АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ
статья по логопедии на тему

Публикация на тему "Аспекты взаимодействия учителя-логопеда с семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_s_semyoy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

• расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;

• развитие диалогической и монологической форм речи.

На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

Основные задачи:

1. Формирование навыка понимания речи.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.

4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.

5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Актуальные рекомендуется выносить на родительские собрания, освещать в других формах взаимодействия с родителями.

Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Для эффективности нами разработан перспективный план работы с семьёй для детей с общим недоразвитием речи, обучающихся  в логопедической группе 2 года.

План включает в себя следующие формы и методы работы – анкетирования, родительские собрания, семинары-практикумы, речевые праздники, открытые занятия, индивидуальные беседы, консультации, оформление стендов и папок-передвижек. В перспективном плане отражены основные направления, тематика, содержание деятельности.

Рассмотрим подробнее формы работы с родителями.

По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка родителям в форме индивидуальной беседы разъясняем сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком. В индивидуальной беседе с родителями стремимся не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Контингент дошкольников с общим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Мы убеждены, что лучше всего доступным языком рассказать родителям об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание.

Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего недоразвития речи несомненно способствует повышению эффективности логопедической работы.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.

Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

На консультациях и совместных семинарах-практикумах родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.  Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе:

«Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка».

«Почему ребенок неправильно произносит звуки».

«Роль артикуляционной гимнастики в профилактике речевых нарушений».

«Сказка о веселом язычке».

«Условия формирования правильного звукопроизношения».

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие».

«Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом».

«Комплекс дыхательной гимнастики».

«Игры по автоматизации звукопроизношения».

Очень полезны семинары-практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми:

«Формирование понятий о словах-предметах и словах-действиях». Знакомство с графическими обозначениями данных слов, ознакомление с правильной постановкой вопросов.

«Дифференциация гласных  и согласных звуков».

Обозначение звуков на письме. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

«Дифференциация предлогов В, НА, ПОД».

Знакомство со схемами предлогов.

«Простое распространенное предложение».

Составление схем предложений.

«Звуковая природа букв».

 Звуковая, слогоударная структура слова.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Литература:

  1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи/ О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении/ О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Стряпина Л.Н. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей/ Л.Н. Стряпина, Е.А. Рогова / Логопед. – 2009. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

Консультация для воспитателей «Требования ФГОС к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьёй».

laquo;Требования ФГОС к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьёй».«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье...

Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ

Одним из важных направлений в деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями неслу...

«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».В...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...