Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
консультация по логопедии по теме

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы для обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Золотой ключик»

ДОКЛАД

«Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Подготовила:

Антонова Анна Сергеевна

2016 г

Юрьев-Польский

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы для обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. Слайд 2

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи). Слайд 3

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании произносительной стороны речи, у них снижена речевая активность, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Известно, чем активнее работает мозг ребёнка, тем лучше развивается его структура, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня звуковая сторона речи характеризуется фонематической   неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. Слайд 4

У детей с общим недоразвитием речи II уровня фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Одной из характерных особенностей является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза Слайд 5

У детей с общим недоразвитием речи III уровня -   в фонетическом плане дети: - неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р', Л, Л', нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С - Ш, 3 – Ж и т.д. Слайд 6

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированости процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органнов артикуляции - губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

 Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Левина Р.Е., Глухов В.П., Воробьёва В.П., Филичева Т.В., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Ткаченко Т.А.) и многие другие. Слайд 7  

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития произносительной стороны речи. Слайд 8

Современные игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр. Слайд 8,9

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, можно использовать следующие категории  развивающих игр: Слайд10

· конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.

· драматизации («конструкторы сказок»), совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций, можно «сыграть» сказку на компьютере, а можно распечатать иллюстрации, вырезать и создать настольный театр. Такой вариант игр замечательно подходит для групповой работы и способствует развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности, положительного эмоционального настроя и т.д..

· программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру. К ним также можно отнести упомянутый выше тетрис.

· головоломки или игры, на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных - например, игра с мальчиком Алексом, которому нужно помочь с помощью подручных средств отправить мячик в цель. Такие игры развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки.

· игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение.

Развивающие компьютерные игры могут быть и просто творческого характера, не имеющие конкретной задачи. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления и т.п. К таким играм можно отнести различные графические редакторы, благодаря которым ребенок может рисовать свои картинки или раскрашивать готовые; музыкальные игры, например, «звуковое лото», «повтори мелодию»; текстовые редакторы; простые симуляторы, такие как «Колобок», уход за домашним животным. Следует отметить, что не смотря на то, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. такие игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение детьми определенных знаний и умений. Например, играя в развивающие компьютерные игры, дети параллельно осваивают компьютер; учат цвета, формы; порядковый счет.

Есть интересная технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты». Слайд 12

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика .  Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту. Слайд 13

Система упражнений по формированию звуковой культуры речи.

« Самолёт»\ т-р-р-р\ « Пила»\ с-с-с-с\ « Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная. Артикуляция. « Улыбка», «Трубочка» и т.д.\упражнения на разминку мышц шеи\ « Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д.\упражнения для губ\ « Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д.\упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата Дикция и интонационная выразительность. Слайд 14 Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя. Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал. Развитие слухового восприятия шёпотная речь « Кто позвал?», « Принеси игрушку»,« Позови», «Что шуршит?»,« Испорченный телефон».  В формирование звуковой культуры речи используются разные игры.  Слайд 15 

Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста» Пузырь», «Каравай» и т. д.

Пальчиковая гимнастика.  Например: « Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики»\разминка каждого пальчика «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие, «Домик», и т.д  Слайд 16

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).   Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений. Слайд 17. 18(пример)

Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами;

• Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями;

• Глухов В. П. – блоками – квадратами;

• Большова Т. В. – коллажем.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Последовательность работы:  Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение). Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).  Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».  Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение). Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки». Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия» , («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки») Слайд 19

В заключении хочу рассказать о картах Проппа. Слайд 20 Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных  технологий в работе с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Статья на тему применение цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования речи.     В условиях современного развития общества и производства невозможно себе предс...

Использование малых фольклорных произведений для преодоления нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются общие аспекты нарушения произносительной стороны речи, представлены компоненты малых фольклорных произведений для преодоления нарушений произносительной стороны речи у ...

"Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

quot;ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ» Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959,...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....