Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ушенина Наталия Михайловна

Содержание
 
1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.
2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .
3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических оборотов.
4. Работа над фразеологизмами в речевой группе.
5 Результаты работы с авторскими стихами и детскими иллюстрациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologich._oborot.docx108.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фразеологических оборотов в работе
с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Предметом фразеологии  является фразеологическая единица, как особая единица языка, а ее объектом - состав таких единиц в языке.
      Использование  фразеологизмов  делает речь человека более  живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Они  являются  одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах.
   
Фразеологический  оборот - настоящая  сокровищница  и  ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию  детей  дошкольного  возраста. На необходимость  приобщения  детей  к красоте русского слова, развития культуры  речи указывали такие русские педагоги, как   К. Д. Ушинский, И. Тихеева,  К. Л. Флерина,  А. Н. Усова.
 
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период  для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
     
По мнению К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети -вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами.  В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.
       Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образно-выразительными средствами общения. Наиболее актуальна работа по овладению образно-выразительными средствами общения с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. Исследования педагогов и психологов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества показывают,  что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.
     
С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства  выразительности.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.
       
Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении. Такую речевую работу учитель-логопед может вести на материале любой лексической темы. Основывается такая работа на ведущей деятельности детей этого возраста — игровой. Дети  начинают  более  внимательно относиться  к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи.  Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления  ребёнка, так как понимание детьми переносного значения требует высокого уровня развития логического мышления. На необходимость  обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А. М. Бородин, Ю.С. Ляховская, О. С.Ушакова, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие.  Дошкольникам очень нравятся такие выражения, они привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство; «меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает массу эмоций в детях: смех, радость от услышанного слова, удивление, заставляет задуматься.           
       Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образно-выразительными средствами общения, поэтому очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов  и научиться точно и уместно применять их в  жизни. В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.
              Работая в коррекционной группе  с  ОНР  речи детей, я  отметила, что в  большинстве случаев дошкольники с ОНР  демонстрируют  непонимание  скрытого смысла  образных выражений и  буквально объясняют значение  пословиц. Многие дошкольники часто сами замечают в речи взрослых « необычные выражения», задают вопросы об их значении. Очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов,  пословиц и научиться точно и уместно применять их в  жизни.  
Привожу примеры  понимания  фразеологических  оборотов  детьми  своей  речевой группы.

« Крутится как белка в колесе»- это…

  • Когда человек  быстро бежит, он настоящий  спортсмен.
  • Мальчик катается на велосипеде и крутит педали.
  • У кого-то кружится голова, от того, что он движется.

« Сидит как на иголках» - это…

  • Сидит, как ёлка.
  • Кто-то сидит на стуле, а там гвозди лежат.
  • Кто-то сел на ёжика.

« Клевать носом»- это…

  • Когда птица клюёт носом, а человек не понимает, как она это делает.
  • Когда кто-то падает на нос.

« Держать в ежовых рукавицах» - это…

  • Наказали кого-то.
  • Специальные колючие  рукавицы, ими можно кого-нибудь держать.
  • Когда что-то колет в варежках.

 « Дрожит как осиновый лист»

  • Кто-то дрожит, боится.
  • Зайчик напугался.

« Бить баклуши»

  • Кого-то побили.
  • Кто-то бьёт боксёрскую грушу.
  • Человек себя бьёт баклушей.

Работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов;

2 этап: усвоение значений фразеологических единиц;

3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей;

4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний.

Работа над фразеологизмами  с  детьми  я провожу следующим образом:

1. Подбираю фразеологические обороты  в соответствии с уровнем развития детей, возрастом, с учётом лексической темы.

2. Знакомлю  с фразеологическим оборотом, уточняю    понимание  детьми   фразеологизма.
3.Объясняю  значение  предъявленного фразеологического оборота. Привожу  примеры  для лучшего усвоения материала. Показываю иллюстрации.

4. Предлагаю дома  нарисовать  иллюстрацию  к  изучаемому  выражению самостоятельно  или с помощью родителей.
5.  На  последующих  занятиях   каждый ребёнок  поясняет  свою иллюстрацию.

6.  К готовым детским иллюстрациям пишу стихотворения. На занятии зачитываю стихотворение, предъявляя рисунок. В дальнейшем  оформляю рисунки со стихами и использую готовый материал  в  дальнейшей работе  

                     

C:\Users\Дмитрий\Desktop\bvn.jpg

C:\Users\Дмитрий\Desktop\wrete.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,

Материал сказок дает возможность детям-логопатам  усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...