Занятие по развитию речи с детьми ОНР III уровня подготовительная к школе группа по лексической теме «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

                 Занятие по развитию речи с детьми ОНР III уровня  подготовительная к школе  группа  по лексической теме  «Домашние животные".

                 Задачи:

I.                   Образовательные:

1.     Закрепить умение правильно употреблять в речи предлоги в, на при составлении предложений.

2.     Развивать навык составления сказки.

 

II.                Коррекционные:

1.     Расширять и активизировать номинативный и глагольный словарь детей по теме «Домашние животные», закреплять в речи названия домашних животных, их детенышей, частей тела, жилищ.

2.     Уточнять значения как известных детям слов, так и приобретаемых вновь.

3.     Развивать навык лексической сочетаемости слов.

4.     Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, просодические компоненты речи.

5.     Развивать высшие психические функции.

 

III.             Воспитательные:

1.     Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра “Что забыл нарисовать художник?”)

2.     Воспитание любви к домашним животным.

3.     Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения. 

       Оборудование:

1.     Плакат «Зашумленные животные»;

2.     Плакат «Скотный двор»;

3.     Предметные картинки домашних животных;

4.     Индивидуальные карточки «Четвёртый – лишний»;

5.     Коробка с предметными картинками домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака)

6.     «Чудесный мешочек» с объемными фигурками домашних животных;

7.     Карточки – схемы;

8.     Маски – шапочки: корова, кошка, собака, лошадь, свинья, овца,

9.     Игрушка кошка.

 

     Лексический материал:

·        Корова, коза, овца, свинья, лошадь, собака, кошка, теленок, жеребенок, поросенок, щенок, котенок, ягненок, козленок, конура, конюшня, свинарник, хлев, скотный двор, рога, копыта, хвост, грива, усы;

·        Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает, скачет, прыгает, бегает, ходит, ползает, мчится;

·        Гнедая, белогривая, рогатая, жёсткая, пушистая, резвая, вкусно, много, полезно.

·         

 

Ход занятия

Развитие внимания, зрительного гнозиса, умения работать по инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления.

Развитие тактильных ощущений.

Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений.

Расширение словаря по теме.

 

 

 

 

 

 

Развитие зрительного восприятия, цветоразличения памяти, пространственных отношений.

Развитие словаря по теме.

Развитие мелкой моторики кисти рук.

Развитие умения работать по инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение словаря по теме.

Развитие внимания.

Развитие мелкой моторики.

Практическое усвоение предлогов «в», «на».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие координации движений с речью.

Расширение словаря по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Организационный момент

Инструкция:

Сядет тот, кто увидит и назовёт, спрятавшихся на рисунке, животных.

(логопед представляет детям плакат «Зашумленные животные», дети называют домашних животных и садятся на свои места)

 

II.               Введение в тему.

(раздается голос кошки «Мяу-мяу», логопед показывает детям игрушку Кошку)

Лог.: Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Посмотрите, кошка  Мурка пришла к нам в гости. У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?”

 

III.           Обучающий этап.

1.          Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

(логопед предлагает детям на ощупь определить, какое домашнее животное прячется в мешочке, назвать его и  вытащить из мешочка)

Лог.: Посмотрите, какой замечательный мешочек. В нем спрятались гости, которые придут к Мурке.

(дети ощупывают объемные фигурки домашних животных, называют их и выставляют на стол)

Лог.: Какие это животные?

Дети: Это домашние животные.

Лог.: Почему их называют домашними животными?

Дети: они живут рядом с человеком. Человек о них заботится, строит им жилища и дает корм.

 

 

2.     Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Лог.: Да, действительно, домашние животные во многом зависят от человека. Посмотрите, они даже заблудились среди различных животных и не могут найти дорогу на скотный двор.

(логопед раздает детям карточки «4-й – лишний», дети выбирают из четырех животных  - домашнее)

Лог.: На своих карточках найдите лишнее животное, обведите его красным карандашом и объясните свой выбор.

(дети выбирают красный карандаш из набора карандашей, обводят нужное животное и объясняют свой выбор)

Карточки: Лиса, заяц, волк и корова

                   Ворона, сорока, воробей и свинья

                  Щука, сом, карась и собака

                 Лягушка, ящерица, саламандра и кошка

                 Кузнечик, божья коровка, пчела  и лошадь

               Бегемот, зебра, жираф и овца.

Лог.: А теперь переверните карточки и назовите тех животных, которых обвели карандашом.

(дети называют животных)

Лог. Где они живут?

Дети: На скотном дворе.

3.     Дидактическая игра «Скотный двор»

Лог.: Правильно, все эти животные живут на скотном дворе, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте поиграем и поселим животных в их дома.

(Детям предлагается коробка с плоскостными изображениями животных. Ребенок находит то домашнее животное, которое он выделил в игре «4-ё – лишний» и прикрепляет его на панно «Скотный двор» рядом с его домом)

Лог.: Кто это?

Реб.: Это корова. Она живет в коровнике.

Лог.: Кто это? Это свинья. Она живет в свинарнике.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это коза. Она живет в хлеву.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это лошадь .Она живет на конюшне.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это собака. Она живет в конуре.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это кошка. Она живет в доме.

4.     Физминутка.

(дети встают из-за столов)

Лог.: У домашних животных есть детеныши. И я сейчас превращу вас в детенышей животных

(логопед надевает им шапочки – маски: щенка, котенка, жеребенка, ягненка, поросенка, теленка)

(дети выполняют движения в соответствии со словами)

Встал солнышко с утра,

и проснулись птицы

(дети потягиваются)

улица зверей полна –

всем не поместиться

(дети оглядываются с удивлением)

Мамы деток спозаранку

Провожают на полянку:

Порезвиться, поиграть.

Погулять и поскакать

(дети идут по кругу подскоками)

Вот телят ведут коровы,

(идут по кругу, делая руками над головой рожки)

А овечки двух телят

(делают рожки, согнул руки в локтях)

Мама - лошадь – жеребенка

(идут, высоко поднимая колени)

А свинья – трёх поросят

(идут семенящим шагом, сзади крутят пальчиками)

Тут мелькнула кошка  Мурка

(идут плавным шагом)

Там коза шагает чинно,

Провожает двух козлят

(шагают по кругу, высоко поднимая колени)

Собрались все спозаранку.

На зеленую полянку

(поворачиваются в круг лицом и приседают)

Ждут собаку и щенят

Охранять своих ребят.

(прикладывают ладонь ко лбу и оглядываются)

 

IV.           Закрепление материала.

1.     Составление сказки «Спор животных» с использованием театрализации.

Лог.: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”.

(шапочки одеты на  детях)

Лог.: Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.

Реб.: “Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Корова промычала: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Коза замекала: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Лошадь заржала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Лог.: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

 

2.     Игра «Что забыл нарисовать художник»

(логопед показывает на панно «Скотный двор»)

Лог.: “Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?”

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). “У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта”.

Лог.: “Молодцы!”

 

V.               Итог занятия.

Лог.: О каких животных мы сегодня говорили?

(логопед читает стихотворение «Домашние животные»):

Люди животных приручали.

И они домашними стали.

 

Человек им строил жилища,

Каждый день готовит им пищу,

Чистит, моет, если надо – лечит.

 

Лошадей, собачек и овечек,

Кошечку, корову, поросенка,

Уточку, крольчиху и теленка.

Курицу, гуся и петуха,

Жизнь у них, конечно, неплоха.

 

И за это люди получают

От животных шерсть и нежный пух,

Молоко, чтоб пить его за чаем,

А еще любовь и доброту.

Лог.: (обращаясь к игрушке кошке) Мурка, тебе было интересно на нашем занятии?

(от имени Мурки логопед отвечает, что было интересно)

Лог.: Дети, Буренке было очень понравилось, как вы рассказывали о домашних животных, их жилищах, детенышах. Она говорит вам «Спасибо».

Лог.: Занятие окончено. До свидание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_onr_iii_urovnya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи с детьми ОНР III уровня

старшая логопедическая группа

по лексической теме  «Домашние животные»

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Закрепить умение правильно употреблять в речи предлоги в, на при составлении предложений.
  2. Развивать навык составления сказки.

  1. Коррекционные:
  1. Расширять и активизировать номинативный и глагольный словарь детей по теме «Домашние животные», закреплять в речи названия домашних животных, их детенышей, частей тела, жилищ.
  2. Уточнять значения как известных детям слов, так и приобретаемых вновь.
  3. Развивать навык лексической сочетаемости слов.
  4. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, просодические компоненты речи.
  5. Развивать высшие психические функции.

  1. Воспитательные:
  1. Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра “Что забыл нарисовать художник?”)
  2. Воспитание любви к домашним животным.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

Оборудование:

  1. Плакат «Зашумленные животные»;
  2. Плакат «Скотный двор»;
  3. Предметные картинки домашних животных;
  4. Индивидуальные карточки «Четвёртый – лишний»;
  5. Коробка с предметными картинками домашних животных (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака)
  6. «Чудесный мешочек» с объемными фигурками домашних животных;
  7. Карточки – схемы;
  8. Маски – шапочки: корова, кошка, собака, лошадь, свинья, овца,
  9. Игрушка кошка.

Лексический материал:

  • Корова, коза, овца, свинья, лошадь, собака, кошка, теленок, жеребенок, поросенок, щенок, котенок, ягненок, козленок, конура, конюшня, свинарник, хлев, скотный двор, рога, копыта, хвост, грива, усы;
  • Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает, скачет, прыгает, бегает, ходит, ползает, мчится;
  • Гнедая, белогривая, рогатая, жёсткая, пушистая, резвая, вкусно, много, полезно.

Ход занятия

Развитие внимания, зрительного гнозиса, умения работать по инструкции.

Развитие мышления.

Развитие тактильных ощущений.

Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений.

Расширение словаря по теме.

Развитие зрительного восприятия, цветоразличения памяти, пространственных отношений.

Развитие словаря по теме.

Развитие мелкой моторики кисти рук.

Развитие умения работать по инструкции.

Расширение словаря по теме.

Развитие внимания.

Развитие мелкой моторики.

Практическое усвоение предлогов «в», «на».

Развитие координации движений с речью.

Расширение словаря по теме.

Развитие связной речи

  1. Организационный момент

Инструкция:

Сядет тот, кто увидит и назовёт, спрятавшихся на рисунке, животных.

(логопед представляет детям плакат «Зашумленные животные», дети называют домашних животных и садятся на свои места)

  1. Введение в тему.

(раздается голос кошки «Мяу-мяу», логопед показывает детям игрушку Кошку)

Лог.: Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Посмотрите, кошка  Мурка пришла к нам в гости. У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?” 

  1. Обучающий этап.
  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

(логопед предлагает детям на ощупь определить, какое домашнее животное прячется в мешочке, назвать его и  вытащить из мешочка)

Лог.: Посмотрите, какой замечательный мешочек. В нем спрятались гости, которые придут к Мурке.

(дети ощупывают объемные фигурки домашних животных, называют их и выставляют на стол)

Лог.: Какие это животные?

Дети: Это домашние животные.

Лог.: Почему их называют домашними животными?

Дети: они живут рядом с человеком. Человек о них заботится, строит им жилища и дает корм.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Лог.: Да, действительно, домашние животные во многом зависят от человека. Посмотрите, они даже заблудились среди различных животных и не могут найти дорогу на скотный двор.

(логопед раздает детям карточки «4-й – лишний», дети выбирают из четырех животных  - домашнее)

Лог.: На своих карточках найдите лишнее животное, обведите его красным карандашом и объясните свой выбор.

(дети выбирают красный карандаш из набора карандашей, обводят нужное животное и объясняют свой выбор)

Карточки: Лиса, заяц, волк и корова

                   Ворона, сорока, воробей и свинья

                  Щука, сом, карась и собака

                 Лягушка, ящерица, саламандра и кошка

                 Кузнечик, божья коровка, пчела  и лошадь

               Бегемот, зебра, жираф и овца.

Лог.: А теперь переверните карточки и назовите тех животных, которых обвели карандашом.

(дети называют животных)

Лог. Где они живут?

Дети: На скотном дворе.

  1. Дидактическая игра «Скотный двор»

Лог.: Правильно, все эти животные живут на скотном дворе, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте поиграем и поселим животных в их дома.

(Детям предлагается коробка с плоскостными изображениями животных. Ребенок находит то домашнее животное, которое он выделил в игре «4-ё – лишний» и прикрепляет его на панно «Скотный двор» рядом с его домом)

Лог.: Кто это?

Реб.: Это корова. Она живет в коровнике.

Лог.: Кто это? Это свинья. Она живет в свинарнике.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это коза. Она живет в хлеву.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это лошадь .Она живет на конюшне.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это собака. Она живет в конуре.

Лог.: Кто это?

Реб.: Это кошка. Она живет в доме.

  1. Физминутка.

(дети встают из-за столов)

Лог.: У домашних животных есть детеныши. И я сейчас превращу вас в детенышей животных

(логопед надевает им шапочки – маски: щенка, котенка, жеребенка, ягненка, поросенка, теленка)

(дети выполняют движения в соответствии со словами)

Встал солнышко с утра,

и проснулись птицы

(дети потягиваются)

улица зверей полна –

всем не поместиться

(дети оглядываются с удивлением)

Мамы деток спозаранку

Провожают на полянку:

Порезвиться, поиграть.

Погулять и поскакать

(дети идут по кругу подскоками)

Вот телят ведут коровы,

(идут по кругу, делая руками над головой рожки)

А овечки двух телят

(делают рожки, согнул руки в локтях)

Мама - лошадь – жеребенка

(идут, высоко поднимая колени)

А свинья – трёх поросят

(идут семенящим шагом, сзади крутят пальчиками)

Тут мелькнула кошка  Мурка

(идут плавным шагом)

Там коза шагает чинно,

Провожает двух козлят

(шагают по кругу, высоко поднимая колени)

Собрались все спозаранку.

На зеленую полянку

(поворачиваются в круг лицом и приседают)

Ждут собаку и щенят

Охранять своих ребят.

(прикладывают ладонь ко лбу и оглядываются)

  1. Закрепление материала.
  1. Составление сказки «Спор животных» с использованием театрализации.

Лог.: “Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”.

(шапочки одеты на  детях)

Лог.: Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”. 

Реб.: Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Корова промычала: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Коза замекала: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Реб.: Лошадь заржала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Лог.: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

  1. Игра «Что забыл нарисовать художник»

(логопед показывает на панно «Скотный двор»)

Лог.: “Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?”

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). “У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта”. 

Лог.: “Молодцы!”

  1. Итог занятия.

Лог.: О каких животных мы сегодня говорили?

(логопед читает стихотворение «Домашние животные»):

Люди животных приручали.

И они домашними стали.

Человек им строил жилища,

Каждый день готовит им пищу,

Чистит, моет, если надо – лечит.

Лошадей, собачек и овечек,

Кошечку, корову, поросенка,

Уточку, крольчиху и теленка.

Курицу, гуся и петуха,

Жизнь у них, конечно, неплоха.

И за это люди получают

От животных шерсть и нежный пух,

Молоко, чтоб пить его за чаем,

А еще любовь и доброту.

Лог.: (обращаясь к игрушке кошке) Мурка, тебе было интересно на нашем занятии?

(от имени Мурки логопед отвечает, что было интересно)

Лог.: Дети, Буренке было очень понравилось, как вы рассказывали о домашних животных, их жилищах, детенышах. Она говорит вам «Спасибо».

Лог.: Занятие окончено. До свидание.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Занятие по развитию речи с детьми 4-5 лет с ОВЗ (психическое недоразвитие). Тема: «Домашние птицы. Куриная семейка».

Представленный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет может пригодиться учителям-дефектологам и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающим в ...

Тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (ПТИЦЫ)»

 Задачи: обобщать конкретные представления о домашних животных, учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формир...

Конспект ОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием ментальных карт на тему: «Домашние животные»

Тема: Домашние животные и их детенышиОбразовательные задачи:Закрепить знания детей о «Домашних животных».Сформировать представления о детенышах домашних животных.Вызвать интерес и желание ...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 5 – 6 лет с использование технологии «синквейн» на тему «Домашние животные»

Цель: развитие связной речи через инновационную технологию«синквейн». Задачи: Образовательные:  - закреплять и расширять словарь по теме «Домашние животные&r...