Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Полякова Наталья Владимировна

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл творческий отчет 18.24 КБ

Предварительный просмотр:

     Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учёта возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются:  заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память, новизна приёмов, многообразие и никакого насилия над природой. В работе со сказкой я часто использую ,  приёмы ТРИЗа , мнемотехники, логоритмики, психогимнастики  и применение компьютерной техники, а также  авторские разработки Н.В.Нищевой «Развивающие сказки», Н.Е.Вераксы «Наглядно-дидактические пособия» к сказкам, О.Г.Ивановской, Л.Я. Гадасиной «Читаем сказки с логопедом», А.А.Гуськовой «Занятия на основе сказок». Всё это позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи. Обучение  проходит более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют  этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Это позволяет решить ряд коррекционных задач. Остановимся на некоторых из них. На материале различных сказок  успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи , дикцией - на выдохе произносятся фразы : «Расти, расти, репка, сладка. Расти, расти, репка, крепка» («Репка»). Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто,  в теремочке живёт?», «Я –мышка-норушка»( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка»  на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). На развитие голоса  используются такие упражнения, как «Спой песенку внучки на одном выдохе» (произнесение гласного ряда), «Белоснежка заблудилась»(тихо-громче-громко: «ау»), «Песенка Козы»(высоко),  «Песенка волка»(низко). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом Морозко, высоким- голосом девушки : «Тепло ли тебе, девица?»(низко), «Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка» (высоко)  .  Успешно  используется  чтение отрывков из сказок стихотворной формы  с постепенной сменой силы голоса(1 строчка- одна артикуляция, 2 -  шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На  развитие темпа  и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». Например, нужно произнести фразу «Нам не страшен серый волк!». На развитие ритма используются упражнения  «Отстучи телеграмму доктору Айболиту» (по подражанию), «Простучи песенку ведер по ноткам» («По щучьему велению»). На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок»(хитрую лису, злого волка, переодетого в Красную Шапочку, храброго зайца и т.д.) -проговаривание фраз из сказок  разной интонацией. На развитие слухового внимания успешно используются  игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),             «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки),  «Узнай нас» (по типу «Подскажи словечко»). Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко»,  «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек»- «Золотой ключик», «Метровочка- Дюймовочка», «Кепка»- «Репка»,  «Коробок»-«Колобок». В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова  (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д. Образование антонимов  быстрее отрабатывается в  игровом упражнении «Всё наоборот» по сказке А. Афанасьева «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если  бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевопло-щаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Интересной и очень полезной игрой  является «Слово-сказка». Предлагается какое-то одно слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку.   Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу. Не менее интересный  вид упражнения «Бином фантазий». Дети называют два слова, не связанные между собой. Но чтобы сочинить сказку, надо видоизменить эти слова таким образом, чтобы отыскать интересные словосочетания, которые вызвали бы желание сочинять. Например, детям предлагается два слова - небо и розы. У детей получились интересные сказки: «Небо в розах», «Небесные розы», «Розовое  небо». На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Завиральные истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний  к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В  упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат их сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок.  

На основе сказок разработаны занятия   лексическим темам: « Зима» (« Снегурочка»), «Овощи».  («Репка»), «Посуда» («Федорино горе»)и др. На занятиях активно применяются  компьютерные технологии. К сказкам разработаны презентации. Таким образом,  в логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи. Следовательно, сказка- эффективное развивающее, коррекционное и  психотерапевтическое  средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Но  чтобы  это средство дало результат , надо использовать сказки в полной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

"Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ

Целесообразность использования ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения сов...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...

Мастер-класс по использованию скрепышей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми

В данном материале рассказывается, как на логопедическихиндивидуальных. подгрупповых и фронтальных занятиях можно использовать миниатюрные резиновые фигурки- скрепыши....