Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Павлюк Елена Викторовна

Целесообразность использования ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_korrektsionno.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед Павлюк Е.В.

МАОУ «Гимназия»

 структурное подразделение

Детский сад №12 «Ладушки»

г. Старая Русса

      В связи с имеющимися проблемами в области дошкольного образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).  Реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес. Соответствие дошкольного образования требованиям стандарта предполагает использование новых подходов и методик воспитательного процесса. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт, что «в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования» (И.В. Роберт, 1994).

     Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. 
Они являются дополнительной мотивацией обучения и развития детей. Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует коренным изменениям широко используемых в традиционной методике демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, ориентированных как на индивидуальное, так и на коллективное восприятие информации.

    Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс».

    В основу использования новых информационных технологий (НИТ) в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

     Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

     Применение ИКТ в образовании открывает огромные возможности также и для воспитателей, специалистов коррекционного ДОУ.

     В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

     Исследования, посвящённые проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.) показывают, что преодоление системного речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику.

     Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

   Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффективным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

        В историческом развитии человека компьютер, по мнению А. Н. Леонтьева, «с психологической точки зрения может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительские интеллектуальные функции».

    Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, М. А. Холодной, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

   Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

     Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности.

     Новые компьютерные технологии применяются и в специальном образовании, как отмечает О. И. Кукушкина, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности. При общем недоразвитии речи сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Как отмечают Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

    Кукушкина О.И. отмечает, что современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также общего развития детей.

     Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

    Л. П. Гурьева в своих психологических исследованиях выявила, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера.

    В СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.12.21) разработаны правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: продолжительность занятий, гигиенические требования и др.

   В нашей коррекционной работе над речью детей старшего дошкольного возраста мы используем компьютерные игры, рекомендованные специалистами, в частности «Игры для Тигры». Компьютерная технология «Игры для Тигры» заинтересовала детей с первого занятия. Общение с компьютером вызывало у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
    На начальном этапе мы поставили цель: формирование мотивационной готовности детей с нарушениями речи к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Кроме того, обучали некоторым элементарным действиям с компьютером. Познакомили детей с внешними правилами управления компьютером, объяснили, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Для установления контакта с детьми стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому сначала сами продемонстрировали, как нужно выполнять предложенные задания. Для некоторых заданий можно самим детям управлять мышью. Если у детей это выявляло интерес и было возможным, давали такую возможность (по желанию детей). Многие дети впервые работали за компьютером, поэтому движения рук их были неловкими и неумелыми, трудно управляли мышью. С каждым занятием повышалась мотивация у детей, а движения пальцев становились увереннее. Создавали установки на активное, сознательное участие ребенка в образовательном процессе. Основная индивидуальная работа с детьми связана с коррекцией нарушений слухового внимания и развитием речевого дыхания, темпа и ритма, артикуляционного праксиса, а также развитием фонематического слуха, формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. При автоматизации и дифференциации оппозиционных звуков добивались самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с недостатками речи. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. Поэтапно детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие звукобуквенного анализа. Все больше обогащалась лексика детей и развивалась их связная речь.  

     Положительные эмоции, полученные детьми от игры на компьютере, активировали их речевую деятельность, возрастала потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастала мотивация общения. Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливался прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступала в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию брал на себя компьютерный персонаж программы Тигренок. Всё это помогало создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствовало ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности. В результате применения специальной компьютерной программы в логопедической работе у детей возросла речевая активность, появилось желание общаться со сверстниками, повысился социальный статус в своей возрастной группе. Для коррекционно-развивающего образовательного процесса существенным являлось и то влияние компьютерных игр, которое они оказывали на становление личностного развития дошкольника - развивали чувство самостоятельности и уверенности в себе. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствовало коррекции, формированию и развитию:

- длительности и силы речевого выдоха,

- громкости (интенсивности) голоса,

- темпо-ритмической организации,        

- интонационной выразительности,

- четкости и разборчивости речи,

- неречевого слухового гнозиса,

- речевого слухового гнозиса,

- звукового анализа и синтеза,

- структуры значения слова,

- лексических связей слов,

- грамматического значения слова,

- коммуникативных навыков детей.

В результате коррекционной работы с использованием
компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры». У всех детей были поставлены и автоматизируются звуки, развился фонематический слух, дети овладели звуко-слоговым анализом и синтезом слов, анализом предложений. Увеличился качественный и количественный активный и пассивный словарь детей. Дети стали подмечать в тексте слова - действия, слова - признаки, включая их в правильную структуру предложения. Дети стали общительными, появился познавательный интерес. Положительных
результатов добились благодаря совместным усилиям и тесному взаимодействию логопеда с воспитателями и родителями.

     В коррекционной логопедической образовательной деятельности мы используем мультимедийные презентации. Презентация – это обучающий мини-мультик, электронная книжка с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, тем самым проходит речевое развитие детей.

При проведении занятий мы используем различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей,  помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, т.к. материал мы подбираем исходя из логопедических потребностей ребенка. Возможности компьютера позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет нам создавать для детей собственные мультимедийные презентации или адаптировать для своих детей презентации коллег представленные на педагогических сайтах.

     Не каждая презентация подходит для комплексно-тематического построения образовательной деятельности с детьми-логопатами. Поэтому мы создаем авторские слайд–фильмы и компьютерные презентации, разработанные с учётом особенностей развития дошкольников с нарушением речи.

    Создавая и используя мультимедийные презентации, мы учитываем своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых.

     Работа с компьютером на логопедическом занятии имеет ряд особенностей. Мы включаем работу с компьютером дозировано, для решения определённых задач. Структура и методика самого логопедического занятия при этом не нарушается.

  Для решения коррекционных речевых задач используем компьютерные развивающие игры. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Вырабатывая у дошкольников определённые навыки, используем обучающие игры дидактического характера, в которых в игровой форме предлагаем решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием фонематического восприятия; с основами систематизации и классификации, с синтезом и анализом понятий; лексико-грамматического построения.  

    В дидактических играх цель и правила игры скрыты в сюжете или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

    Использование в коррекционной работе компьютерных игр и мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

    Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

"Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с особенностями развития...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения сов...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Методическая разработка «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире. Появляется увере...

Мастер-класс по использованию скрепышей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми

В данном материале рассказывается, как на логопедическихиндивидуальных. подгрупповых и фронтальных занятиях можно использовать миниатюрные резиновые фигурки- скрепыши....