Цикл занятий по познавательному и речевому развитию по лексической теме "Кто Я"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические группы и общеразвивающие группы. Все используемые в занятии игры проверены детьми: дети любят эти игры, после усвоения правил и необходимой лексики организуют в самостоятельной деятельности со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_kto_ya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по теме «Кто Я?»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие 1

Тема:  Я – человек.

Цель: усвоение названий частей тела человека, их функции; уметь сравнивать части тела человека куклы; учить различать правую и левую руку и ногу; усвоить, что только человек владеет речью, чувствами, эмоциями.

Ход:

  1. Введение в проблему и определение темы занятия: - Подрались два робота и рассыпались на части. Надо им помочь. (Работа с рисунком). – На какие части рассыпались роботы? – Как можно назвать двумя словами руки, ноги, туловище? (части тела).
  2. Актуализация имеющихся знаний. Беседа: - какие вы знаете части тела людей? – Для чего человеку нужны руки, (ноги, глаза, уши, нос, рот, зубы, губы, язык, )? – Из каких частей состоят ноги? (Руки, туловище?) – Что есть на голове у каждого из нас.
  3. Преподнесение нового материала.

 А) – Пока мы с вами беседовали, игрушки помогли роботам (показ рисунка). На каком рисунке робот собран правильно, а где неправильно? Педагог предлагает детям рассказать что неправильно. Игра: «Сравни куклу и девочку».  Игра: «Сравни робота и мальчика». Вывод: Только человек может разговаривать, плакать, смеяться, радоваться, огорчаться…            

 Б) Выявление и название отдельных признаков частей тела глаз, волос, бровей, носа, ушей, ресниц (длина, ширина, цвет, величина, форма).  Игра:  (стоя) «Узнай по голосу». Игра: «Узнай по описанию».  Игра: «Подбери маску» - дети подбирают заготовленные маски с различными выражениями эмоций к объектам в различных ситуациях.

  1. Физминутка: «Левой ножкой, правой ножкой …». Игра на активизацию слухового внимания: «Пожалуйста» - педагог отдаёт команды, но дети выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста».
  2. Закрепление в продуктивной деятельности: Работа с карточками-перфокартами: дети дорисовывают выражение лица у людей в различных ситуациях.
  3. Итог: - О чём сегодня говорили? - Одни и те же части тела у разных людей одинаковые? – По каким признакам они отличаются?

Занятие 2

Тема: Девочки и мальчики.

Ход:

  1. Введение в проблему и определение темы занятия. Прослушивание записи песни «Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки» с видеоклипом. Беседа по содержанию песни. Игра: «Что обозначают наши имена?»
  2. Игра: «Назови ласково» - имена детей. Игра: «Дарим подарки девочкам, мальчикам». Игра: «Магазин игрушек» - выбираем игрушки для девочек и мальчиков.
  3. Игра: «Узнай по описанию» - педагог описывает внешность ребёнка, остальные отгадывают. Игра: «Вспомни» - по считалке один ребёнок прячется за ширмой, остальные дети вспоминают его цвет волос, глаз, предметы одежды.
  4. Игра: «Хорошо – плохо» - оценка ситуаций по картинам.
  5. Физминутка: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»
  6. Развитие связной речи. «Расскажи о себе» (по плану)
  7. Закрепление в продуктивной деятельности: «Оденем детей» - украшение одежды.
  8. Итог: «Волшебный телефон» - по волшебному телефону дети рассказывают своим родным или другу (подруге) чем сегодня занимались на занятии.

Занятие 3

Тема: Я и моя семья.

Цель: усвоить родственные связи в семье; усвоить статус «Я» по отношении различным членам семьи; знать состав семьи.

Ход.

  1. Введение в проблему и определение темы занятия. Выставлены картины, изображающие семью в различных видах деятельности. Педагог спрашивает детей о содержании картин. Подводит к теме занятия.
  2. Актуализация имеющихся знаний. – Что такое семья?
  3. Преподнесение нового материала. А) Педагог рассказывает сказку о потерявшемся мальчике, который показывал фотографию своей семьи и рассказывал о каждом члене семьи, а дети помогали ему и объясняли, кто кому кем является в семье (вплоть до прабабушки и прадедушки). Вывод: один мальчик является и сыном, и внуком, и братом, и племянником. Аналогично с девочкой. Игра: «Назови ласково» - дети называют ласково всех членов семьи. Игра «Старше – младше» - дети сравнивают двух членов семьи. Например: папа и дедушка. Дедушка старше, а папа младше. Игра: «Утром, днём, вечером» - дети рассказывают, как провели выходной день: что делали утром, днём и вечером. Игра: «Четвёртый лишний». Папа, мама, соседка. Лишнее слово соседка. И т. д.
  4. Физминутка: Семейная зарядка.

Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Игра на внимание «Сделай то, что я скажу, но не то, что покажу»

  1. Закрепление в практической деятельности: дети создают модель своей семьи, выкладывая фигурки людей, отражающие возраст.
  2. Итог: Игра «Кто ты?». Дети стоят по кругу. Говорит каждый о себе и задаёт вопрос рядом стоящему ребёнку. Например: - Я мальчик. А ты кто? – Я внучка. А ты кто? (Дошкольник(ца), племянник(ца), дочка, сын, подруга, друг).

Далее добавляется: я россиянин(нка), ессентучанин(нка), будущий школьник(ца), будущий врач и т. д.

Занятие 4

Тема: Мой город – Ессентуки.

Занятие 5

Тема: Кавказские Минеральные Воды.

Занятие 6

Тема: Моя Родина - Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Задачи:Образовательные: - обогатить знания детей о  сказках;- учить узнавать сказку по заданию;- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;- совершенствовать умение пол...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Герб родного города»

Цель:дать детям знания о том, что такое герб, познакомить с историей его возникновения, объяснить символику герба....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живем»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями....

Занятие по познавательному и речевому развитию подготовительной группе: «Мой родной поселок Лазаревское»

Занятие по познавательному и речевому  развитию в подготовительной  группе: ...