Консультация для педагогического коллектива
консультация по логопедии на тему

Cоловетская Наталья Николаевна

Консультация для педагогического коллектива Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников с ТНР»

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными  Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         В  работе с детьми  необходимо большое внимание уделять речевому развитию, поэтому из  ранее разработанных методик по данной проблеме, в    практике можно применять следующие технологии:

Обучение  детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Речь - это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи трудно переоценить, т.к. в этот процесс, включается развитие всех психических процессов и совершенствование детской деятельности. В работах таких ученых, как Выготский Л.С, Запорожец А.В, Филичева Т.Б, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Конечная цель речевого развития в ДОУ – это овладение речью, как средством общения.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка. Сразу хочется объяснить почему? Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью, это основа формирования личности ребенка дошкольника. В формировании связной речи, так же прослеживается связь развития речи и интеллектуального развития.

Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Формирование связности речи включает в себя развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Решение таких задач, как: развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков, развитие монологической и диалогической речи, умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов), развитие фантазии, умения обращать свои мысли в слова. Педагог при этом должен определить: тему и цель задания, словарь, который должен усвоить ребенок на данном этапе, отработать лексический и грамматический материал с учетом этапа коррекционного обучения, обозначить основные этапы, показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа, подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала, обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий, включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения, учитывать зону ближайшего развития дошкольника, предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность.

Дети с ТНР не могут проходить обучение в массовых детских садах, т.к. им нужны конкретные специалисты, поэтому и существуют специальные сады и группы для детей с соответствующими диагнозами.

Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Основными задачами педагогов именно речевых групп являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики. Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. С недавнего времени в дошкольную педагогику ввели метод проектной деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования определяется основными требованиями: кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективного средства обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, поиск новых путей решения поставленных задач. Метод проекта отлично подходит к данным требованиям. Его использование в ДОУ связано с: гуманизацией образования, проблемами развития обучения, педагогике сотрудничества, личностно- ориентированными и деятельными подходами. Проектная деятельность в ДОУ рассматривается, как инновация, т.к в основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольника, на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов и обучающихся, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, по этапному практическому достижения поставленной цели.

Следовательно, метод проекта, так же подходит для развития связной речи у детей с ТНР.

Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявлять эмоции, активизировать словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать грамматический строй.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает: адекватное использование ребенком вербальных и невербальных средств общения,

владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Консультация для педагогического коллектива

Данная консультация разработана для того, чтобы стала понятна цель работы воспитателя с семьёй, находящейся в социально опасном положении. Для чего нужно развитие системы сопровождения семей, оказавши...

Консультация для педагогического коллектива:"Вежливость"

Консультация для педагогического коллектива:"Вежливость"...

Консультация дл педагогического коллектива:"Вежливость"

Консультация дл педагогического коллектива:"Вежливость"...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...