Консультация для педагогического коллектива
консультация на тему

Гаева Наталья Юрьевна

Данная консультация разработана для того, чтобы стала понятна цель работы воспитателя с семьёй, находящейся в социально опасном положении. Для чего нужно развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогического коллектива МАДОУ Детский сад №13 по работе с семьями СОП.

Подготовила социальный педагог Гаева Н. Ю.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Цель работы воспитателя с семьёй СОП – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы работы воспитателей с семьями СОП:

- Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.

- Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

- Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Воспитатели не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

- Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

Перспектива работы – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей.

Для работы с семьями СОП социальным педагогом создаются программы.

Реализация программы идет по направлениям:

– работа воспитателей с родителями или семьями, находящимися в СОП. Координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

- методическая работа со специалистами-координаторами, за которыми закреплены семьи, находящиеся в СОП, и дополнительно подключены специалисты органов Управления образования, школьные педагоги, КДН, медицинские работники, главы поселковых администраций.

Основная идея программы – выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.

Цель методов работы с семьей, находящейся в СОП – возврат семьи в социум и повышение социального статуса семьи.

Я совместно с воспитателями должна решить следующие задачи:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

- научить ставить ближние и дальние цели

- содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

- оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям.

На всех этапах работа с родителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, как родителя, как работника, как члена общества и т. д. Успешная реализация себя во многих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чем больше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение, а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разным социально-экономическим изменениям.

Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное- при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (нормальное функционирование детей в социуме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Консультация для педагогического коллектива

Консультация для педагогического коллектива Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников с ТНР»...

Консультация для педагогического коллектива:"Вежливость"

Консультация для педагогического коллектива:"Вежливость"...

Консультация дл педагогического коллектива:"Вежливость"

Консультация дл педагогического коллектива:"Вежливость"...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...