Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Артикуляционная гимнастика-очень важный элемент логопедических занятий с детьми с нарушением речи. Игры с язычком помогают ребенку преодолеть скованность движений артикуляционного аппарата. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx465.06 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? 

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Рекомендации к проведению упражнений.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

  1. «Улыбочка». Зубы сжаты. Губы растянуть в положении улыбки как можно сильнее. Удерживать губы в таком положении 5-7 секунд.
  2. «Трубочка». Зубы сжаты. Губы сжать и вытянуть вперёд. Удерживать в таком положении 5-7 секунд.
  3. «Улыбочка»-«Трубочка». Чередование упражнений.
  4. «Заборчик». Улыбнуться, показать сомкнутый ряд зубов, удерживать губы в улыбке под счёт до 5.
  5. «Хоботок». Губы округлить и вытянуть вперёд. Удерживать в таком положении под счёт до 5.
  6. «Заборчик»-«Хоботок». Чередование упражнений.
  7. «Лопаточка». Рот открыт. Губы слегка в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  8. «Иголочка». Приоткрыть рот и высунуть вперёд длинный узкий язык. Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
  9. «Лопаточка»-«Иголочка». Чередование упражнений.

Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков.

  1. «Накажем непослушный язык». На губу язык клади, пя-пя-пя произноси.

                                                                      Мышцы расслабляются…Лопатка получается…

                                                                     Ты под счёт её держи, до 5…. До 10.

  1. «Чищу зубы». Чищу зубы, чищу зубы,

                            И снаружи…. и внутри…

                            Не болели, не темнели,

                            Не желтели чтоб они.

  1. Паровозик свистит». Понадобится стеклянный пузырёк с весёлой наклейкой. Выдыхать воздух плавно в отверстие пузырька, чтоб получился звук (Ф-Ф-Ф).
  2. «Горка». Вот так горка, что за чудо!

                  Выгнулся язык упруго:

                  Кончик в зубы упирается,

                  Бока кверху упираются.

Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.

  1. «Чашечка». Язык широкий положи, его края приподними-

                        Получилась пиала, почти круглая она.

                         В рот её ты занеси и края к зубам прижми.

  1. «Вкусное варенье». Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

                                               Язычок я подниму и остатки оближу.

  1. «Грибок». На лесной опушке, где жила кукушка,

                     Вырос гриб-волнушка -шляпка на макушке,

                      Звукознайкин в лес пошёл, и большой грибок нашёл.

                      Вот и нет волнушки на лесной опушке.

  1. «Гармошка». К нёбу язычок прижми, челюсть ниже опусти.

                           Рот открой, потом прикрой,

                           Гармонист ты неплохой.

Специальный комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков Л – Р.

  1. «Маляр». Красить потолок пора, пригласили маляра.

                    Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем,

                   Поведём вперёд – назад – наш маляр работе рад!

  1. «Индюшата». Рот чуть – чуть приоткрываю, язычок приподнимаю.

                              На губу положу, по губе им повожу.

                              Потом голос подключу: БЛ-БЛ-БЛ – заболбочу.

  1. «Лошадка». Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок,

                               Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок,

                               Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

                               Посмотри, как я красива: цок-цок-цок-цок.

                               Хороши и хвост, и грива, цок-цок-цок-цок.

                              Я Лошадка Серый Бок. Цок-цок-цок-цок.

  1. «Дятел». Я по дереву стучу - д-д-д

                           Червячка добыть хочу – д-д-д.

                           Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

                           Всё равно он будет мой – д-д-д.

  1. «Барабанщик». Произносить Т-Т-Т.
  2. «Зажатый язычок». Язык зажат между зубами. «Попрыгать» зубами по языку (ла-ла-ла).

Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.

- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

- Шарик (т-ссс).

- Пароход (ч-ч-ч).

- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

- Чайник (пых-пых).

- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

- Машина (пи-пи-пи).

- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

- Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

- Стук часов (тик-так, тик-так).-

- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

- Песенка ветра (ш-ш-ш).

- Песенка жука (ж-ж-ж).

- Дрожим от холода (в-в-в).

- У врача (а-а-а).

- Девочка кормит цыплят (цып-цып).

- Птенчики (ти-ти-тисс).

- Гусь злится (ш-ш-ш).

- Змея (щ-щ-щ).

- Курочка (ко-ко-ко).

- Мурка (кис-кис).

- Лошадка скачет (цоканье).

- Цыплёнок (пи-пи-пи).

- Гусь (га-га-га).

- Кукушка (ку-ку, ку-ку).

- Кошка (мяу-мяу-мяу),

- Лошадка (и-го-го).

- Лягушка квакает (ква-ква-ква)

- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

- Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

- Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

- Волк воет (у-у-у).

- Собака лает (аф-аф-аф).

*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.

Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).

* Артикуляционные игры и упражнения, основанные

на сюжетно – ролевых играх.

- “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.

- “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.

- “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.

- “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...


 

Комментарии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

В данном материале попыталась собрать все виды артикуляционной гимнастики как общей, так и специальной.