Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии на тему

Ковалевская Лариса Вячеславовна

В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon did.igry_i_upr.dlya_preduprezhd.disgrafii.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Введение Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.

Слайд 3

Виды оптической дисграфии К оптической дисграфии относится зеркальное письмо , которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга. Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.

Слайд 4

Таким образом, нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме : - трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; - пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов; - несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.

Слайд 5

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Слайд 6

В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников нужно четко определить признаки, по которым можно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения. Предлагаемый дидактический материал будет полезен для педагогов дошкольного учреждения и родителей, для использования в совместной деятельности с детьми - простые игры и упражнения, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.

Слайд 7

Важно: формировать и развивать зрительное восприятие и представления; развивать зрительный анализ и синтез; развивать зрительно-моторные координации; формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения; учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв; для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.; конструировать и реконструировать буквы из элементов; использовать ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Слайд 8

4-5 лет Игры и упражнения Цели и задачи 1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

Слайд 9

Зашумленные картинки по лексическим темам

Слайд 10

«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».

Слайд 11

« Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй»

Слайд 12

Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая); Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой; Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив; Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.; Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»; Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Слайд 13

Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

Слайд 14

Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Слайд 15

6-7 лет Развитие буквенного гнозиса развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Слайд 16

Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами.

Слайд 17

«Расшифруй слово», «Пирамидка » (разложи по величине и прочти слово) Машина Жук Ток Жаба Кот Лужа Жук Жакет

Слайд 18

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», ребус «Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»

Слайд 19

« Допиши буквы, получи слово», «Узнай буквы»(разные шрифты), «Элементы букв», «На какую букву похожа», «Трансформация букв»

Слайд 20

«Назови букву», «Найди правильно написанную букву», «Какого элемента не хватает», «Какие буквы спрятались в фигуре».

Слайд 21

Надеюсь, что предлагаемый дидактический материал пригодится вам в работе. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Буклет консультация для родителей. Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста.

Буклет консультация для родителей.Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми  дошкольного возраста. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв. Игры для развития ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В рамках работы творческой группы "Топают ножки" и с целью профилактики и коррекции заболеваний опорно–двигательного аппарата детей дошкольного возраста были составлены консультации дл...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок  письма и чтения...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего п...

Игры и упражнения для профилактики дислексии у детей дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений устной и письменной речи. Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необх...