Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Курносова Анна Алексеевна

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики", "Звуковой поезд", «Цветозвуковичок» и « Составляшки», которые во многом помогают подготовить детей к обучению в школе. Материал будет полезен воспитателям старших дошкольных групп и педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-eba080448cfa91473e4ada3436ea31c14ea3f8d0.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Курносова Анна Алексеевна

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Интересна мысль Журовой Л.Е  о том, что «подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью» [3-с.3].

Неумение читать, медленное, побуквенное чтение неизбежно приводят к невыразительности чтения, потере интереса к тексту как к художественному произведению. Это одна из серьезнейших проблем начальной школы. Учёными доказано, что семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Почему? Мне кажется, что исчерпывающий ответ на этот вопрос дан Варенцовой Н.С.: «Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов. В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка»[1-с.5]. По моим наблюдениям детям старшего дошкольного возраста интересно заниматься звуковой стороной речи. Я пытаюсь  воспользоваться этим интересом и увлечь ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к раннему, осознанному, выразительному  чтению, минуя трудности составления звуков посредством соединения букв.

 Зададимся вопросом: может ли ребенок 4—5 лет осознавать разные формы одного и того же слова и работать с ними? Доступен ли ему такой уровень абстракции? Если умело опираться в обучении на уже достигнутый ребенком уровень умственной деятельности, то ответ на этот вопрос однозначен: безусловно, да, хотя и сложно. Однако, как отмечает известнейший психолингвист, автор работ по психологии восприятия текста Л. С. Выготский, развитие ребенка определяется не только уже созревшими чертами его личности, но и теми психическими процессами, которые находятся в стадии созревания. «Исследования показывают, — пишет Л. С. Выготский, — что для всех процессов воспитания и образования наиболее существенными оказываются именно эти, находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы». Для того чтобы способности к формальной, достаточно абстрактной деятельности со словом перевести в реальные умственные способности ребенка, нужно особым образом построить сам процесс обучения» [3-с.4].

Работа по овладению звуковой культурой речи и ознакомлению с основами грамоты непосредственно связана с развитием познавательных способностей детей и умения действовать по образцу. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (звуки, слоги, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов и составлять их из букв, делить предложения на слова и составлять их из слов, сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д. Такая работа способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В подготовке детей к обучению грамоте предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Эта работа должна начинаться с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

На занятиях по обучению грамоте я использую разные методические пособия, сделанные своими руками.  Рассмотрим  некоторые дидактические игры, которыми мы пользуемся с детьми  на занятиях в подготовительной группе.  Почему возникли эти учебные игры? У детей старшего дошкольного возраста преобладает конкретно-образное восприятие речи, им важно не услышать звук, а увидеть его в конкретном слове, в окружении других звуков, связать звук с его графическим символом-буквой. Достоинством игровой формой обучения является непосредственность характера деятельности детей: они не учат, они играют, а это всегда интересно. «Учимся играя» — попытка учить светло, радостно, без принуждения и  надрыва.  Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?» [2-с.3]. Если занятие построено интересно, ребенок познает вкус учения с увлечением и будет ожидать учебные занятия с нетерпением и огромным желанием  узнать что-то новое и продемонстрировать свои полученные знания.

«Звуковая квартира» - игра, с помощью которой дети  учатся определять характеристику первого  звука в слове, дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные  звуки. Ребенку предлагается три многоэтажных домика – красного, синего и зеленого цвета и картинки с различными животными, птицами и рыбами. В ходе игры ребенку необходимо определить качество первого  звука в слове  (гласный, согласный мягкий или согласный твердый) и поместить с помощью липучки в окошко домика фишку соответствующего цвета (красный-гласные звуки, синий – согласные твердые звуки, зеленый -  согласные мягкие звуки). В ходе этой игры ребёнок не только развивает свои речевые навыки, но и расширяет общий кругозор, закрепляет полученные знания в области познавательного развития. Эта игра дает возможность многократного опроса ребёнка, так как не требует больших временных затрат.

 «Звуковые вагончики» - данная игра предполагает решение двух задач: определение качества звука и его  позиции в слове  (начало, середина, конец).  Для игры я подготовила звуковые вагончики с тремя окошками и фишки красного, зеленого и синего цвета. В ходе игрового упражнения педагог произносит слова, задает звук, ребенок определяет качество этого звука, его место  в слове и перемещает фишку  в начало, середину или конец вагончика. Эта игра даёт возможность ребёнку наглядно увидеть, как отдельный звук «вписывается» в слово: гласный организует слог, твердый и мягкий согласные различают слова (кон-конь, мел-мель, удар-ударь). Вариативность заданий дает возможность увидеть, что один и тот же звук в разных словах может занимать разные позиции.

«Звуковой поезд»- игра более сложного уровня: от слова (лексической единицы языка) мы переходим к работе с предложением (синтаксической единицы языка). На крыше вагончиков поезда необходимо разместить слова предложения, а в окошках вагончиков дети размещают цветные фишки, соответствующие звукам, из которых состоит каждое слово. При этом дети видят, что все слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически - они стоят в определенных формах, и звучание (произношение) этих форм не совпадает с начальной формой слова (в предыдущей игре они работали со словами в начальной форме).  По моим наблюдениям, несмотря на сложность, эта игра вызывает живой интерес у детей: они «рвутся работать со словами в предложении, готовы придти на помощь друг другу.  При этом они невольно запоминают орфографический правильный облик каждого слова в предложении.

     Следующая игра -  «Цветозвуковичок».  Игра представляет собой цветок, в середине которого находится определенная буква и  картинки, на которых изображены различные предметы. Цель пособия - научить ребенка определять  заданный звук в слове,  развивать умение соотносить звук с обозначающей его буквой и правильно подбирать картинку (слово) к заданной букве.  Ребенок выбирает картинку с предметом, определяет звук в начале слова и прицепляет его с помощью прищепки на тот цветозвуковичок,  который обозначает соответствующую этому звуку букву. Работа с прищепками, картинками  развивает мелкую моторику, что готовит руку к письму.

Дидактическая игра « Составляшки» тренирует навык чтения в игровой форме и развивает внимательность.  Данную игру хорошо использовать для групповых занятий. На доске вывешивается картинка,  каждому ребенку нужно выложить самостоятельно слово-название изображенного на картинке предмета - из букв, лежащих на столе.  Начинаем с трехбуквенных слов,  постепенно усложняя задачу  четырехбуквенными  и пятибуквенными словами. Играя в эту игру,  ребенок также зрительно запоминает правильность написания слов. Эту игру можно использовать и для индивидуальной работы с детьми, которые сталкиваются с трудностями в обучении.

Все пособия  заламинированы  для прочности и эстетичности вида.

  Таким образом, в дидактической игре у ребёнка, появляется уникальная возможность самовыражения и самосовершенствования. Он, овладевая навыками самоанализа, самооценки и оценки результатов учебной деятельности других детей, видит реальные перспективы собственного роста, стремится достичь все больших результатов в учебном процессе, а это надёжная база подготовки ребенка  к школьному обучению.

Кроме того, игровая ситуация создает благоприятные условия для развития социальной сферы жизнедеятельности ребенка: он получает навыки коллективной работы (совместного планирования и организации учебной деятельности, взаимопомощи в ходе выполнения заданий, психологической поддержке сверстников).

Контактная работа  с дидактическими элементами пособий не только развивает мелкую моторику, а через нее активизирует работу головного мозга, но и закладывает основы успешной сенсорной деятельности в школе (овладение каллиграфическим письмом, обеспечивает устойчивость почерка).

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте. Надеемся, что и наше пособие будет полезно для коллег-воспитателей старших групп ДОУ.


Список использованной литературы:

  1. Варенцова Н.С  Обучение дошкольников грамоте: пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет — М.: Мозаика Синтез, 2012.
  2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя.  М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  3. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. — М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Дидактическая игра по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте «Весёлый зонтик»

Дидактическая игра по обучению грамотев старшем дошкольном возрасте«Весёлый зонтик»Подготовила: Яковлева И.Н., воспитатель первой квалификационной категории,  МОУ Леснополянская НШ им...

Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "

Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного  обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Активизировать знания детей о звуковом составе слова;Закреплять умения делить слова ...

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки их состава слова, делить слова на слоги и...