Методические рекомендации по организации и содержанию работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
методическая разработка по логопедии на тему

Соловьева Ольга Владиславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации и содержанию работы с детьми,

имеющими различные речевые нарушения.

        

   

    Любое педагогическое воздействие – это процесс реализаций образовательных и воспитательных задач. Так и логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-образовательного характера. При организации этого процесса необходимо руководствоваться общими исходными положениями, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушения речи.

  • При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические, социально-психологические факторы.

Так, например, в зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется нормализации речевой коммуникации заикающихся. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.

  • Содержание логопедического воздействия должно зависеть от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушения речи возможны различные механизмы.

Примером могут служить нарушения чтения (дислексия), при которой может наблюдаться внешне сходная симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры слова могут наблюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других – из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза.

  • В логопедической работе необходимо учитывать структуру дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичного и вторичного.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных её звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

  • Нельзя забывать о том, что логопедическая работа по устранению различных форм нарушения речи носит дифференцированный характер.

Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребёнка.

  • Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
  • Большое место в реализации логопедической работы занимает коррекция и воспитание личности в целом, в процессе которой учитываются особенности формирования личности детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.
  • Коррекция нарушения речи проводится с учётом ведущей деятельности.

 У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

В школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

     С учётом ведущей деятельности ребёнка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.

  • Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.

Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребёнка, о задачах, методах и приёмах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и во время нерегламентированной деятельности под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим специалистом является логопед, так, как он владеет системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, владеет приёмами и методами их обучения и воспитания.

Поэтому, в содержание корркеционно-образовательного процесса обязательно должно входить:

- логопедическое обследование, определяющее структуру и тяжесть речевых нарушений;

- формулирование предварительного логопедического заключения и направление детей в психолого-медико-педагогическую комиссию для его подтверждения;

- комплектование группы для занятий с учётом характера речевой патологии и возраста;

- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по устранению различных нарушений речи;

- ведение документации, определённой нормативно-правовыми актами, по установленной форме.

   Направления логопедического воздействия должны определяться в зависимости от типа речевого нарушения.

 Так, например, основными направлениями логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи являются:

  1. Развитие полноценного фонематического слуха и фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.
  2. Формирование фонетической системы языка: уточнение артикуляции и закрепление произношения сохранных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  3. Обучение грамоте. Звук и буква изучаются параллельно. При изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи.
  4. Расширение и уточнение лексического запаса как за счёт уточнения значений имеющихся слов и накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  5. Совершенствование грамматического строя речи: выполнение упражнений по словоизменению, по правильному употреблению предлогов; составление предложений разной структуры с постоянным усложнением.
  6. Закрепление навыков построения связного высказывания.
  7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению
  8. Формирование коммуникативной   готовности к школе.

Дети с общим недоразвитием речи составляют сложную разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Содержание коррекционно-логопедического процесса зависит от возраста детей, степени тяжести и структуры речевого дефекта, уровня развития речи (I, II, III), сохранных компенсаторных возможностей детей.

I уровень речевого развития

1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления)

2. Воспитание активного произвольного внимания к речи, т.е. учить вслушиваться в обращённую речь.

3. Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов.

4.Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики.

5. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.

6. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.

7. Формирование двусоставного простого предложения за счёт усвоения элементарных словообразований, словоизменений.

8. Создание развивающей деятельности для стимулирования речевой деятельности.

II уровень речевого развития

1.Формирование психологической базы речи

2. Развитие понимания речи, т.е. уточняются конкретные понятия, формируется предметная соотнесённость слова, вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слова и их связей в предложении.

3.Расширение и обогащение словарного запаса: уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлечённых понятий, накопление синонимов, антонимов.

4.Развитие фонематического слуха.

5. Нормализация состояния моторных функций.

6.Совершенствование звукопроизношения: закрепление правильно произносимых звуков и постановка простых по артикуляции и их закрепление в собственной речи.

7. Усвоение слов слоговой структуры, доступной по звуко-слоговому составу.

8. Практическое усвоение простых грамматических категорий (употребление предлогов, словоизменения)

9. Употребление в речи распространённых предложений; понимание значения каждого члена предложения.

10. Формирование фразовой речи(умение отвечать на вопросы, заучивание стихотворений, пересказ маленьких текстов)

11. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

III уровень речевого развития

  1. Формирование психологической базы речи.
  2. Расширение словарного запаса за счёт накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования.
  3. Развитие совершенствования грамматических средств языка
  4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
  5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и их автоматизация в речи.
  6. Усвоение слов различной слоговой структуры
  7. Обучение грамоте. Звук и буква изучаются параллельно. При изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи.
  8. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, ориентироваться в условия речевой ситуации.
  9. Нормализация состояния моторных функций
  10. Развитие и совершенствование психологических  предпосылок к обучению
  11. Формирование коммуникативной готовности к обучению.

    Основное содержание логопедической работы по преодолению заикания включает в себя следующие разделы.

  1. Формирование плавной речи у детей с заиканием:

- организация специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи);

- обучение детей навыкам релаксации;

- развитие координации и ритмизации движений в процессе логопедической ритмики (логоритмика);

- формирование речевого дыхания;

-формирование навыков рациональной голосоподачи;

- развитие просодической стороны речи.

Планирование речевого высказывания.

  1. Развитие психологической базы речи.
  2. Психокоррекция речи заикающегося ребёнка:

- создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки;

- соблюдение режима речевого общения в соответствии с конкретным этапом коррекционной работы;

- Выполнение единых требований к поведению заикающегося;

- развитие у ребёнка чувство уверенности в себе;

- развитие фантазии, творческой активности, организационных способностей;

- формирование у заикающихся социальных взаимоотношений: подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками.

   Таким образом, при организации работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, следует опираться на общие исходные положения деятельности логопеда, а так же соблюдать рекомендации к содержанию логопедического воздействия в зависимости от типа речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...

Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...

Оздоровительная работа на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные речевые нарушения

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую  оздоровительные приемы...