?

Эта карусель для животных.

Как бы нам на ней покататься?

Это шапочка кого?

Правильно, лисы. Скажем вместе: «лисы».

А эта? Мыши. А эта шапочка кого?

Вокруг себя повернитесь и в животных превратитесь.

Поехали.

(Музыкальное сопровождение).

Понравилось кататься?

Скажи, Настя, от кого ты бежала? А ты, Алина?

Поменяемся шапочками и ещё покатаемся.

(Логопед снова спрашивает детей о том, кто от кого бежал).

Отдохните немного. У меня есть волшебный кувшин. Он наливает любые напитки.

Я налью вам сока, воды, молока, компота, киселя, лимонада. Что захотите.

Чего ты хочешь выпить, Настя?

Мы катались на карусели для животных.

Загадаю вам загадки о животных.

У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого усы? У кого длинный хвост?  У кого грива? У кого вымя? У кого копыта? У кого пятачок? У кого когти?

Я рада, что вы так хорошо знаете, что есть у животных! А сможете отгадать животных по картинкам?

Это голова кого? Хвост кого? Лапы кого? (Показывает картинки-части).

Какие вы сообразительные! Я горжусь вами!

Ребята, здесь ещё есть альбом с рисунками.

(Достаёт альбом из посылки).

Карлсон очень спешил, был невнимателен, забыл нарисовать части предметов.

Чего не хватает на рисунках?

Без чего белка? Без чего чайник? и т.д.

Поможем Карлсону и дорисуем.

Что мы дорисовали?

Карлсон положил нам в посылку игрушки.  Я назову их части, а вы отгадайте, что это за игрушка.

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверца. Это части чего?

Сиденье,спинка,ножки.

Это части чего?

Ствол, ветки,листья, кора,корни.

Это части….дерева.

Дно,крышка,стенки,ручки. Это части…кастрюли.

Крылья,кабина,пропеллер,

хвост,мотор,шасси.

Это части…самолёта.

Крыша,окна,стены,пол.

Это части чего?

Ребята, скажите, вы внимательные?

Тогда поиграем в игру «Чего не стало?»

Ребята, сегодня Карлсон  на картинках забыл нарисовать части предметов. Мы ему помогли, дорисовали картинки. Я хочу предложить вам выложить свои картины из логопедического конструктора.

(Рассматриваем конструктор).

Это пластиночка из чего?

Из чего ты выложил картину?

Ребята, повторите, из чего Костя выложил медведя?

Уши…Глаза…Голову…Лапы…Тело…

(Аналогично с другими детьми).

Очень красивые получились картины!

Вы настоящие художники!

Если бы Карлсон увидел их, он бы очень удивился. Покажите как.

Какое было бы сейчас лицо у Карлсона, если бы он с нами на карусели покатался? А как бы он расстроился, из-за того, что не покатался? А если бы съел целую банку варенья?

Как весело было играть!

Какая игра вам больше понравилась?

Какая оказалась самой трудной?

В какую игру вы бы ещё поиграли в следующий раз?

Кто сегодня отвечал, не перебивая товарищей? Чья речь была вежливой и культурной?

Я рада, что вы научились культурно разговаривать, не перебивая  друг друга.

Дети,  на дне посылки что-то есть. (Достаёт маленькую баночку с вареньем). Вот так Карлсон - сладкоежка и нас решил угостить.

Мы обязательно попробуем и угостим воспитателей.

А сейчас поаплодируем  друг другу.

Литература:

Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет)

Ткаченко Т.А.

Деятельность детей.

Стоят стайкой рядом с логопедом.

Слушают письмо.

Массажные варежки.

Дети надевают массажную варежку,массируют лоб,щёки, подбородок,нос, шею,уши,губы.

Массаж лба,правой щеки, левой щеки, носа,подбородка,

шеи,правого уха,

левого уха, губ.

-Осенние листочки.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Показывают движения, передают движениями листопад.

-Да (собирают  букет из листьев).

Дети договаривают названия деревьев.

Этот лист упал с берёзы,

 этот - с дуба, этот – с осины, этот - с клёна, а этот- с рябины.

Нет.

Про зайца, мышонка,

цыплёнка.

-Жёлуди у дуба.

-Иголки у сосны,

 у ели.

-Листья у дуба.

 У берёзы. У рябины.

(Перечисляют).

Шишки у ели и сосны. Серёжки у берёзы. Пух у тополя.

Проговаривают текст по своим речевым

возможностям

 ( целиком, договаривают слово).

Раскрывают ладонь левой руки, затем - правой руки.

Поднимают вверх руки с раскрытыми пальцами.

Показать руками «стволы».

Нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.

Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить.

Листопад.

Дождь.

-Да.

-Очень люблю.

-Я люблю кататься на карусели.

Превратимся в животных и покатаемся.

- Шапочка лисы, шапочка мыши, утёнка, телёнка, зайца, жука, поросёнка (надевают шапочки).

(Бегут по кругу друг за другом, держась за цветные ленты).

-Да.

-Мне понравилось.

-Я бы ещё покатался.

-Я бежала от лисы.

-Я бежала от мыши.

-А я от поросёнка.

-Я бежал от зайца.

-От телёнка.- От жучка.

(Меняются шапочками и катаются).

-Я бежал от утёнка.

-Я от жучка. От мыши. От поросёнка.

Снимают шапочки.

Я хочу выпить стакан персикового сока.

Я хочу выпить стакан киселя.

Чашку  компота.

Кружку молока.

 Чашку лимонада.

Рога у  оленя, у козы, у коровы, у овцы. Длинные уши у зайца. Быстрые ноги у волка, у зайца, у лисы, у тигра. Усы у кошки, у собаки, мыши, у тигра. Грива у лошади, у льва, у зебры. Вымя у коровы, у козы. Копыта у лошади, у коровы, у козы, у овцы. Пятачок у поросёнка. Когти у кошки, у собаки, у волка, у  медведя, у тигра, у льва.

-Да.

Это голова зайца. Это голова медведя. Это голова рыси. Это голова белки. Это голова волка.

(Аналогично отвечают про хвост и лапы).

 

Белка без хвоста, чайник без носика, собака без уха, заяц без лапы, самолёт без крыла, велосипед без колеса.

(Дорисовывают картинки).

У белки-хвост, у чайника-носик, у собаки-ухо, у зайца-лапу, у самолёта-крыло,  у- велосипеда-колесо.

-Это части машины.

-Это части стула.

-Это части дерева.

-Это части кастрюли.

-Это части самолёта.

-Это части дома.

-Да.

Дети играют с игрушками.

-Не стало самолёта.

-Не стало стула.

-Не стало машины.

-Не стало дерева.

-Не стало дома.

-Не стало кастрюли.

Рассматривают конструктор.

Из гречки. Из меха. Из кожи. Из риса.

 Из дерева.

Из пластмассы.

Дети выкладывают картины, самостоятельно выбирая тему, фон, средства.

Я выложил медведя.

Глаза я выложил из косточек, голову из пробки, лапы из ракушек, тело из меховой пластиночки,

уши из желудей.

Из желудей.

Из косточек. Из пробки.

Дети отвечают.

Показывают мимикой удивление, грусть,

веселье, радость, удовольствие.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;-...

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда «Путешествие в мир предлогов»

Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда «Путешествие в мир предлогов»Цели занятия: познакомить учащихся с предлогами в, из.Задачи занятия:• науч...

Конспект группового занятия с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа настоящих космонавтов»

В конспекте занятия  представлены игры и упражнения по расширению и активизации словаря по теме: «Космос», совершенствованию грамматического строя речи; совершенствованию на...