Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

Проводит учитель-логопед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

Цели:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие памяти, внимания и мышления;

- профилактика дисграфии.

Фонематическое восприятие – это различение на слух фонем (звуков) родного языка.

В помощь воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста я подобрала комплекс игр для развития фонематического восприятия по принципу «От простого к сложному».

Эти игры можно использовать как с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии,  так и с нормально говорящими воспитанниками.

Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.

  1. Поймай звук ладошками.

Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.

  1. Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?

(шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).

  1. Какой звук в начале слова.

Учим детей давать полные ответы.

  1. Какой звук в конце слова.
  2. Назови гласный звук в середине слова.

Бак, бок, бык, бук.

  1. Где находится заданный звук. («В каком домике живет звук?»)

Используется схема – начало-середина-конец слова.

  1. Звукоедик.
  2. Назови только те слова, в которых есть звук [р].
  3. Найди картинку. 

     Дети ищут картинки с заданным звуком.

  1. Дружные звуки.

Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку - «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.

  1. Вы начинаете слово, а я придумаю ему окончание.

      (Например, тема: Звук [и]. и-зюм, и-голка, и-грушка, И-люша, и-риска, и-ндюк,

       и-  дея, и-мя…).

11. Цепочка слов.

      Можно использовать мяч. Слово назвал, мяч передал следующему.

      (ананас – суп – пост – торт – туфли и т.д.).

12. Назови лишнее слово. 

      (ложка – ландыш – лилия – лопух; лось – ласточка – лак – стол;

      укол – белка – бокал – пенал и т.д. ).

13.Эхо или  Повтори за мной.

Сначала работа ведется на базе слогов, а затем слов и чистоговорок. Рот  педагога обязательно закрывается экраном.

(ша-шо-шу; ши-шу-ша; ша-ша-ша – мама моет малыша, ло-ло-ло – на улице тепло, ра-ра-ра – высокая гора и т.д.).

14. Придумай слово на слог …

Дети придумывают слово на заданный слог (ру – башка, ры-балка, ро-лики и т.д.).

  1. Распутай слово.

(ры-ша – шары, ра-го – гора, ша-гру – груша, га-ро-до, га-ду-ра и т.д.).

  1. Добавь нужный слог. Например, «са» или «ша»?

Овсяная ка …, на дереве висит гру…, утром на траве ро…, рыжая ли .., в магазине колба.., в тарелке вкусная лап …, соломенная кры…, над цветком летит о…

  1. Слоговой анализ.
  2. Какое слово длиннее/короче?
  3. Назови слово с заданным количеством слогов.

Можно использовать картинки с изображением цифр.

  1. Доскажи словечко

- Лесники ее котят

  Взять домой не захотят,

  Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

  Потому что это …. (рысь).

- В реке большая драка,

   Поссорились  два … (рака).

- Сидит на грядке крепко

  Оранжевая  … (репка).

- Слон шагает по дороге,

   Вот так хобот! Вот так ноги!

   Под слоном прогнулся мост.

   У слона огромный … (рост).

  1. Слово в слове или Наборщик.

Ворота – вор, рот, рота, ров. Транспорт – торт, порт, спорт, рот, нос.

  1. Эхо.

Экспресс – пресс, экран – кран, клён – лён, радуга – дуга, овраг – враг, крот – рот,

корзина – Зина, виноград – град.

  1. Сколько слов в предложении?

Можно использовать картинки с изображением цифр.

  1. Составь предложение из заданных слов.
  2. Распутай предложение.

Мальчики, кораблики, ручью, пускают, по.

Журавли, небе, летят, в.

  1. Назови маленькое слово (предлог).
  2. Вылечи предложение.

… гнезде пищат птенцы.

Платок лежит … кармане.

Вазу поставили … стол.

  1. Исправь ошибку.
  • Без предлогов.

             Торт съел Артема.

             Тарелка купила Рому.

  • С использованием предлогов.

Суп варят на кастрюле.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки их состава слова, делить слова на слоги и...