Консультация для воспитателей «Требования ФГОС к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьёй».
консультация

Решетникова Ольга Павловна

«Требования ФГОС к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьёй».

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». Писал В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Требования ФГОС к содержанию и организационным аспектам взаимодействия с семьёй».

 «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».  Писал В.А. Сухомлинский (2сл)

Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая (3 сл) философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья для ребенка -это ещё и источник общественного опыта. Здесь он (4 сл)

находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (5 сл) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В Ст.44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

 

В федеральном государственном образовательном стандарте (6 сл) дошкольного образования Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4,

а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (7 сл) 

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П1.7.6

 

Одна из главных задач стандарта направлена на

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

 

 В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

 В соответствии с ФГОС детский сад обязан: (8 сл)  

•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;   

•    обеспечить открытость дошкольного образования;  

•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;  

•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;  

•    обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;  

•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

 

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать (9 сл) создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов сотрудничество и взаимодействия:

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, (10 сл) осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

 Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками (11 сл) педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач: (12 сл)

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  •  Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.
  •  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: (13 сл)
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.

Функции ДОУ в работе с семьей: (14 сл)
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: (15 сл)
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка. 

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы (16 сл)

детского сада семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Коллективные формы:

- родительские собрания

- конференции;

- круглые столы;

Индивидуальные формы:

- беседы с родителями;

- тематические консультации (проводятся специалистами);

- анкетирование.

Наглядно-информационные формы:

- памятки, объявления;

- фото и видео материалы;

- выставки детских работ;

- стенды, ширмы, папки-передвижки.

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ставит новые задачи перед ДОУ, они предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:

Нетрадиционные формы (17 сл)

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

Разработана классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. к ним относиться информционно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

1.     Информационно-аналитические формы (18 сл) изучение семьи и её особенностей.

2.     Досуговые формы – (19 сл) совместные досуги, праздники, выставки 3.     Познавательные формы (20 сл) выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.

4.     Наглядно-информационные формы (21 сл) в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

В своей работе с семьёй мы используем такие формы работы (22 сл)

как родительские собрания (в традиционной и не традиционной форме), на которых родителям предоставляется информация о детях в фото и видео отчетах. (23 сл)

Например: «Наше первое причастие», «Как мы провели лето», «Наши занятия» и т.д. В начале собрания родители предлагается сказать пожелания своим детям (все записывается на видео и показывается детям, можно сделать и обратное обращение детей к родителям), на собрание дети выступают перед родителями читают стихи и поют песни и т.д.

С родителями проводятся индивидуальные и групповые беседы, консультации. Проводится анкетирование, когда ребенок только начинает посещать детский сад «Давайте познакомимся», «Наша семья», и в течении года такие как «Безопасность вашего ребенка», «Питание ребенка в детском саду и дома», «Какое место занимает физкультура в вашей семье» и т.д.

Информационные стенды для родителей: размещена информация такая (24 сл)

как расписание занятий, режим дня, возрастные особенности детей, консультации для родителей, информация по сезонным изменениям и т.д.

В православный стенд помещена информация о православных праздниках на месяц, дни ангела (именины), большой праздник в этом месяце 4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Выставки детских работ. Стенд «Веселый художник».

Проекты с родителями «Родословная моей семьи», (25 сл)

«Наша мама лучше всех», «Ставрополь», «Каждой пичужки по кормушке».

Выставки совместных работ родителей и детей: «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Яблочный спас», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Троицкий букет» и другие.

Родители принимают участие в праздниках «День матери», «Весна Духовная», «День семьи», «Ай да папы».

Открытые занятия и мастер-классы. Родители являются как простыми наблюдателями, так и непосредственными участниками. Мастер-класс по речевому развитию родителя показали детям кукольный спектакль по сказке «Теремок».

Сайт детского сада, страничка в ютубе и инстограмме, электронная почта.

Вывод:

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы       помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. 

И самое главное!

     Чтобы работа с родителями проходила у вас продуктивно

1. Общайтесь с родителями без напряжения и тревоги, доброжелательно, заинтересованно.

2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

4. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

5. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных, и трудновоспитуемых, ушли из детского сада с верой в своего ребенка и в вас.

Спасибо за внимание!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ АСПЕКТАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

памятка для воспитателей с тезисами Федерального государстенного образовательного стандарта дошкольного образования по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи...

консультация для воспитателей Требования ФГОС дошкольного образования к взаимодействию педагога с детьми

Данный материал поможет воспитателям при организации образовательной деятельности с детьми...

Консультация для воспитателей "Требования к личности воспитателя в свете нового ФГОС"

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, ка...

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».В...